Связь чистоты интонации в пении с качеством восприятия и звукообразования

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Связь чистоты интонации в пении с качеством восприятия и звукообразования.

В настоящее время на хоровом пении сосредоточены музыкальные занятия в общеобразовательных школах Великобритании. Причем это поставлено настолько серьезно, что объединенные хоры школ исполняют достаточно сложный репертуар, например хоровые произведения Палестрины. Большое внимание уделяется постановке голоса в общеобразовательных школах Франции, Германии, Японии, Финляндии, Венгрии, Болгарии.

Осуществляя эстетическое воспитание детей средствами пения в общеобразовательных школах на современном этапе развития Российского образования, учитель должен научить любого ребенка петь независимо от его природных данных (за исключением патологических случаев), развить его вокальные способности.

Процесс развития голоса певца должен рассматриваться в тесном взаимодействии не только с органом слуха, но и с психикой и социальными условиями жизни. В процессе воспитания голоса надо воспитывать и личность учащихся (способствовать их общему и музыкальному развитию), только тогда этот процесс будет эффективен [1,3,5,7,12,18,35,45].

Правильно организованный процесс вокального обучения учащихся, обладающий, в частности целенаправленностью и систематичностью, обеспечивает плавное, постепенное развитие их голоса, закрепление певческих навыков. К неблагоприятным условиям развития голоса в любой возрастной период относят:

  • форсированное пение;

  • несоблюдение возрастного диапазона и привлечение завышенного по трудности исполнения хорового репертуара;

  • использование неправильной техники пения: приемов, лежащих за пределами физиологических возможностей детей;

  • большая продолжительность занятий;

  • пение исключительно грудным (или фальцетным) звуком;

  • ускоренные сроки разучивания произведений;

  • пение в неблагоприятных условиях: малых помещениях, душных и неприспособленных для занятий хора [18,35,40].

Чистота интонации имеет большое значение, поскольку если часто и значительно нагромождать слух фальшивыми звуками, воспринимать фальшь в больших массах и в течение долгого времени, то это неизбежно приведет к общему притуплению слуха и к безразличию его по отношению к верности и точности интонации. Организм человека, в особенности в детском возрасте, очень податлив, и при неправильном воспитании нарушаются его нормальные функции, исказить его природу не так трудно.

Музыкальный слух - способность, включающая в себя различные компоненты, необходимые для успешного выполнения различных видов музыкальной деятельности [9]. Для выразительного чистого пения наибольшее значение имеет развитие способности воспринимать звуковысотные отношения в определенных ладовых взаимосвязях, а также развитие слухового самоконтроля, который позволяет услышать повышение и понижение мелодической линии, чистоту (или ошибки) воспроизведения мелодии, ладовую основу. Это относится к сущности мелодического слуха. Существует связь чистоты интонации в пении с осознанием направления музыкальной речи, фразировки, опорных точек, к которым устремляется мелодическое движение. Развитый слух способствует совершенствованию певческих навыков, улучшает певческий голос. Взаимосвязь слуха и голоса, их координация имеют для этого решающее значение.

Чистота интонации в пении в любом возрасте зависит не только от развития слуха (способность воспринимать музыку), но и от умения владеть голосом (способность воспроизводить мелодию). Чистота интонирования есть результат успешного взаимодействия слуховых и певческих навыков [7. 235; 9. 216].

Касаясь различных проблем вокальной педагогики, авторы работ останавливаются и на проблеме соотношения чистоты интонации и вокальных навыков. Так, указывается, что чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. Об этом встречаются упоминания в ряде работ, касающихся принципов развития певческого голоса. Так, например, в книге «Основы фониатрии» [37] устанавливается связь чистоты интонации, звукообразования и дыхания. В работе «Вокальное воспитание детей» [6] указывается на роль развития певческого дыхания в развитии чистоты интонации. Подчеркивается необходимость развития дыхания не изолированно от пения, но на вокальном материале. Только при этом условии будет развиваться и дыхание, и чистота интонации в пении.

Большое внимание уделяется вопросу связи правильного певческого звука, правильного произношения слов и правильного интонирования [32]. Существует мнение, что в пении главное заключается в умении сохранить правильное певческое звучание. По этому поводу высказываются следующие соображения: сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании. Пение гласных развивает певучесть звука, его протяженность. В правильном произнесении гласных и согласных большое значение имеет работа артикуляционного аппарата, т. е. органов произношения (нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки). При хорошей артикуляции будет и четкая дикция. Хорошее открывание рта, активная работа губ и языка в соединении с правильным звукообразованием и дыханием облегчает правильное произношение слов и способствует точной, чистой интонации.

Начинающие петь учащиеся плохо открывают рот оттого, что у них малоподвижна, «скована» нижняя челюсть, напряжены мышцы, ее поднимающие. В связи с этим, гортань подтягивается вверх, приобретая неестественное положение, что может быть причиной горлового призвука. При скованной нижней челюсти невозможна хорошая вокальная дикция. Зажатие нижней челюсти часто сочетается с перенапряжением языка, нарушающее работу гортани. В результате искажаются интонация, певческие гласные, тембр голоса. При перенапряжении кончика язык загибается наверх и назад, при перенапряжении корня язык часто лежит горбом, оттянут назад и закрывает зев. Пассивный и малоподвижный язык также искажает звук и слово. Губы, как известно, принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков [13,26,43].

В достижении правильного звукообразования придается большое значение правильной «атаке» (подаче) звука. Рекомендуется активная подача звука, причем указывается на несовпадение такой подачи звука с так называемой «твердой атакой». Активное начало звука - среднее между «твердой» и «мягкой» атакой. Твердая атака звука не рекомендуется, так как создает в начале обучения пению опасность громкого, резкого звучания, очень вредного для голоса, нередко ведущего к несмыканию связок и потере чистоты интонации.

Управление качеством звучания детского голоса, ориентированное на его развитие, сводится главным образом к вопросу управления правильным звукообразованием в различных регистрах. С этим же связано качество интонации и резонирования звука, явление «гудошничества» в результате нарушения координации в системе обратной связи «голос - слух», понятие о правильности звучания голоса.

Итак, звукообразование - целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все основные свойства певческого голоса (звуковой и динамический диапазоны, качество тембра и дикции) связаны с работой источника звука по типу того или иного регистрового биомеханизма. Поэтому навык звукообразования в разных голосовых регистрах является основополагающим в вокальной педагогике. «В пределах индивидуальных возможностей ученика этот навык предопределяет владение разнообразным тембром. Звукообразование - это не только атака звука, т.е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с целенаправленным управлением регистровым звучанием, и т.д.» [35.138-139].

Навыки артикуляции и певческого дыхания непосредственно участвуют в звукообразовании и обеспечивают резонирование звука, качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр. А поскольку эти навыки рефлекторно взаимосвязаны, они способны влиять на весь голосообразующий комплекс.

Таким образом, чистота интонирования мелодии в целом или отдельных звуков, аккордов связана с формированием у детей вокальных навыков. К ним относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности исполнения. Их воспитание происходит на основе выбора оптимального режима, который доступен большинству поющих в данном коллективе и не будет содействовать перегрузке голосов, несмотря на трудность создания условий для развития всех видов голосов (даже при осуществлении индивидуального подхода в процессе коллективного обучения неизбежно наблюдается определенная тенденция к нивелировке тембров).

Следовательно, необходима тщательная и систематическая работа педагога по вокальному воспитанию учащихся на основе применения соответствующих приемов.

Многовековая певческая практика в России говорит, что в унисонном пении происходит собирание внимания каждого и всех вместе, «единогласие» дает возможность концентрации ума, воли и всех чувств. Церковь, провозглашая единодушие, единомыслие, нравственность, не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Василий Кесарийский (Великий) (ок. 330-379) видел в искусстве удивительную силу сплачивать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примеряя враждующих и соединяя их в союзе дружбы. Пение в унисон дает ребенку нужное ему психологическое чувство единения и интонационной устойчивости [14].

Общеизвестен критерий, что чем быстрее дети осваивают навык многоголосного пения, тем выше результат обучения. А ведь все основные вокально-хоровые навыки - ансамбля, артикуляции, формирования гласных, чистой интонации полноценно вырабатываются именно на унисонном пении. Их воспитание в унисоне стимулируется единым волевым движением всех поющих. В многоголосном же пении действуют центробежные силы, приводящие к разъединению и рассеянности певческого сознания. Поэтому унисон является идеальным условием для обучения не только вокально-хоровым певческим навыкам, но, вызывая у детей чувство внутреннего удовлетворения, несет в себе обучение единению, согласию, концентрации и собранности в звуке и слове. Это особенно важно, поскольку серьезной проблемой современного руководителя детского хора является крайняя несобранность детей, во многих случаях почти полная неспособность к концентрации внимания. Это результат нашего времени, который выплескивает на детей непрерывный поток информации, разного рода зрелищ и пр. Все это разрушает целостность личности ребенка.

Кроме того, чистота интонации зависит и от знания мелодии, а иногда - и общего состояния детей. Если дети утомлены, они обыкновенно понижают звук, если возбуждены - повышают его.

Понимание образного содержания мотива, фразы, предложения содействует чистоте интонации, правильному звукообразованию и выразительности исполнения. Техническое есть средство, неразрывно связанное с художественным и подчиненное ему.

© 2010-2022