Урок музыки Песни о любимом городе

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Песни о любимом городе»

Цель: Формирование духовно-нравственных основ народных традиций родного края путём анализа музыкальных, художественных и литературных произведений наших современников.

ХПИ: «Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, в дальний путь?».

Оборудование:

Ход урока:

I Организационный момент.

Учитель: Начать наш урок я хочу такими стихами:

Душа Сибири в песню вложена,

Послушай как поёт душа:

Глотками песню заворожено

Испей как воду из ковша.

На берегах крутых рождённая,

Где кедры встали в полный рост,

В июльский зной - она студеная,

Как печка - жаркая в мороз.

На край земли за ней последую

И к небесам готов взлететь,

И песня стала непоседою,

На месте её не усидеть…

  • Ответьте, пожалуйста - какая главная мысль в них выражена? (Ответ детей).

  • Эти стихи подчёркивают мысль о том, что песня - удивительный жанр музыкального искусства, без которого невозможно представить нашу жизнь. А где в жизни мы встречаемся с песней? Для чего нужна песня человеку? Она не только выражает чувства, настроение человека, писавшего её, но может и повлиять на человека, слушающего её, взбодрить, успокоить, развеселить. Одним словом - «нам песня и строить и жить помогает…».

Вообще музыка обладает необычайной силой. Она может проникнуть в наш внутренний мир, музыка способна затронуть доселе невидимые струны души, способна сделать более красивым, добрым и отзывчивым любого человека. И это происходит, когда мы открываем ей свою душу. Послушайте знакомую уже вам песню нашего москаленского композитора Галины Маханьковой «Москаленская земля» и подумайте, мог ли равнодушный человек написать такую музыку?

Прослушивание песни «Москаленская земля» Г.Маханьковой .

Анализ произведения:

- Ответьте, какими чувствами наполнена песня? (Ответ детей).

  • Только человек, переполненный чувством любви к родному краю, умеющих восхищаться его скромной красотой, способен искренне передать и душевный трепет, и восторг. И это не может не найти отклик в сердцах слушателей. Я уверена, что каждый из вас испытал на себе воздействие песни нашего композитора. И я предлагаю передать свои чувства в исполнении.

Исполнение песни «Москаленская земля» Г.Маханьковой .

Учитель: - Обобщить всё вышесказанное я хочу стихами Теслёнок Екатерины, ученицы 7 «Б» класса нашего москаленского лицея:

Москаленки

Родные места: поля и пригорки,

Меж чистой листвы зеленеют околки.

Здесь люди живут умно и красиво,

Здесь нету таких, кто бы предал Россию.

Поселок родной утопает в деревьях.

Здесь в салки играют, там слышится смех.

И люди хлопочут в соседних деревнях,

На рынок сбираются - тоже не грех.

У всех на устах Полежаев, Бикбавов,

И новый роддом и национальный проект,

И воинов наших великая слава

Берлин, Кабул, Грозный - великий перфект.

Здесь русский и немец, казах и татарин

Гуляют все вместе и дружно живут,

И вместе страдали, и жизнь поднимали

В тяжелые годы! И сейчас проживут!

Красивое место - Зелёная Балка-

Экологов туры в родные места,

Есть, что рисовать у природы с натуры,

Творить и учиться лет хоть до ста.

В бескрайних просторах великой России

Жемчужиной в сердце своем берегу-

Москаленки родные, такие большие,

Такие любимые. Здесь я живу!!!

Анализ произведения.

Учитель: - Деревни, посёлки, города, как и люди, непохожи друг на друга, каждый из них имеет не только свой неповторимый облик, но и свою судьбу. Когда и как началась жизнь нашего города Омска? Судьбу нашего города определил поход Ермака.

Наш Омск существует ПОЧТИ три века, история у него очень богата и знать её важно для каждого культурного человека. Сегодня мы начнём писать музыкальную летопись нашего города. И она, как любая другая будет начинаться «давным-давно…»

На экране мультимедийная презентация «Как это было»

На фоне презентации звучит рассказ о походе Ермака.

Учитель: - Одну из таких исторических страниц столкновения казаков с татарами отразил в своёй картине «Покорение Сибири Ермаком» русским художником Суриковым.

Анализ произведения:

  • Каково общее настроение картины? (самый напряжённый момент боя, картина полна движения, порыва).

  • Что помогло создать такое настроение? (тёмные краски с серо-свинцовым отливом).

  • Как вы думаете, чем может закончиться битва поражением или победой русского войска? (Ответ детей).

Учитель: - Ермак был легендарным героем. И не случайно ему было посвящено множество произведений искусства. Замечательный русский поэт Рылеев написал «Думу о Ермаке». Она была настолько пронизана интонациями, близкими к народным былинам, что послужила источником создания народной песни. Прослушайте и скажите - с какой интонацией она звучит?

Прослушивание русской народной песни «Еромак».

Анализ произведения:

Интонации - повествовательные, величественные, широкие, размашистые, суровые;

Музыка - неторопливая, сдержанная, полная внутренней силы.

Сравнительный анализ:

  • Давайте сравним интонации картины и музыки.

  • Что объединяет эти произведения? (Дети отвечают).

  • Что вы знаете о дальнейшей судьбе Ермака? (Дети отвечают).

Учитель: - За успехи освоения Сибири царь Иван Грозный даровал Ермаку кольчугу с царского плеча, именно она и подвела Ермака. В их стане появился предатель, татары напали на Ермака ночью:

Ермак воспрянул ото сна

И, гибель зря, стремиться в волны.

Душа отвагою полна,

Но далеко от брега челны!

Иртыш волнуется сильней -

Ермак все силы напрягает

И мощною рукой своей

Волы седые рассекает…

Плывёт…уж близко челноки,

Но сила року уступила,

И, закипев страшней, река

Героя с шумом поглотила.

Так, подаренная царём кольчуга, стала причиной гибели Ермака.

- Закончилось ли освоение Сибири с гибелью героя?

Подводя итоги урока, ответьте мне на такой вопрос - так «Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, в дальний путь?»

Вывод: Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры.

Д/З: подготовить сообщение на тему «Как изменялась жизнь нашего края» (проследить на примере песенного жанра).









© 2010-2022