- Преподавателю
- Музыка
- «Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио, как потенциала совершенствования личности»
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио, как потенциала совершенствования личности»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сидорова О.Г. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад
на тему: «Развитие творческих
способностей учащихся
на уроках сольфеджио,
как потенциала совершенствования
личности»
Сидорова О.Г., преподаватель МБОУ ДОД «Тюльганская школа искусств»
Перспективы развития музыкального образования и музыкальной педагогики ставят первоочередной задачей создание личности человека, будущего, способного стать не только высококлассным специалистом в своей отрасли, но и прежде всего достойным человеком, ценителем мировой культуры. С этой целью необходимо создавать оптимальные условия для быстрого раскрытия музыкальных способностей учащихся, вести работу по формированию активной мотивации к профессиональному обучению.
Известно высказывание педагога-новатора в области сольфеджио, Г.И.Шатковского: «В процессе развития музыкального слуха только тот добьется максимальных результатов при минимальных затратах сил и времени, кто твердо знает и соблюдает основные принципы методики, прежде всего важнейший из них - принцип соотношения цели и средств». На этом пути разумное соотношение цели, средств обучения и индивидуальных потенциальных возможностей учащихся принесут плоды и приведут к маленьким и большим успехам в процессе развития творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио.
Целью своей работы считаю:
1) выявление и развитие задатков и способностей детей;
2) личностный подход и создание условий для самовыражения;
3) отбор в процессе обучения детей, способных к продолжению профессионального обучения.
Учебные задачи моей работы на уроках сольфеджио:
1) развитие ладотонального мелодического слуха, основанного на тяготении неустойчивых звуков лада в устойчивые с помощью сольфеджирования одноголосных мелодий - диатонических и с применением альтерации, однотональных и с развитым тональным планом.
2) развитие гармонического слуха при сольфеджировании многолосия, интонировании интервалов и аккордов.
3) привитие навыков слухового анализа различных элементов музыкального языка.
4) практическое освоение знаний по теории музыки с помощью пения, игры, музицирования и письменных работ.
5) развитие навыков записи диктантов.
6) совершенствование музыкальной памяти.
Учитывая важность формирования нравственно-эстетических качеств личности, следует отметить, что в задачу курса «Сольфеджио» вводится не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческой инициативы, трудолюбия и целеустремленности и кругозора учащихся.
Применяя принцип единства обучения и воспитания важно использовать метод осознанного обучения и развития мышления и самостоятельности.
В своей работе обращаюсь к учебникам ведущих авторов. Особенно хочу выделить среди них серии учебников Металлиди-Перцовской (1-7 классы ДМШ), где продумана система курса сольфедждио и подобран интересный материал по одноголосию и двухголосию достаточно высокого уровня с методическими рекомендациями.
Работая над развитием музыкального слуха учащихся, их чувства ритма и вокальных навыков, я стараюсь практически реализовать потенциальные возможности ребят, не останавливаться на достигнутом. Этапы моей работы над развитием творческих способностей были отражены в моих открытых урока по сольфеджио.
Каждый предмет в музыкальной школе выполняет свою воспитательную функцию в деле формирования и развития различных качеств творческой личности учащегося.
Сольфеджио - предмет многогранный по своему значению в воспитательном процессе. Полноценный музыкант должен не только обладать эмоциональной отзывчивостью к музыке, хорошими музыкальными способностями, но и иметь большой опыт слушания музыки.
Проводя параллель предметов учебно-воспитательного процесса, нельзя не сказать о взаимовлиянии сольфеджио и хора, особенно в тех формах работы, которые предполагают многоголосие - 3х-4хголосие, особенно в пени аккордовых последовательностей с развитым тональным планом - с включением отклонений и модуляций. Учащиеся, которые работают на занятиях хора над культурой звука, правильным дыханием, над интонацией, фразировкой, ансамблем голосов и эмоциональной подачей музыки - легко справляются с заданиями и на уроках сольфеджио. Эти два предмета взаимно подпитывают друг друга и в целом способствуют развитию музыкального слуха учащихся и воспитывают их творчески.
Говоря о творческом, художественном воспитании и развитии детей на уроках сольфеджио, нельзя не сказать м о роли элементарной теории музыки, которая идее в тесном союзе с сольфеджио и дает учащимся систематизированные знания важнейших элементов музыки, необходимых для учащихся любой специальности. Изучение основных интервалов, аккордов, особенностей ладов и тональностей дает возможность ребятам быть грамотными музыкантами, быстрее и более сознательно выучивать тест произведений по специальности наизусть, совершенствовать способности и развивать свой интеллект и кругозор, умение логически мыслить и анализировать.
Для достижения лучших результатов своей работе с учащимися я использую разнообразные формы и методы. Интонационные задания я применяю для накопления внутренних слуховых впечатлений. Эти задания помогают узнавать элементы пения при анализе на слух, при записи диктантов. Основная их цель - создать базу для воспитания навыка чтения с листа. Чтобы достичь прочности усвоения интонационных упражнений применяю разные форма исполнения: пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя и с текстом.
Материалом для интонационных упражнений могут быть гаммы, попевки, секвенции, песни, интервалы с разрешением в ладу и вне лада (от звука). В процессе пения упражнений иногда я меняю темп, штрихи, чтобы способствовать лучшему усвоению и сохранить интерес к заданиям.
Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков. Я стараюсь воспитывать вокальный вкус учащихся. Учу их слышать, оценивать свое пение, замечать недостатки и работать над качеством, т.е. воспитываю их внимание и самоконтроль.
Важное значение для развития творческой личности учащихся имеет чтение с листа, эта форма работы представляет мыслительный процесс: «вижу - понимаю - представляю - пою». Именно при чтении с листа проявляется развивающее обучение, т.к. это дает возможность увеличить объем учебного материала и ускорить темп его прохождения. Стимулируя творческую фантазию учащихся, я предлагаю им на уроке сочинить мелодию на заданный ритм, затем прочесть ее.
Для развития внутреннего слуха полезно петь вслух и про себя; для развития свободы в ладовом отношении важно петь с транскрипцией в другие тональности. Положительную роль в развитии гармонического слуха учащихся играет 2хголосное группами или с фортепиано (когда один голос поется, а другой звучит на инструменте).
Важной формой работы на уроке сольфеджио является анализ на слух. В практике преподавания я применяю определение на слух звукорядов, интервалов и «цепочек» из них, отдельных аккордов в тональности и вне лада, аккордовых последовательностей с отклонением и модуляцией (в старших классах). Развитие аналитических способностей у учащихся разных классов ДМШ имеет большое значение для развития и становления музыкантов. Это одна из сложных, кропотливых форм деятельности ребят и она является своеобразным итогом работы: интонированием, построением в тетради, игрой на фортепиано. Важно уделять слуховому анализу большое внимание и это приведет к положительным результатам.
Воспитание творческой личности учащихся на уроках сольфеджио невозможно без активной практической работы над развитием чувства ритма. Для этой цели я привлекаю различные ритмические задания с применением в младших классах - ходьбы, хлопков, дирижирования, игры на шумовых инструментах, а в старших классах - выполнение ритмических заданий по группам (пульс-доли и ритмические упражнения с включением ритма триоли, синкопы, пунктирного ритма).
Надеюсь, что мои уроки способствуют развитию музыкальной, творческой индивидуальности, личности мыслящей, способной создавать и по достоинству ценить художественные образцы музыкального искусства, учит стремлению быть порядочным человеком в обществе, с высокой гражданской позицией и чувством патриотизма к Родине, родному языку и музыкальной культуре народов разных стран.