Духовно – нравственное воспитание личности на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно - нравственное воспитание личности

на уроках музыки


С. Ю. Хлуновская,

ШКОЛА 25,

г. Киселёвск, Кемеровская обл.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь возможность "говорить о великих и благородных идеалах на языке музыки" (Д. Шостакович) наделяет этот язык способностью оказывать значительное воздействие на становление личности.

Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной. Особенно трудно объяснить словами музыку духовную. Духовная музыка - это музыка религиозного содержания. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность - как высшая гармония, высшая правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому - она и будет для него духовной. Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Сегодня люди тянутся к духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка, в ней - наша национальная основа, наша духовность и нравственность.

Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Ученики начинают своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.

На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Программа по предмету «Музыка» имеет семь разделов, одним из которых является «О России петь - что стремиться в храм».

В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», со святыми земли русской: Александром Невским, картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».

В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь - что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли?

Рассмотрим программу 5-го класса по музыке в плане направленности произведений на формирование духовно-нравственных ценностей. В первом полугодии учащиеся размышляют над взаимосвязью музыки и литературы. И уже на первых уроках анализируются произведения, в которых вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Знакомясь с жанрами русских народных песен (лирических, игровых, трудовых, протяжных, колыбельных, солдатских) детям становится очевидно, что «с песней на Руси родились» и «вся Россия просится в песню». Разучивая народные песни, учащиеся открывают в них природную музыкальность народа, открытость, доброту и любовь. Изучая русский романс, ребята возвращаются к родным истокам, «погружаются» в мир родных интонаций, тем, образов, и это создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.

Тема фольклора в музыке русских композиторов - это особая почва для духовно-нравственного развития. Симфонические миниатюры А.К.Лядова на сюжеты русского фольклора и образы, созданные Н.А.Римским-Корсаковым в опере «Садко», учат любить, уметь различать добро и зло, быть сильным, стремиться к цели. Русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню «Вечерний звон», которую слушаем в 5 классе, рассматривает репродукцию картины «Вечерний звон» И.Левитана, погружаемся в музыку С. Рахманинова из сюиты для двух фортепиано. Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем - то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.

Ещё одно обращение к духовности, через образы духовной культуры Древней Руси - иконы, песнопения. Глядя на иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем.

«Звать через прошлое в настоящее» - это тема кульминационная. Героическое прошлое нашего народа, воспетое в разных видах искусства, является образцом для подражания, воспитывает гражданскую и духовно-нравственную позицию. Музыка С.Прокофьева, М.Глинки, А.Бородина, М.Мусоргского ярко раскрывают тему защиты Родины, широту русской души, силу воли, стремление к победе.

Музыка - прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка - это чрезвычайно важное и - главное! - ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.



Литература:


1. Исаева Л.А. Урок музыки - урок искусства / Л.А. Исаева // Издательство Саратовского педагогического института.- 2001.- 255с.

2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка 1- 4 класс, методическое пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева// М.: Просвещение.- 2004.- 206с.


3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Уроки музыки 5-6 классы, пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева // М.: Просвещение.- 2007. - С.3-5


© 2010-2022