• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка открытого урока Формирование навыков игры наизусть у учащихся младших классов

Разработка открытого урока Формирование навыков игры наизусть у учащихся младших классов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 2 эстрадно-духового оркестра»

Елабужского муниципального района











План-конспект открытого урока «Формирование навыков игры наизусть в младших классах»



Преподаватель:

Арбачакова Е.Н.





Елабуга,2015 г.

Тема: Формирование навыков игры наизусть в младших классах.

Цель урока: сформирование у учащегося навыков игры наизусть.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение правил, законов;

  • сформировать следующие специальные умения по ;

  • проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (разбор нотного текста,умение анализировать музыкальное произведение);

  • создать условия для отработки навыков и умений игры наизусть.

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

  • содействовать развитию интереса к изучению инструмента;

  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Ход урока

Учитель: - Здравствуйте, дорогие коллеги! Здравствуй, Полина. Полина - ученица первого класса, учится по общеразвивающей программе. Сегодня на этом уроке мы поговорим о музыкальной памяти, игре наизусть и методах запоминания, и закрепим это на практике.

Специфика музыкально-исполнительской деятельности такова, что прямой целью исполнителя является умение запомнить музыкальный материал, выучить его наизусть. Запоминание музыкального текста одно из главных и специальных требований профессии музыканта-исполнителя, так как нормой современного концертного исполнения является исполнение без нот: на зачете, концерте или дома перед друзьями и родителями.

Для начала давайте поговорим о музыкальной памяти. Полина, как ты думаешь, что это?

Ученик: - Музыкальная память - это способность человека запоминать, сохранять и последовательно воспроизводить музыкальный материал.

Учитель: - Правильно. А ты знаешь, что существует несколько видов музыкальной памяти?
1) моторная (или двигательная) - запоминание и воспроизведение определённых движений и всего, что с ними связано;
2) слуховая - запоминание звучания произведения в целом;
3) зрительная - запоминание нотной записи музыкального произведения;
4) логическая - запоминание нотного материала путём проведения логических линий, чёткого понимания структуры и смысловых группировок музыкального произведения;
5) эмоциональная - запоминание общего характера и настроения музыкального произведения, эмоциональные ассоциации.
Для пианистов самая распространённая память - моторная и слуховая, однако этого недостаточно для уверенного исполнения на сцене.

Учитель: - Полина, мы с тобой уже учили произведения наизусть. Какой вид памяти тебе ближе? Как ты лучше всего запоминаешь?

Ученик: - …

Учитель: - Но, конечно же, мы не должны запоминать только нотный текст или только надеяться на мышечную память. Когда мы учим произведение наизусть, обязательно нужно задействовать несколько видов музыкальной памяти. Этой точки зрения придерживался и Самарий Ильич Савшинский(советский пианист и выдающийся педагог). Он считал, что «память пианиста комплексная - она и слуховая, и зрительная, и мышечно-игровая».

В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловая группировка, выявление смысловых опорных пунктов и процессы соотнесения.

Смысловая группировка. Сущность приема заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Полина, на прошлых уроках мы с тобой говорили, что этот «Этюд» состоит из нескольких частей. Сколько здесь частей?

Ученик: - Три.

Учитель: - Правильно. Они отличаются друг от друга? И как?

Ученик: - Первая и третья часть одинаковые, а вторая отличается. Так же они различны по динамике. Первая и третья часть играются на форте, громко, а вторая контрастная - на пиано, тихо.

Учитель: - Давай мы с тобой сыграем по нотам только первую часть.

Ученик проигрывает первую часть.

Учитель: - Такой большой материал будет сложно запомнить. Смысловые единицы представляют собой не только крупные части, как экспозиция, разработка, реприза, но и входящие в них - такие, как главная, побочная, заключительная партии. То есть одну большую часть мы должны еще поделить на более мелкие кусочки. Полина, мы можем как то разделить первую часть?

Ученик: - Можем, на фразы.

Учитель: - Правильно, сейчас сыграй мне только правую руку, И в процессе игры, обрати внимание на фразы и выдели их в нотах. Какие фразы похожи между собой? Здесь применяется прием «Смысловое соотнесение». В основе этого приема лежит использование мыслительных операций для сопоставления между собой некоторых характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения.

Оба приема - смысловая группировка и смысловое соотнесение - особенно эффективны при запоминании произведений, написанных в трехчастной форме, как наш «Этюд».

Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от частного к целому, путем постепенного объединения более мелких частей в крупные.

Полина, попробуй проиграть всю первую часть наизусть.

Ученик проигрывает.

Молодец, твое домашнее задание по этому произведению будет - повторять выученную часть наизусть. Но повторять надо каждый день или, хотя бы, через день.

Повторение лучше распределить на несколько дней. Наиболее эффективным является неравное распределение повторений, когда на первый прием изучения или повторения отводится больше времени и повторений, чем в последующие приемы изучения учебного материала. Наилучшие результаты запоминания оказываются, как показывают исследования, при повторении материала через день. Не рекомендуется делать слишком большие перерывы при заучивании - в этом случае оно может превратиться в новое выучивание наизусть.

2. Мы взяли еще одно небольшое произведение «Пастушок». Полина, открой его, пожалуйста. Мы его еще не разбирали. Здесь будет представлен один из методов запоминания Иосифа Гофмана (американский пианист и композитор) - работа с текстом произведения без инструмента. На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по направлениям - выявление и определение:

-главного настроения произведения;

-средств, при помощи которых оно выражается;

-особенностей развития художественного образа;

-главной идеи произведения;

-понимания позиции автора;

-своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

Тщательный анализ текста произведения способствует его последующему успешному запоминанию.

Анализ «Пастушок».

Подобный способ запоминания развивает музыкально-слуховые и двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть понято и услышано.

Далее у Гофмана идет «Работа с текстом произведения за инструментом.» Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. Поэтому на этом этапе говорят об эскизном ознакомлении произведения. Р. Шуман рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца». Но так как Полина первоклассница, и мы только учимся играть двумя руками, мы проиграем от начала до конца отдельно каждой рукой.

- Полина, проиграй нам, пожалуйста, «Пастушок» отдельно каждой рукой, выдерживая длительности и правильными штрихами.

После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения - вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения.

Полина, посмотри в ноты и скажи, как мы можем разделить произведение? На какие части, а может только на фразы? Где были сложности с аппликатурой?

Анализ текста.

Следующее произведение, которое мы хотели бы сегодня вам показать Салютринская «Пастух играет». Здесь будет представлен следующий метод по Гофману - Работа над произведением без текста (игра наизусть). В процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти - слуховой, двигательной, логической. Большую помощь в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает исполнитель для нахождения большей выразительности исполнения. Это произведение мы выучили недавно, поэтому текст немного сыроват.

Полина, Проиграй нам, пожалуйста, «Пастух играет» от начала до конца наизусть. Но не забывай про динамику, про фразы, а так же выдерживай все длительности.

Ученик проигрывает.

Учитель: - Полина, какие ассоциации у тебя вызывает это произведение? Что тебе представляется?

Ученик: -

Учитель: - Да. Когда мы разбирали произведение, мы уже говорили об этом. А помнишь, какие ассоциации у тебя вызвал последний аккорд?

Ученик: - Он мне наполнил рассвет. Очень светлый, растворяющийся аккорд.

Учитель: - Привлечение поэтических ассоциаций для активизации эстетического чувства - давняя традиция в музыкальном исполнительстве.

Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и из других произведений искусства, хорошо активизируются при постановке задач типа: «В этой музыке как будто...». Соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами и представлениями, имеющими сходную поэтическую основу, пробуждает эмоциональную память, про которую говорят, что она бывает сильнее памяти рассудка.

Следующий метод по Гофману - работа без инструмента и без нот. Это - наиболее трудный способ работы над произведением, и И. Гофман недаром говорил о его сложности и «утомительности» в умственном отношении. Так как произведение мы еще не настолько хорошо знаем наизусть, поэтому все же будем немного обращаться к тексту. В младших классах это может быть пропевание мелодии, не обязательно нотами, можно просто на «ля-ля».

Полина, давай сейчас с тобой попытаемся пропеть мелодию «Пастух играет».

Мысленные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во время публичного исполнения, усиливают выразительность игры, углубляют понимание музыкального сочинения.

Методов запоминания существует множество и каждый педагог выбирает свой, где то его корректируя, что то придумывает сам. Мы вам сегодня представили методы запоминания по Иосифу Гофману, она мне, как педагогу, понятнее и ближе. Все методики в чем то схожи, в чем то различны.

Одна из ловушек, в которую попадаются многие музыканты, разучивая новую вещь наизусть, - запоминание ее в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. А мы уже говорили, что при заучивании музыкального произведения наизусть, нужно опираться на несколько видов памяти.

Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется - залог успешного запоминания произведения наизусть. «Хорошо запоминается только то, что хорошо понято», - вот золотое правило дидактики, которое одинаково верно как для учащегося, пытающегося запомнить различные исторические события, так и для музыканта, который учит музыкальное произведение наизусть.

И самое главное, когда произведение выучено, сдано или отыграно на концерте, не нужно про него забывать. Нужно периодически его повторять. И завершение нашего урока, Полина, пожалуйста, сыграй нам русскую народную песню «Я на горку шла», которую мы с тобой недавно выучили.

Ученик играет р.н.п. «Я на горку шла».

Домашнее задание.

Спасибо всем за внимание, Полина, спасибо за урок, до свидания!

© 2010-2022