- Преподавателю
- Музыка
- Урок по музыке на тему: Петя и волк Симфонический оркестр. 2 класс
Урок по музыке на тему: Петя и волк Симфонический оркестр. 2 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Небольсина Д.Ю. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок музыки по теме «Симфоническая сказка»( «Петя и волк» С. Прокофьев). 2 класс
Цель: Познакомить учащихся с группами инструментов симфонического оркестра.
Задачи:
-
Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
-
Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Музыкальный материал: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьев
Ход урока.
Этапы урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
-
Орг. момент
Марш Черномора
Ария Руслана
-
Введение в тему.
Звучит вальс из балета «Золушка»
-
Слушание темы Пети.
-
Тема дедушки
-
Тема кошки, утки, птички.
Музыкальное приветствие.
Музыкальная угадайка. Работа по рядам.
1 ряд:
-
Как вы думаете, этот фрагмент из оперы или балета?
-
Как называется этот фрагмент оперы? Вспомните название оперы!
-
Какой по характеру Черномор?
-
А что такое опера?
2 ряд:
-
Из какого произведения звучит этот фрагмент?
-
Какой Руслан по характеру?
3 ряд:
-
Музыка из какого произведения звучит? Назовите фамилию композитора!
-
Что такое балет?
Сергей Прокофьев начал сочинять музыку в 5 лет, а в 9 написал ОПЕРУ «Великан». Родители взяли его с собой в театр и после его посещения он написал эту оперу, собрал своих друзей и они дома ее показали родителям.
Когда Сережа стал композитором, то ему хотелось бы, чтобы дети тоже полюбили музыку.
-
Как же называется произведение? Откуда мы это узнаем?
-
Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Тема урока: Симфоническая сказка «Петя и волк».
Каждого героя показывает определенный инструмент симфонического оркестра, каждый герой имеет свой голос.
-
Как называется в музыке голос человека или инструмента?
И так, мы отправляемся в симфоническую сказку.
Петя - главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник.
-
Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Слушаем тему Пети
-
Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
-
В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?
-
Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.
Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На экране «Симфонический оркестр»
Струнные- смычковые:
«СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».
Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране - Дедушка).
-
Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер.
Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот.
Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
На экране инструмент- «ФАГОТ».
На экране - Кошка, Утка, Птичка.
-
Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?
Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
-
Какое настроение у Птички?
-
К какой группе инструментов относится флейта?
На экране группа деревянных- духовых инструментов.
-
Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.
-
Почему вы решили, что это кошка?
-
Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится?( на экране группа деревянных- духовых инструментов)
На экране - Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
-
Кого из героев сказки изображает эта мелодия?
-
Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой? (на экране группа деревянных- духовых инструментов)
Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.
Тест.
-
Что нового узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
Различать…
-
Определять…
Наш урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, охотников, узнаем содержание сказки дальше.
7. Домашнее задание
Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов
Дети входят в класс
Оперы.
Марш Черномора.
Злой, хитрый.
Спектакль, в котором действующие лица поют.
Опера «Руслан и Людмила»
Смелый, мужественный, добрый, любящий.
Из балета «Золушка» С. Прокофьева
Спектакль, в котором действующие лица танцуют.
Из афиши.
Дети записывают тему урока в тетрадь.
Тембр.
Радостную, веселую
Серьезную мелодию, т. к. дети разные.
Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.
Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках
Дети находят на карточках, разложенных
у каждого ребенка инструменты и подписывают названия.
Добрую, веселую, сердитую, нежную.
Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
Дети на своих карточках подписывают название инструмента.
Это - птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Дети изображают игру на флейте.
Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Флейта - деревянный духовой инструмент. На карточке подписывают название инструмента.
Под музыку изображают кошку.
Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой - деревянный духовой инструмент.
Дети подписывают название.
Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
Дети подписывают название.
Инструменты симфонического оркестра.
Героев симфонической сказки «Петя и волк»
Героев сказки.
Тембры инструментов.