Работы по Пиличаускас для уроков музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛЮДВИГ ван БЕТХОВЕН (1770-1827)


« СОНАТА № 14 » («ЛУННАЯ»)


РАБОТА № 1

Какой из образов для вас окажется наиболее приемлемым, близким, своим? Или вы отдадите предпочтение собственному, более оригинальному? Кто из слушателей-знаменитостей был прав? Кто из них ошибался?(все трое, желая дать одну-единственную трактовку художественному образу сонаты).

Л. Рельштаб: « Первая часть сонаты ассоциируется с образом одинокой лодки, спокойно и тихо плывущей по Фирвальштетскому озеру в Швейцарии, озаренному лунным светом…»

А. Рубинштейн: « Лунный свет должен ассоциироваться с лирической мечтательностью, с мажорным настроением. А ведь в сочинении царит минор, драматизм. Оно мрачного настроения с самого начала до конца…»

Г. Берлиоз: « Заходящее солнце, а не луна. Глубокая печаль, спокойствие. Огромный шар медленно садится за горизонтом. Никто не беспокоит мир гробниц, покрывающих опустошённую землю…»



ЛЮДВИГ ван БЕТХОВЕН (1770 - 1827)



«СОНАТА № 14» («ЛУННАЯ»)


РАБОТА № 2

Вопрос № 1: Какой эмоциональный образ вы ощущаете во второй части сонаты?

Тоска? Грусть? Письмо? Радость?

Вопрос № 2: Какой эмоциональный образ вы ощущаете в третьей части сонаты?

Страсть? Негодование? Спор?

Вопрос № 3: Соната состоит из трёх частей, каждая из которых - душевный и духовный портрет одного из действующих лиц: Бетховена, Галленберга и Гвиччарди. Как вы распределите эти образы, если известно, что Бетховен порой отличался холерическим темпераментом, вспыльчивостью и грубостью; Галленберг - не только граф, но и мало одарённый композитор с претензиями на его творчество, а по мнению некоторых знакомых - ещё и ничтожная личность; Джульетту Гвуччарди же историки Бетховена характеризуют как пустого и легкомысленного человека? А может быть, какой-то портрет отсутствует и его место занимает «беседа» двоих об отсутствующем третьем? Как вы думаете, какие образы вошли в сонату: Бетховен, Гвиччарди, Галленберг?



ЭДВАРД ГРИГ (1843 - 1907)



«СОНАТА ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО»

ЗАДАНИЕ: моделирование художественного образа.

ВАРИАНТ № 1.

Когда родился композитор (1843 г.), его родная Норвегия уже несколько столетий продолжала бороться за свою независимость (день победы страна праздновала лишь в 1905 г.). Можно полагать, что тема борьбы за независимость Родины глубоко отражалась в творчестве Эдварда Грига. Условимся: звучание виолончели выражает состояние Родины, а фортепиано - чувства и помыслы композитора или народа. Что характерно для этих двух героев?

ВАРИАНТ № 2.

Известно, что в молодости Эдвард Григ искренне дружил с девушкой Иной, которая позже стала его женой. Условимся: фортепиано выражает чувства и помыслы Эдварда Грига, а виолончель - его возлюбленной. Какие взаимоотношения развиваются между ними?

ВАРИАНТ № 3.

Допустим, что композитор в сонате запечатлел несколько страниц из твоей жизни: выражаются твои (фортепиано) отношения с мамой; (виолончель) отношения с отцом, другом… Каково основное их содержание? Какая приемлема схема: я - Ты? Я - она? Я - ты? И так далее.




ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685 - 1750)



« ТОККАТА И ФУГА ДЛЯ ОРГАНА» (ре минор)


ЗАДАНИЕ: моделирование художественного образа.

Вы внезапно получили очень актуальную для вас новость ( в виде телеграммы, телефонного звонка, открытки…) и притом -весьма скупую! - всего шесть слов (первые шесть мотивов токкаты…)

Какова эта информация: приятная, радостная, тревожная, призывающая, угрожающая?..

Как вы оцениваете собственную реакцию - поведение?

Как вы реагируете на её содержание: в самом начале и спустя некоторое время?

Кто вы: я или Я?



АНДРЕЙ ЭШПАЙ (р. 1925г.)


«ВЕНГЕРСКИЕ НАПЕВЫ» (для скрипки с оркестром)

ЗАДАНИЕ: моделирование художественного образа - сочинение написано в 1952 г. - предпоследние годы жизни Иосифа Виссарионовича Сталина. В Венгрии созревает взрыв, всенародный мятеж, так называемая «контрреволюция» (1956 г.).

1 ЧАСТЬ. Герой (автор?), с одной стороны, осознаёт и глубоко переживает события окружающей жизни: депортация народа, концлагеря, расстрелы, таинственные исчезновения людей ночью, возрастающая «классовая борьба»…

2 ЧАСТЬ. С другой стороны, повсюду звучат призывы строить светлое будущее - коммунизм… Фанфары воспевают великие стройки… Средства информации наполнены оптимизмом…

3 ЧАСТЬ. Обе картины известны герою и герою и осознаны им. Жизнь и совесть требуют делать выбор: закрыт глаза, стоя перед страдающими людьми, и остаться оптимистом или выбрать оппозиции и… наверняка быть физически уничтоженным? С кем и как жить дальше?

4 ЧАСТЬ. Какой путь ближе к сердцу героя? Какой выбор он сделает? Как бы вы поступили на его месте?

5 ЧАСТЬ. Кем стал герой: маленьким винтиком в чудовищном механизме или самостоятельной личностью, защищающей свои идеалы?

6 ЧАСТЬ. Какую информацию добавляет музыка этой части к эмоциональному портрету героя?

Можем ли мы упрекнуть автора за «такого» нам представленного героя?

Мог ли Андрей Эшпай завершить произведение иначе, чем празднично?

© 2010-2022