Духовно-нравственный мир музыкальной культуры. Статья на конференции

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Игнатьева А.В.

МОУ «СОШ с.Широкое» Саратовская область

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Об актуальности духовно-нравственного воспитания в современной школе свидетельствуют многие кризисные явления сегодняшнего дня: бездуховность, потеря нравственных ориентиров, криминализация детской среды. Именно средние общеобразовательные учреждения активно включились в реформирование образования. В период экономической нестабильности одной из глобальных проблем остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности. К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь повышения духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил в противовес страстям и трудностям жизни.

Приоритетным направлением содержания программы «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской является русская музыкальная культура, формирующая национальное самосознание, бережное отношение к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Разделы «О России петь, что стремиться в храм», «Духовная музыка», «Искусство - духовный проводник», «Храмовый синтез искусств» знакомят школьников с лучшими образцами музыки, живописи, архитектуры

Раскрывая духовно-нравственный мир музыкальной культуры на уроках музыки, МХК, искусства я добиваюсь раскрытия следующих целей и задач:

- развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка, учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных ориентиров (без нравственно-духовных ориентиров все полученные знания могут быть направлены во зло человечества).

-понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

-описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

-структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы;

-формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

-адаптировать школьников в современном информационном пространстве;

-воспитывать художественный вкус.

Организуя собственный процесс познания, учащиеся самостоятельно овладевают такими качествами, как инициативность в различных сферах музыкальной деятельности, гибкость, мобильность, что важно для развития их готовности принимать решения, делать обобщения, практически мыслить, знать имена выдающихся композиторов и исполнителей, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.

На уроках музыки, МХК, искусства реализуется идея метапредметных связей с историей, обществознанием, географией, МХК, изобразительным искусством, русским языком литературой, основам православной культуры, ОРКСЭ, поэтому важно активизировать знания учащихся, полученные ими при изучении названных предметов.

Метод эмоциональной драматургии, при помощи которого я выстраиваю свои уроки, направлен на эмоционально-проективное осмысление школьниками своего духовного мира. Этот метод призван заострить противоречия между обыденными переживаниями и высокими идеалами, заключенными в искусстве. Критерием эффективности выступает мастерство учителя в организации деятельности по преобразованию духовного мира.

Само понятие-духовность предполагает способность к бескорыстному стремлению к добру, к красоте. К абсолютной истине, постоянное осуществление такого стремления в практической жизни.

Духовная жизнь - это прежде всего внутренняя жизнь человека, основанная на напряженной, неустанной работе над собой, над своей душой. И если слово ДУХ воспринимается нами как проявление чего-то невидимого, но несомненно существующего, то слово ДУША имеет несколько значений: это и внутренний психический мир человека, его сознание, и то, или иное свойство характера, а также сам человек с теми или иными свойствами.

Например, обращаясь к творчеству Владимира Высоцкого, он рассматривается не только как исполнитель авторской песни, а как человек с огромной душой страдающей, заблудшей, потерянной, но всегда ищущей. Она ассоциируется с такими понятиями, как «совесть», «истина», «правда». Сам поэт считал, что только страдание дает нравственное очищение человеку. Слово ДУША часто встречается в произведениях Высоцкого.

Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу стертую перекатами-

Если до крови лоскут истончал,-

Залатаю золотыми я заплатами-

Чтобы чаще Господь замечал!

В стихотворении «Я не люблю» слово ДУША рассматривается как нечто сокровенное, присущее тому человеку, который её сохранил:

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в неё плюют.

Ложь, предательство, приспособленчество рассматривалось Высоцким как духовная смерть, которая на его взгляд, куда страшнее физической.(На занятии звучит песня «Купола» В.С.Высоцкого в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Название ансамбля произошло от имени райской певчей птицы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах».

Духовно-нравственный кризис, как составляющая системного кризиса страны и человечества, оставляет душу пустой и разоряет возвышенную любовь. В поисках нравственных идеалов мы обращаемся к вечным темам: веры, надежды, любви. Библейская цитата:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»

Легко ли любить в наше время? Как живется основным христианским заповедям в наше время?

Мои ученики-участники и победители муниципального фестиваля «Малиновый звон», всероссийской олимпиады «Аксиос» (церковная музыка». Я совершенствую свое педагогическое мастерство, представляя мастерклассы на муниципальных и межмуниципальных и межмуниципальных семинарах «Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности», региональных семинарах «Реализация программы духовно-нравственного развития в образовательном процессе школы»; являюсь победителем муниципального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» и всероссийского конкурса мастерклассов «Реализация грантового проекта «Благовест»,как форма повышения активности учителей» в г.Сочи

Как пытлив и непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь…Дети внимательно вглядываются в мир, начиная его лучше понимать и знать, а значит, больше дорожить, любить. Искусство - это прежде всего воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует её, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче человеческую душу, учит состраданию, взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как мы поступаем.

Литература

1.В. Высоцкий «Я,конечно,вернусь» Москва 2008

2.Г.Сергеева,Е.Критская Музыка 1-7кл «Просвещение» 2014

3.Г.Сергеева, И.Кашекова, Е.Критская Искусство8-9 «Просвещение» 2014

4.Новый Завет. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла гл.13





© 2010-2022