Открытый урок музыки. Тема: «Диалог в музыке» (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Открытый урок музыки . Тема: «Диалог в музыке» (5 класс)Открытый урок музыки . Тема: «Диалог в музыке» (5 класс)Открытый урок музыки . Тема: «Диалог в музыке» (5 класс)

Открытый урок музыки в 5 «В» классе

Тема: «Диалог в музыке»

Цель: определить роль диалога на уроке музыки.

Задачи:

  1. Составить представление о понятии «Диалог»;

  2. Выявить варианты использования диалога на уроке музыки;

  3. Определить как формы диалога реализуются в процессе восприятия музыки;

  4. Опытным путем проверить возможность организации слушания и пения на основе диалога.

Ход урока:

  1. Слушание Токкаты и фуги ре-минор BWV 565 И.С. Баха (аудиозапись);

  2. Беседа: - Диалог голосов в музыкальном произведении;

- понятие «Диалог».

3. Повторное слушание (видеозапись);

4. Беседа: разбор понятия «Внешний диалог»;

5. Распевание;

6. РНП «Вьюн» - диалог голосов в песне;

7. Подведение итогов.

Конспект урока

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнем с одного очень интересного произведения. Прослушайте его и скажите:

-Где могла звучать данная музыка и почему?

- Сколько образов вы себе представили? Дайте им характеристику;

-Что испытывали во время службы прихожане слушая данную музыку?

Подвожу итог сказанному:

Данное произведение, Токката и фуга ре-минор, написал Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), великий немецкий композитор, органист, , педагог 18 века. Данное произведение написано очень давно, но несмотря на это оно все еще волнует исполнителей и слушателей. Это связано с тем, что Бах искренне раскрывал мысли и чувства, которые понятны людям прошлого и настоящего.

Музыка эпохи Барокко часто исполнялась на органе, что ассоциировалось с величественным образом соборов. Монументальность ее звучания была связана с такой формой выражения чувств и мыслей, которая получила название полифония.

Полифония (в переводе с греч. многозвучие) - вид многоголосия, основанного на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

Начинается данное произведение с токкаты (с итальянского - прикосновение, удар) - виртуозная пьеса импровизационного характера. Затем следует фуга.

По словам Баха, каждое произведение - это беседа разных голосов, которая представляет собой различные индивидуальности.

Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга- вершина полифонической музыки. В фуге краткая музыкальная мысль - тема - имитируется (повторяется, развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании эти повторы, переплетаясь, сходятся и вновь расходятся.

Как вы считаете, на что похоже данное проведение тем в музыке? (на диалог)

А кто может сказать, что такое диалог?

Диалог - это форма общения. Прослушав данное произведение, согласны ли вы с тем, что диалог возможен не только в словесной форме?

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в данном произведении постоянно звучит общение голосов - диалог тем. По мнению самого Баха, в данном произведении он описывает три начала: божественное, человеческое и сатанинское. Это ярко выражено в средствах муз. выразительности (динамика, склад письма, темп, ритм, тембральная окраска голосов).

Теперь еще раз прослушайте данное произведение, глядя на экран и вдумываясь в каждое проведение темы и скажите, при слушании музыки, происходит ли еще какой-нибудь диалог? (кого? С кем?)

Диалог между композитором, исполнителем и слушателем

композитор исполнитель

Слушатель

Если бы не было хоть одной составляющей, то любое музыкальное произведение не имело бы место быть.

Можно сделать вывод, что в любом виде искусства, существуют диалоговые связи: внешние и внутренние. Внутренние - это диалог в самом произведении, а внешние - между его участниками.

Скажите пожалуйста, какие виды музыки существуют? (вокальная и инструментальная). Только ли в инструментальной музыке возможен диалог?

В вокальной музыке, как и в инструментальной, возможен диалог. Будь то диалог в словесной форме, или диалог голосов.

Какое вокальное произведение из уже известных вам имеет диалогичность? (РНП «Вьюн» - диалог двух голосов).

Распевание.

Поем песню «Вьюн». При этом, пытаемся вступить в диалог (умение слушать и слышать свою партию и партию второго голоса).

Заключение: Из всего услышанного на уроке, можно ли сказать, что музыка, как произведение и вид искусства диалогична по своей сути?

Слушать музыку, значит не только эмоционально откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание, а значит вступать с ней в диалог!




© 2010-2022