- Преподавателю
- Музыка
- Комплекс упражнений для формирования певческих навыков
Комплекс упражнений для формирования певческих навыков
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суханова М.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Комплекс упражнений для формирования певческих навыков.
I Артикуляционная гимнастика.
1.Слегка покусать зубами кончик языка.
2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.
3. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
4. Втянув щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
5. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
6. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
7. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
8. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно «не загорится».
9. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот.
10. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперёд и убирать на место.
II Дыхательная гимнастика.
-
«Ладошки». ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
Норма - 96 вдохов-выдохов. -
«Погончики». ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел.
Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений. Норма:
- 12 раз по 8 вдохов-движений,
- или 6 раз по 16 вдохов-движений,
- или 3 раза по 32 вдоха-движения. -
«Насос». ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол").
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд и снова 8 поклонов-вдохов. -
«Кошка». ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, руки опущены. Делаем легкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками легкое "сбрасывающее" движение.
Подряд без остановки можно сделать 8 или даже 16 вдохов-движений. За 1 занятие вам нужно сделать 96 вдохов-движений. Это 12 раз по 8 или 6 раз по 16 вдохов-движений. -
Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, медленный выдох со счётом активным шёпотом (1,2,3,4,5 и т.д.). Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние рёбра.
-
Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, по руке дирижёра с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние рёбра фиксируются в положении вдоха ладонями рук. Плечи неподвижны.
III Фоноритмические упражнения.
1.Звуковые упражнения:
«у» - руки с раскрытыми ладонями вытягиваются вперёд на уровне груди с одновременным произнесением звука на выдохе;
«а-а» - руки сжаты в кулаки, вертикальное движение «молоточки» с одновременным произнесением звуков.;
«о-о» - руки сжаты в кулаки, горизонтальное движение в стороны с одновременным произнесением звуков;
«о-и-о-и» - руки на уровне груди, указательный палец вверх. Движение вверх, в стороны, вниз (как бы описывая указательными пальцами круги) с одновременным произнесением звуков;
«и-э-и» - руки на уровни груди, развести в стороны и обратно к груди с одновременным произнесением звуков;
«п-пом» - руки вдоль туловища свободно опущены, поднимаясь на носочках и опускаясь одновременно произносить звуки;
«н» - возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки - мягкие и быстрые.
2.Речевые игры с движениями:
а) Белый пух, снежный пух, - движения рук сверху вниз, перебирая пальцами.
Всё-всё-всё в пуху вокруг.
Пух на шапках, - показывая руками по тексту.
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно - ух! - встрепенуться, резко руки вверх.
Кто щекочет? Пух. - вопросительное движение, затем сверху вниз.
б) Шуршат осенние кусты, - круговые движения, ладошка трётся о ладошку.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш,
И дождь шуршит,
И мышь шурша,
В нору спешит.
в) Плакса-туча прибежала, - шлепки по коленям;
Горько-горько плакать стала. - указательным пальцем ударять по коленям;
А потом она пропала, - раскрыть ладони;
Солнышко вдруг засияло! - вверх ладони с растопыренными пальцами.
IV Интонационно-фонетические упражнения.
-
«Страшная сказка».
У СЛУШАЙ…
УО СЛУШАЙ ШОРОХ…
УОА СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…
УОАЭ СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…
УОАЭЫ СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩЧ ЛЕСА
ДЫШИТ.
Ы ВЫШЕ…
ЫЭ ВЫШЕ ВЕТЕР…
ЫЭА ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…
ЫЭАО ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…
ЫЭАОУ ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.
И.П: рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица испуганное. Перевод гласного в гласный без атаки (легато).
У!
2. «Попрошайка».
хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ П
ы!
хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ П
ходит, ходит попроШАЙКА,
х х х х х х
просит,просит попроШАЙКА,
х х х х х х
дайте, дайте попроШАЙКЕ,
х х х х х х
всё, что просит попроШАЙКА!
х х х х х х
И.П: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт. Выражение лица полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнутые в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз. Переводить штро-бас в грудной режим на гласных. Артикуляция гласных - за счёт губ, без участия челюсти.
-
«Вопросы - ответы».
У---П---у?, у---П---У, У---П---о?, у---П---О, О---П---а?, о---П---А, А---П---э?, а---П---Э,
Э---П---ы?, э---П---Ы, Ы---П---ы?, ы ---П---Ы.
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-П----ос?
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-П----ост?
ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ-П---ы
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ-П---ы!
И.П: как в №1. Скользящие восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно с порогом. Стихотворный текст в грудном режиме с переходом в фальцетный через порог.
4. «Бегемот».
Сладко спит в своей постели бегемот - [ХР], [ХР].
Видит он во сне морковку и компот - [ХР], [ХР].
Спит он широко разинув рот - [ХР], [ХР].
И во сне он громким голосом поёт - [ХР], [ХР].
Издавать вибрант мягкого нёба в конце каждой строки текста, произносимого учителем.
5. «Инспираторная фонация».
а---А, а-а.
Инспираторная фонация - звук на вдохе (удивление, радость, всхлип).
V Упражнения в грудном режиме.
-
«Шип-голос». 3 шага.
Интенсивным шёпотом «спеть» гласный «А»; активная пауза на вдохе; спеть последовательность гласных.
-
«Пульсация». 3 шага.
И.П: сидя, туловище слегка наклонено вперёд, локти опираются на колени, кисти расслаблены.
Исполнять варианты попевок со звуком «Г-придыхательный».
3. «Выдувание». 5 шагов.
1 шаг - губы плотно сомкнуты, исполнять на гласном «У с выдуванием»;
2 шаг - перевести в имитацию гласного «О»;
3,4 и 5 шаги отличаются от 2 соотношением времени звучания гласного «У с выдуванием», имитации гласного «О» и ступенью перехода.
VI Попевки.
1. Прима - «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока».
Секунда - «Уж как шла лиса».
Терция - «Ходит зайка по саду».
Кварта - «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка».
Квинта - «Пойду ль я, выйду ль я, да».
-
«Родина моя» - нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты.
-
«Утром я встаю, песенку пою» - мажорный звукоряд в объёме квинты вверх вниз.
-
«Упражнения» - Сб. «Мир вокального искусства», с.110-120.
-
«Потешки» - «Муз.рук.» 8/7, с.41.
Приёмы исполнения:
«Эхо» - сначала громко, затем тихо.
«Перекличка» - исполнение по группам.
«Соревнование» - кто точнее спел.
Комплекс упражнений составлен по следующим методикам:
-
«Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой;
-
«Фонопедическая методика развития голоса» В.В.Емельянова;
-
«Вокалотерапия» С.В.Шушарджана;
-
Программа «Мир вокального искусства» Г.А.Суязовой;
-
«Игровая методика обучения пению» О.В.Кацер.