Разработка урока по музыке на тему Музыка старая и новая. (8 класс)

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка - самое древнее из искусств.

(Музыка «старая» и «новая»).

На экране


У каждого человеческого мастерства есть своя собственная история.

Можно сказать даже и так: каково само это мастерство, такова и его история. Есть вещи очевидные; они появились в сравнительно недавние времена, и нет необходимости их разгадывать, потому что они отлично изучены и о них рассказано во множестве справочников, учебников и книг. Таковы разнообразные области практической деятельности - например, техники. Самым различным ее видам типична, как правило, одна и та же схема развития: вначале появляются самые простые формы, которые, постепенно усложняются, разрастаясь в такие безграничные и необъятные области человеческой деятельности, какие даже представить не могли люди, которые жили в прежние века.

Эпиграф: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие». Томас Карлейль, британский писатель, публицист, историк.


Давайте представим обыкновенный музей старых вещей, в котором мы можем увидеть веретено или прялку. Думается, вас едва ли заинтересует практическая ценность этих древних предметов. Скорее всего, вы заметите в них поэтическую красоту прошлых времен, которая пришла к вам из сказок, прочитанных в детстве историй о спящей красавице, о старой колдунье, о снежной королеве.

Сегодня уже никому не придет в голову собственноручно прясть пряжу, как и заниматься другими ремёслами, которые были просты и естественны для наших предков.

Такое развитие человеческой деятельности называется прогресс. Когда мы видим, как на наших глазах меняется материальный мир, совершенствуются машины, дома или дороги, то мы говорим о прогрессе. И даже возникает впечатление, что прогрессу подвластно все, с чем связана наша жизнь, и даже что мы сами, с нашим рождением, становлением, вечными переменами и поисками вовлечены в это движение непрекращающегося прогресса.

В некоторой мере так и есть.

Нет смысла спорить с тем, что явно, очевидно: изменяется человек, изменяется и жизнь вокруг него.

Картинка: иллюстрация к сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица».


Впрочем, бесспорно и другое: не всё в жизни подвластно изменениям. В ней много есть такого, что неизменно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.

Картина: Андрей Алексеевич Шишкин. «Заря - Заряница».


Именно из этих - вечных - начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу теплому миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.

Картина: Архип Иванович Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».


Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже, наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам, - их не удалось превзойти никому.

Звучит музыка: К. Дебюсси «Мелодия слёз».


Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что тянется к нам из глубины далеких веков, что пришло в мир вместе с самим человеком.

Есть у Бориса Пастернака такие строки:

«Так начинают. Года в два

От мамки рвутся в тьму мелодий,

Щебечут, свищут, - а слова

Являются о третьем годе».

Эти строки - о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств; смысл их очень глубок.

Они как бы обозначают «возраст» различных видов искусства, исходя из природы самого человека. И если верна теория, что периоды становления всего человечества подобны периодам взросления отдельного человека, то можно предположить, что из всех искусств музыка - самая древняя, что только она была способна выразить человеческие чувства до того, как он научился выражать их в слове или рисунке.

Как звучала она, эта первая музыка?

Картина: Борис Пастернак (портрет), русский писатель.


Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времен пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, ее отзвуки слышны в веселых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?

Во всем этом - неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своем богатстве.

Звучит музыка: И. С. Бах. Кантата (Колыбельная).


Однако на некоторые ее загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема - «Традиция и современность в музыке» - как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства.

Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создается в наши дни?

Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции?

И чему может научиться у музыки современный человек?

Картина: Олег Зеликов «Дуэт».


Отвечая на эти вопросы, мы еще раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания - человеческой жизни, ее смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без ее помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия.

Звучит музыка: Ф. Шопен. Ноктюрн № 2

ми-бемоль (опус 9).




© 2010-2022