Путешествие в страну музыкальных инструментов

Цель урока: познакомить и показать детям разнообразие русских народных инструментов. Образовательная: пробудить интерес у учащихся к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенности состава оркестра русских народных инструментов. Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия, развивать тембровый слух, звуковысотный, мелодический, чувство ритма. Воспитательная: любовь к народной музыке. Оборудования: Слайды с изображениями ра...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок музыки в 4-м классе

по теме:

"Путешествие в страну русских народных инструментов"

Путешествие в страну музыкальных инструментовПутешествие в страну музыкальных инструментовПутешествие в страну музыкальных инструментовПутешествие в страну музыкальных инструментовПутешествие в страну музыкальных инструментовПутешествие в страну музыкальных инструментовЦель: познакомить и показать детям разнообразие русских народных инструментов.

Образовательная: пробудить интерес у учащихся к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенности состава оркестра русских народных инструментов.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия, развивать тембровый слух, звуковысотный, мелодический, чувство ритма.

Воспитательная: любовь к народной музыке.

Оборудования: Слайды с изображениями различных народных инструментов, фотографии русского народного оркестра. Схема оркестра народных инструментов. На столе у каждого: резиновое колечко, бутылочки с водой и музыкальные инструменты: бубны, трещотки, деревянные ложки, треугольники, деревянные колотушки, рубель.

Звукозапись русских народных инструментов.



Ход урока

Звучит песня «Калинка-малинка»

I. Приветствие

- Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас в музыкальном классе!

Мы живем с вами в великой и очень красивой стране, имя которой…

-Ответ детей: «Россия!».

Слайд №1

В нашем государстве живут люди разных национальностей. С музыкой этих народов мы с вами знакомились на уроках. Вспомните ребята: « Музыку, каких народов мы слушали на уроках?»

- Ответы детей.

Слайд №2

Мы с вами говорили, что у каждого народа своя культура, свои традиции, свои сказки и поговорки, свой язык и национальный костюм, свои песни и пляски и, конечно же, свои музыкальные инструменты.

Слайд №3

Любой материал: глина, береста, тростник, кожа мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.

Слайд №4

И сегодня мы с вами совершим путешествие в страну русских народных инструментов.



II. Основная часть урока

И начнем его с концерта русских народных инструментов.

Слайд №5

В состав оркестра входит много интересных, мелодических и богатых по звучанию инструментов, которые были выдуманы давно. Мы не только познакомимся с ними, но и услышим их. Посмотрите. У каждого музыканта свое место, свой инструмент, свои ноты. В каждом инструменте скрывается своя тайна, и только рука умелого музыканта может извлечь эту тайну.


- Просмотр видеокассеты

Все звуки от грома и грохота, до самых нежнейших мелодий, происходят от колебаний - быстрого дрожания воздуха. Способов заставить его колебаться не так уж много. Потому-то все музыкальные инструменты делятся на три группы:

Слайд №6

ударные, струнные и духовые.

- Распределение детей по 3 группам: ударные, струнные, духовые ( работа с карточками)

Слайд №7

- Мы отправляемся к ударным инструментам.

Слайд №8

Они самые древние в мире, возникли раньше всех. Любой предмет окружающий нас можно ударить. Кто и когда обнаружил удивительную способность окружающих предметов звучать от удара, сказать невозможно. Но впоследствии были созданы ударные инструменты. Итак, мы ударяем, чтобы извлечь звук.

Слайд № 9

Только для того, чтобы они зазвучали: по одним инструментам надо бить ладонями, по другим палочками, ударять друг о друга, а некоторые нужно потрясти.

Давайте поближе познакомимся с этими инструментами!

Слайд № 10

Трещотка- русский шумовой музыкальный инструмент. Трещотка представляет снизку деревянных бамбуковых пластинок, которые при встряхивании ударяются

друг о друга и издают трескучие звуки. Манипулируя кистями рук, можно ударять ими одновременно, или порознь. Еще можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.

Слайд № 11

Ложки - русский народный инструмент, который состоит из двух обычных деревянных ложек. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно.

Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.

Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Ложки ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий и звонкий звук, а раньше к ручкам этого инструмента привязывали маленькие бубенчики.

Слайд № 12

Иногда организовываются самостоятельные ансамбли, и даже целые оркестры ложкарей.

Слайд №13

Рубель, так же как и ложки, - предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.

Слайд №14

Бубен - музыкальный ударный инструмент с неопределенной высотой звука, который просто встряхивают или ударяют по коже или обручу.

Слайд №15

Треугольник - представляет собой загнутый в форму треугольника металлический прут, один угол, которого не замкнут. Треугольник обладает ярким и блестящим тембром.

С древнейших времен ударные инструменты употребляли и на охоте, и в обрядах, и в пастушестве и в качестве ритмического сопровождения пения или пляски.

Опыт № 1.

- У вас на столах есть резиночки. Натягиваем резиновое колечко на руку и легонько дергаем за него. Вы не только ощущаете, но и видите колебания резинки. Если дернуть посильней, вибрация будет сильной, а звук громче.

- Что мы сделали с резинкой, чтобы появился звук?

- Правильно, пощипывали.

Слайд № 16

- Поэтому инструменты, у которых пощипывают струны, называют - струнные щипковые.

- Мы отправляемся к группе струнно-щипковых инструментов.

- Одним из древних инструментов являются звончатые гусли.

Слайд № 17

Это русский щипковый инструмент, был одним из самых популярных в народном быту. При игре струны защипывают пальцами обеих рук.

(Звучат гусли)

- Рядом с гуслями расположилось семейство домр.

Слайд №18

Домра - струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и натянутыми на них 3-4 струнами. В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов.

Слайд №19

Скоморохи - веселые музыканты, балагуры.

Скоморохи ходили по селами и городам, пели и плясали, устраивали веселые представления. В своих шутейлевых представлениях они высмеивали пороки и позволяли себе шутки, не всегда безобидные. А за это их преследовали, жестоко наказывали и порою казнили. Вместе с ними преследовали и домру.

Слайд №20

Вскоре она исчезла, и лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев, возродил домру по ее изображению на рисунках. А потом создал целое семейство.

- Давайте послушаем семейство домр.

(Звучат домры)

В деревне нынче празднично
Резвится детвора
И слышно балалаечку
Из каждого двора.

Слайд № 21

Балалайка - это самый распространенный и любимый народный инструмент. Под нее складывали сказки, пели песни и плясали во время праздников. У нее деревянный треугольный корпус с натянутыми тремя струнами.

Балалайки бывают малой и большой формы.

.Слайд № 22

Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Слайд № 23

И руководитель первого оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев в Петербурге организовал «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется «Оркестр народных инструментов имени В.В.Андреева».

(Звучат балалайки)

А теперь перейдем к группе духовых инструментов.

Слайд № 24

- Никто не знает, когда и зачем дунул первобытный человек в кусок бамбука, камышовую тростинку, в веточку бузины без сердцевины.

Слайд № 25

- Обратите внимание, какие инструменты первобытный человек мастерил из кости и дерева.

- Немало времени и выдумки потребовалось мастерам, чтобы усовершенствовать деревянные духовые инструменты. И, прежде чем познакомиться с некоторыми из них, разберем, каким образом звучат духовые инструменты.

Опыт № 2

- Берем 3 бутылочки с разным количеством воды. Дуем в каждую бутылочку, стараясь попасть в центр горлышка. Если наловчиться, бутылочки отзовутся тихими, но вполне внятными звуками. Чем меньше воды в бутылке, тем ниже звук, и наоборот. Чем больше столб воздуха - тем ниже звук, чем меньше столб воздуха - тем выше звук.

-Оказывается, в духовых инструментах звук, возникает из-за движения воздуха.

Слайд №26

Посмотрите на картину - это свистульки.

- Как вы думаете, почему свистульку назвали именно так? Именно потому, что она свистит. Ее делают из глины и дерева. В России издревле лепили свистульки в форме животных, чаще в виде птичек и рыб. А теперь послушаем.

(Звучит свистулька)

- Вот еще один духовой инструмент- жалейка.

Слайд №27

Она может, сделана из коровьего рога, из дерева или тростника. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки различной высоты. Сейчас жалейку можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда-то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве.


(Звучит жалейка)

Слайд № 28

- Посмотрите на рисунок. Этот духовой инструмент называется пастуший рог. Изготавливается из березы, клена, пальмы или можжевельника.

Слайд № 29

Рожок имеет разные названия - пастуший, русский, песенный. Это самый близкий родственник жалейки.

- У него вначале есть наконечник с чашечкой, называется мундштук. А всеми остальными частями он похож на обычную дудочку. Исполнителей на русских пастушьих рожках называют рожечники.

Слайд № 30

(Звучит русская народная песня « Когда б имел златые горы» в исполнении ансамбля рожечников)

Слайд № 31

- Скажите, а этот инструмент вам знаком? А как он называется?

- Правильно, гармошка.

- Гармонь состоит из двух твердых планок с кнопочками, в середине меха, сделанные из картона, кожи и жестких рамок. С помощью меха воздух раздувается и сдувается. А раз он звучит с помощью воздуха, значит это какой инструмент?

- Ответ детей: «Духовой!»

Гармоника была изобретена в Берлине, а оттуда быстро распространилась по всему миру. А сколько стихов, да и песен посвящено гармошке. И в годы Великой Отечественной войны она была рядом с солдатом.

(Звучит гармонь)

Слайд № 32

Популярные разновидности гармони - баян и аккордеон, которые приобрели огромную популярность в народе, особенно в наше время.

Слайд № 33

Свирель - это маленькая дудочка, тоже является духовым инструментом. Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезывается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезывается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, ягеля, коровки.

В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент, и по сей день, весьма любим пастухами Греции.

(Звучит свирель)



III. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. И мне бы хотелось подвести итоги нашего занятия.

- В страну, каких инструментов мы сегодня путешествовали?

- На какие три группы разделяются музыкальные инструменты?

- Чем отличаются музыкальные инструменты?

- Музыкальные инструменты специально придумывались или рождались бытом народа?

- А какой больше всего ребята, вам понравился инструмент?

-Ребята, вы полюбили многие инструменты.

Слайд № 34

Домашнее задание:

«Придумать музыкальный инструмент из домашней утвари».

- Русский народ всегда любил петь и танцевать во время праздников! И наш концерт продолжается!

-Просмотр видеокассеты (песни и танцы)

Я приглашаю всех ребят для исполнения русских частушек-веселушек.

Слайд № 35

-- Исполнение частушек.

Частушки

Все:

Заиграли музыканты

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.

Мальчики:

Балалаечка-гудок

Свое дело знает.

Ведь она в моих руках

Хорошо играет.


Девочки:

Поглядите-ка ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет

За солому держится.

Мальчики:

Встал я - эдак на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать

Я сейчас вприсядку.

Девочки:

Эх, ты топни нога,

Топни правенькая!

Я плясать сейчас пойду

Хоть и маленькая!

Все:

Мы ребята озорные,

Молоды и хороши!

Очень веселы куплеты

Ждем аплодисментов мы!

- Спасибо ребята, спасибо уважаемые гости!

- Прозвенел звонок, вот и закончился наш урок!

Слайд № 36

Это путешествие не последнее, до новых встреч!!!


© 2010-2022