Урок по музыке на тему: Петя и волк Симфонический оркестр. 2 класс

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки по теме «Симфоническая сказка»( «Петя и волк» С. Прокофьев). 2 класс

Цель: Познакомить учащихся с группами инструментов симфонического оркестра.

Задачи:

  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

  • Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Музыкальный материал: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьев

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент

Марш Черномора







Ария Руслана





  1. Введение в тему.

Звучит вальс из балета «Золушка»



































  1. Слушание темы Пети.























































  1. Тема дедушки

















  1. Тема кошки, утки, птички.

Музыкальное приветствие.

Музыкальная угадайка. Работа по рядам.

1 ряд:

  • Как вы думаете, этот фрагмент из оперы или балета?

  • Как называется этот фрагмент оперы? Вспомните название оперы!

  • Какой по характеру Черномор?

  • А что такое опера?

2 ряд:

  • Из какого произведения звучит этот фрагмент?



  • Какой Руслан по характеру?

3 ряд:

  • Музыка из какого произведения звучит? Назовите фамилию композитора!



  • Что такое балет?

Сергей Прокофьев начал сочинять музыку в 5 лет, а в 9 написал ОПЕРУ «Великан». Родители взяли его с собой в театр и после его посещения он написал эту оперу, собрал своих друзей и они дома ее показали родителям.

Когда Сережа стал композитором, то ему хотелось бы, чтобы дети тоже полюбили музыку.

  • Как же называется произведение? Откуда мы это узнаем?

  • Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
    Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Тема урока: Симфоническая сказка «Петя и волк».

Каждого героя показывает определенный инструмент симфонического оркестра, каждый герой имеет свой голос.

  • Как называется в музыке голос человека или инструмента?

И так, мы отправляемся в симфоническую сказку.

Петя - главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник.

  • Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?


Слушаем тему Пети

  • Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

  • В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

  • Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На экране «Симфонический оркестр»

Струнные- смычковые:

«СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».

Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране - Дедушка).

  • Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер.


Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот.

Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

На экране инструмент- «ФАГОТ».

На экране - Кошка, Утка, Птичка.

  • Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

  • Какое настроение у Птички?


  • К какой группе инструментов относится флейта?

На экране группа деревянных- духовых инструментов.



  • Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.



  • Почему вы решили, что это кошка?



  • Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится?( на экране группа деревянных- духовых инструментов)

На экране - Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

  • Кого из героев сказки изображает эта мелодия?



  • Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?
    К какой группе инструментов относится гобой? (на экране группа деревянных- духовых инструментов)

Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.

Тест.

  1. Что нового узнали на уроке?



  1. Чему научились?



  • Различать…



  • Определять…

Наш урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, охотников, узнаем содержание сказки дальше.

7. Домашнее задание

Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов

Дети входят в класс



Оперы.

Марш Черномора.

Злой, хитрый.

Спектакль, в котором действующие лица поют.

Опера «Руслан и Людмила»

Смелый, мужественный, добрый, любящий.



Из балета «Золушка» С. Прокофьева

Спектакль, в котором действующие лица танцуют.







Из афиши.











Дети записывают тему урока в тетрадь.



Тембр.



Радостную, веселую

Серьезную мелодию, т. к. дети разные.



Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.




Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках





Дети находят на карточках, разложенных

у каждого ребенка инструменты и подписывают названия.



Добрую, веселую, сердитую, нежную.



Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.




Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

Дети на своих карточках подписывают название инструмента.



Это - птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.


Дети изображают игру на флейте.

Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.




Флейта - деревянный духовой инструмент. На карточке подписывают название инструмента.

Под музыку изображают кошку.


Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой - деревянный духовой инструмент.

Дети подписывают название.

Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

Дети подписывают название.



Инструменты симфонического оркестра.

Героев симфонической сказки «Петя и волк»

Героев сказки.

Тембры инструментов.



© 2010-2022