УРОК. Тема Жанры инструментальной и вокальной музыки. Урок в пятом классе

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК в 5 классе

Тема « Жанры инструментальной и вокальной музыки».

Номер урока 7

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи:

образовательные:

  1. познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;

  2. показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;

  3. раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;

  4. разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;

  5. научить различать жанры по характеру звучания.

развивающие:

  1. развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;

  2. расширять музыкальный кругозор учащихся;

  3. формировать исполнительские навыки.

воспитательные:

  1. воспитывать музыкальный вкус;

  2. формировать позитивное отношение к классической музыке.

  3. развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей

  4. развивать в детях чувство прекрасного;

Ожидаемый результат:

  1. Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке.

  2. Знать ФИО композиторов, музыка которых звучала на уроке.

  3. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

  4. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

  5. Уметь различать жанры по характеру звучания.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

УМК:

  1. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М.: Просвещение, 2012.

  2. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс-М.: Просвещение, 2006.

  3. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М.: Просвещение, 2014.

  4. Музыкальный материал:

  5. «Вокализ» С.В.Рахманинова,

  6. «Романс» Г.Свиридова,

  7. «Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

  8. Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

  9. Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Ход урока: I Организация учащихся на урок. Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и литературе.

II. Актуализация знаний.

  1. -Что связывает между собой эти два искусства?

  2. -Что такое вокальная музыка?

  3. -Какие жанры вокальной музыки мы знаем?

  4. -Что такое инструментальная музыка?

  5. -Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?

III. Основной этап урока.

1. Беседа.

Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.

- Как вы думаете, почему?

Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия - это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив - маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне

- Что стало бы с песней без стихотворного текста?

Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.

Останется самое главное - мелодия.

- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?

И получится песня без слов.

2.Слушание и анализ музыкальных произведений:

раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.

Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)

- Что это за жанр?

Может быть, вы вспомнили и произведение?

- Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ - это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.

- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?

- Нужны ли здесь слова?

Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

-Что такое интонация?

Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

(Звучит романс Г.Свиридова)

- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?

- Пел ли здесь кто-нибудь?

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары.

И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

общность жанров песен без слов и баркаролы;

А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы - песни на воде.

Родина этого жанра - Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,

-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?

(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)

- Какие черты жанра баркаролы - песни на воде вы услышали в музыке?

Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.

Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)

- Так почему романс назван «Баркаролой»?

- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

- Что общего между песнями без слов и баркаролой?

3.Музыкально-ритмическая минутка.

IV. Вокально-хоровая работа.

4.Подготовка к песенной деятельности.

а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.)

б) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).

5.Песенная деятельность.

(На данном уроке разучивается 1 раздел песни. Слова песни напечатаны на отдельных листках.)

(Перед разучиванием читаю текст, разбираем вместе с ребятами непонятные слова)

-О чем песня?

Словно как лебедь по влаге зеркальной,

Тихо качаясь, плывет наш челнок,

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза).

В небе заката лучи догорают,

Розовым блеском осыпан челнок (2 раза).

Час незаметно за часом проходит,

Дальше скользим мы по зеркалу вод.

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет в нем и тени минувших забот (2 раза).

О, неужели на крыльях туманных

Утро с собой их опять принесет?

О, неужели опять принесет?

О, неужели опять принесет!

Разучивание по фразам (индивидуальное, групповое и фронтальное)

V. Подведение итогов урока.

- О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?

- Что такое вокализ?

- Что такое романс?

- Что такое баркарола?

- Что такое песни без слов?

- С какими композиторами встретились сегодня на уроке?

- Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

Да - это мелодия-душа музыки.

Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).

- Урок окончен. До свидания.

© 2010-2022