- Преподавателю
- Музыка
- Работы по Пиличаускас для уроков музыки
Работы по Пиличаускас для уроков музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скрылева Е.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЛЮДВИГ ван БЕТХОВЕН (1770-1827)
« СОНАТА № 14 » («ЛУННАЯ»)
РАБОТА № 1
Какой из образов для вас окажется наиболее приемлемым, близким, своим? Или вы отдадите предпочтение собственному, более оригинальному? Кто из слушателей-знаменитостей был прав? Кто из них ошибался?(все трое, желая дать одну-единственную трактовку художественному образу сонаты).
Л. Рельштаб: « Первая часть сонаты ассоциируется с образом одинокой лодки, спокойно и тихо плывущей по Фирвальштетскому озеру в Швейцарии, озаренному лунным светом…»
А. Рубинштейн: « Лунный свет должен ассоциироваться с лирической мечтательностью, с мажорным настроением. А ведь в сочинении царит минор, драматизм. Оно мрачного настроения с самого начала до конца…»
Г. Берлиоз: « Заходящее солнце, а не луна. Глубокая печаль, спокойствие. Огромный шар медленно садится за горизонтом. Никто не беспокоит мир гробниц, покрывающих опустошённую землю…»
ЛЮДВИГ ван БЕТХОВЕН (1770 - 1827)
«СОНАТА № 14» («ЛУННАЯ»)
РАБОТА № 2
Вопрос № 1: Какой эмоциональный образ вы ощущаете во второй части сонаты?
Тоска? Грусть? Письмо? Радость?
Вопрос № 2: Какой эмоциональный образ вы ощущаете в третьей части сонаты?
Страсть? Негодование? Спор?
Вопрос № 3: Соната состоит из трёх частей, каждая из которых - душевный и духовный портрет одного из действующих лиц: Бетховена, Галленберга и Гвиччарди. Как вы распределите эти образы, если известно, что Бетховен порой отличался холерическим темпераментом, вспыльчивостью и грубостью; Галленберг - не только граф, но и мало одарённый композитор с претензиями на его творчество, а по мнению некоторых знакомых - ещё и ничтожная личность; Джульетту Гвуччарди же историки Бетховена характеризуют как пустого и легкомысленного человека? А может быть, какой-то портрет отсутствует и его место занимает «беседа» двоих об отсутствующем третьем? Как вы думаете, какие образы вошли в сонату: Бетховен, Гвиччарди, Галленберг?
ЭДВАРД ГРИГ (1843 - 1907)
«СОНАТА ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО»
ЗАДАНИЕ: моделирование художественного образа.
ВАРИАНТ № 1.
Когда родился композитор (1843 г.), его родная Норвегия уже несколько столетий продолжала бороться за свою независимость (день победы страна праздновала лишь в 1905 г.). Можно полагать, что тема борьбы за независимость Родины глубоко отражалась в творчестве Эдварда Грига. Условимся: звучание виолончели выражает состояние Родины, а фортепиано - чувства и помыслы композитора или народа. Что характерно для этих двух героев?
ВАРИАНТ № 2.
Известно, что в молодости Эдвард Григ искренне дружил с девушкой Иной, которая позже стала его женой. Условимся: фортепиано выражает чувства и помыслы Эдварда Грига, а виолончель - его возлюбленной. Какие взаимоотношения развиваются между ними?
ВАРИАНТ № 3.
Допустим, что композитор в сонате запечатлел несколько страниц из твоей жизни: выражаются твои (фортепиано) отношения с мамой; (виолончель) отношения с отцом, другом… Каково основное их содержание? Какая приемлема схема: я - Ты? Я - она? Я - ты? И так далее.
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685 - 1750)
« ТОККАТА И ФУГА ДЛЯ ОРГАНА» (ре минор)
ЗАДАНИЕ: моделирование художественного образа.
Вы внезапно получили очень актуальную для вас новость ( в виде телеграммы, телефонного звонка, открытки…) и притом -весьма скупую! - всего шесть слов (первые шесть мотивов токкаты…)
Какова эта информация: приятная, радостная, тревожная, призывающая, угрожающая?..
Как вы оцениваете собственную реакцию - поведение?
Как вы реагируете на её содержание: в самом начале и спустя некоторое время?
Кто вы: я или Я?
АНДРЕЙ ЭШПАЙ (р. 1925г.)
«ВЕНГЕРСКИЕ НАПЕВЫ» (для скрипки с оркестром)
ЗАДАНИЕ: моделирование художественного образа - сочинение написано в 1952 г. - предпоследние годы жизни Иосифа Виссарионовича Сталина. В Венгрии созревает взрыв, всенародный мятеж, так называемая «контрреволюция» (1956 г.).
1 ЧАСТЬ. Герой (автор?), с одной стороны, осознаёт и глубоко переживает события окружающей жизни: депортация народа, концлагеря, расстрелы, таинственные исчезновения людей ночью, возрастающая «классовая борьба»…
2 ЧАСТЬ. С другой стороны, повсюду звучат призывы строить светлое будущее - коммунизм… Фанфары воспевают великие стройки… Средства информации наполнены оптимизмом…
3 ЧАСТЬ. Обе картины известны герою и герою и осознаны им. Жизнь и совесть требуют делать выбор: закрыт глаза, стоя перед страдающими людьми, и остаться оптимистом или выбрать оппозиции и… наверняка быть физически уничтоженным? С кем и как жить дальше?
4 ЧАСТЬ. Какой путь ближе к сердцу героя? Какой выбор он сделает? Как бы вы поступили на его месте?
5 ЧАСТЬ. Кем стал герой: маленьким винтиком в чудовищном механизме или самостоятельной личностью, защищающей свои идеалы?
6 ЧАСТЬ. Какую информацию добавляет музыка этой части к эмоциональному портрету героя?
Можем ли мы упрекнуть автора за «такого» нам представленного героя?
Мог ли Андрей Эшпай завершить произведение иначе, чем празднично?