Факторы, влияющие на качество дополнительного образования в ДШИ

     Прежде чем начать разговор о качестве образования в ДШИ, обратимся к пониманию слова «дополнительный». Существует две отличающиеся интерпретации: дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему–либо,  восполняя недостающее в чем-нибудь; дополнительное предстает как сверх, помимо необходимого.                             Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа,...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городская открытая конференция «ДШИ В XXI веке»

Кашинцева Надежда Михайловна-

Преподаватель народного отделения

по классу баян/аккордеон МБОУ ДОД

«Детская школа искусств г.Нарьян-Мара»

Факторы, влияющие на качество

дополнительного образования в ДШИ

Прежде чем начать разговор о качестве образования в ДШИ, обратимся к пониманию слова «дополнительный». Существует две отличающиеся интерпретации (слайд):

дополнительное - это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-либо, восполняя недостающее в чем-нибудь;

дополнительное предстает как сверх, помимо необходимого.

Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей).

Существует объективная зависимость дополнительного образования от основного, но, несмотря на это, дополнительное образование является мощным средством воспитания в системе образования в целом (Слайд)

Таким образом, следует отметить, что дополнительное образование выполняет значительную роль в сфере удовлетворения интересов личности ребенка, развития его художественного восприятия действительности.

(Слайд)

Что же такое «качество»? В некоторых изданиях можно найти следующие определения этого понятия:

Качество - это совокупность характеристик продукта или услуги; это удовлетворение требований потребителя; это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам.

(Слайд)

Качество образования (ЮНЕСКО) определяется через характеристики:

  • Учащихся (их здоровье, мотивацию к обучению и, безусловно, результатов обучения, которые учащиеся демонстрируют);

  • Процессов (в которых компетентные учителя используют технологии активного обучения);

  • Содержания (адекватные учебные планы и программы);

  • Систем (хорошее управление и адекватное распределение и

использование ресурсов, материально-техническая база).

(Слайд)

Итак, «качество образования»:

1.Качество как соответствие стандарту (программе) и запросам потребителей образовательных услуг

2.Качество как превосходство, признак лучшего

3.Качество как результат, как эффективность

4. Качество как достижение заявленных целей

(Слайд)

Сфера качества:

  • построение и результативность образовательного процесса

  • образовательная среда

  • сетевое партнерство (сотрудничество с общеобразовательными

школами, д/садами)

  • управление ОУ

  • развитие кадров

(Слайд)

Управлять качеством образования - это значит -

1. измерять/ изучать

2. планировать

3. прогнозировать

4. организовать

5. контролировать

«Это особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования…»

(М.М. Поташник)

(Слайд)

Если говорить о качестве образования, то можно сказать, что это есть качество не только конечных результатов. Но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Каждый работающий в образовании сразу может сказать, что основные показатели качества образования - это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников, итоги конкурсов различных уровней, это, безусловно, так, но только ли эти параметры определяют качество образования?

Обратимся к образовательному процессу в нашей школе.

(Слайд)

Мы все знаем, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая, поддерживая и развивая способности ребенка. Но особо надо говорить о здоровье ребенка, с которым нам приходится работать.

Зачастую мы работаем с детьми, забывая, что только небольшой процент из них рождаются практически здоровыми. Поэтому многие наши дети не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даем на занятиях. Об этом нужно помнить каждому педагогу.

(Слайд)

Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях. Неблагоприятная окружающая среда, с которой некоторые дети сталкиваются, наносит ущерб их развивающимся способностям.

На уроках слушания музыки, музыкальной литературы (возраст учащихся от 7 до 12 лет), выясняется, что многие дети не умеют выразить свои мысли, включить свое воображение, фантазию. В чем причина? А причина кроется в том, что свободное время детей заполнено играми за компьютером, книги детей интересуют все меньше, снижается их познавательная активность.

Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, обязан знать меру физического и психического здоровья каждого.

Нужно помнить не только о здоровье, но и о том, что каждый ребенок индивидуален.

Занимая специфическое место в системе образования, ДШИ имеет и специфические особенности образовательного процесса.

Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию учеников образовательную широту и идейность.

(Слайд)

Таким образом, возникают такие цели:

  • увидеть индивидуальность в каждом ребенке

  • раскрыть эту индивидуальность

  • дать возможность проявить ее в жизни

С чего мы должны начать?

  • знать меру здоровья и способности каждого ребенка

  • желательно провести психолого-педагогическую диагностику

  • выбрать программы и отработать педагогическую технологию.

У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают стандарт, а есть среди наших воспитанников и одаренные дети. Наша задача заметить собственную неповторимость каждого ребенка.

Несомненно, что при обучении в школе искусств на одно из ведущих мест выходит индивидуальное обучение.

Поэтому педагогу без знаний психологии ребенка не обойтись. (Слайд)

Заповедью педагога является: «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться».

(Слайд)

Бесспорно, что инновационные образовательные направления в системе дополнительного образования требуют педагога нового типа.

Поиск наиболее оптимальных, эффективных форм работы с детьми, стремление создать авторитетное и престижное образовательное учреждение служит основанием для повышения качества обучения и воспитания детей в нашей школе.

Педагог должен не только знать свой предмет, умело объяснять материал, но и уметь грамотно управлять учебной деятельностью учащихся.

Уроки в школе искусств должны быть «занятиями». На них ребенок должен получить то, что он не сможет усвоить без педагога. Они должны быть обучающими, должны требовать от ребенка умственных усилий, должна быть отработана система занятий по каждому виду деятельности. Каждое занятие должно носить творческий характер.

Мы рождаемся с природной способностью учиться. Новорожденный ребенок приспосабливается к окружающей среде, и со временем приобретает множество способностей. Но многие дети вырастают в обстановке, которая не позволяет развиться талантам.

Как развить способности, каким образом посредственный ребенок может превратиться в заслуживающего уважения человека и прекрасного музыканта; как превратить человека с ограниченными способностями в талантливого, заурядную личность - в выдающуюся.

Любой ребенок может проявить необычайные способности, если применить правильную методику его обучения.

Весь секрет в тренировке способностей. Мы часто говорим, что этот ребенок не блещет способностями, у него от рождения низкий уровень интеллекта. Но он же владеет способностями в освоении русского языка, а он достаточно сложный. Более того, уровень интеллекта детей впервые оценивается в возрасте пяти-шести лет, и никто не интересуется, что же было до этого. Какое образование получил ребенок в своем раннем детстве?

Дети, если их как следует учить, могут достигнуть высокого образовательного уровня, но такое обучение должно начинаться с первого же дня после рождения. Именно здесь заложен ключ к дальнейшему развитию человеческого потенциала и способностей.

Здесь мы должны и обязаны обратиться за помощью к родителям.

К сожалению, родители наших воспитанников уделяют внимание обучению в школе только в дошкольный период.

Дети, которые приходят к нам в старшем возрасте, чаще всего остаются без внимания родителей, они предоставлены сами себе. Родители всю ответственность за художественное образование детей возлагают на педагогов школы.

Это создает некоторые проблемы и в посещении, и в успеваемости, и в самом развитии способностей ребенка.

(Слайд) Задачи/аспекты деятельности педагога:

- информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;

- привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель должны быть партнёрами- единомышленниками, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети;

- создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата; (слайд)

- приобщение родителей к музыкальному искусству (фестиваль семейных ансамблей);

- понимание родителями о значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке

- понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего поколения;

Если педагог в своей работе с родителями по эстетическому воспитанию использует такие формы работы, как: совместные концерты учащихся и родителей; лекции, встречи с артистами, певцами; музыкально-педагогическое самообразование (чтение книг о музыке); домашние концерты; то естественно, эстетическое воспитание детей будет более эффективным.

Вне всякого сомнения, чему бы мы не учили своих учеников, дело

поначалу идет медленно. На это требуется немало времени, но способности постепенно развиваются. Стоит только подумать, что надежды никакой нет, и опустить руки из-за отсутствия видимых результатов, и тут же все труды идут насмарку.

Поэтому все дело в терпении и неустанном повторении. Если нам удалось этого добиться, мы увидим, что на базе одних умений быстро развиваются новые.

Но результат может «созреть» только при ежедневной настойчивой тренировке. Роль стимуляторов играют подготовка, время и окружающая обстановка.

Нельзя привить ребенку то, что отсутствует в культурной среде. Здесь мы говорим о семье, о культурном уровне родителей и самое главное о педагогической культуре педагога.

Возникает вопрос, что же такое «педагогическая культура»? (Слайд)

«Педагогическая культура» - это общая культура личности в сочетании с профессиональными знаниями по педагогике, психологии возрастной и социальной, психологии педагогического труда, физиологии, основам этики и эстетики, основам гигиены, социологии, экономике, политике, философии и умением применять их на практике».

Педагог воспринимается и проявляет свою индивидуальность во взгляде, жестах, мимике, речи, общем облике, в делах, поступках и характере.

Общая культура создает фундамент для его творческой работы. Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально - технического

оснащения.

В заключение, напрашивается такой вывод, что миссия нашей школы подчас значительнее, чем какой-либо престижной специализированной школы, где идет жесткий отбор, где целенаправленно идет работа по воспитанию музыканта-профессионала. Наша же ситуация иная, дети приходят учиться в основном для себя. (Слайд)

Идеал, к которому мы должны стремиться, это воспитание:

  • активных детей, проявляющих инициативу в деятельности и общении;

  • интеллектуально развитых, имеющих собственные познавательные интересы;

  • эмоционально отзывчивых на красоту окружающего мира и произведений искусства.

Повышение эффективности и качества художественного образования ставит перед преподавателями ДШИ сложные и ответственные задачи.

Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия по специальности и все формы обучения ДШИ, призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к любой деятельности, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения.

Вывод: факторы, влияющие на качество образования (касающиеся ДШИ г.Нарьян-Мара):

  • Система управления ОУ (грамотное руководство ОУ)

  • Материально-техническая база (более 20 лет не обновлялась материально-техническая база, а музыкальным инструментам, на которых занимаются баянисты/аккордеонисты уже более 40 лет). Если мы говорим о качестве, то и музыкальные инструменты должны соответствовать хорошему качеству

  • Знать меру здоровья и способности каждого ребенка

  • Увидеть индивидуальность в каждом ребенке, раскрыть эту

индивидуальность

  • Качество ОП (выбрать программы и отработать педагогическую технологию)

  • Педагог должен идти в ногу со временем: использовать инновационные образовательные направления в системе дополнительного образования.

  • «Педагогическая культура»

  • Привлечение родителей в образовательный процесс (тесная работа с родителями)

  • Благоприятный климат в коллективе

  • Доброжелательное отношение всех участников образовательного процесса, взаимопомощь и др.

Желаю всем совершенствоваться и творческих успехов!

6


© 2010-2022