Комплекс упражнений для формирования певческих навыков

На уроках музыки не всегда достаточно времени для работы над  формированием певческих навыков. Поэтому комплекс упражнений представляет собой некую сжатую форму работы для распевания на уроках музыки. Комплекс упражнений применяется для систематической работы над формированием вокально-хоровых навыков. Сюда входит артикуляционная гимнастика, упражнения для выработки правильного певческого дыхания, упражнения фоноритмики, фонопедические упражнения для развития голоса, различные попевки. Комплекс ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплекс упражнений для формирования певческих навыков.

I Артикуляционная гимнастика.

1.Слегка покусать зубами кончик языка.

2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.

3. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.

4. Втянув щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.

5. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.

6. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.

7. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.

8. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно «не загорится».

9. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот.

10. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперёд и убирать на место.

II Дыхательная гимнастика.

  1. «Ладошки». ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
    Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
    Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
    Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
    Норма - 96 вдохов-выдохов.

  2. «Погончики». ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
    Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.
    На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел.
    Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений. Норма:
    - 12 раз по 8 вдохов-движений,
    - или 6 раз по 16 вдохов-движений,
    - или 3 раза по 32 вдоха-движения.

  3. «Насос». ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол").
    Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
    Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд и снова 8 поклонов-вдохов.

  4. «Кошка». ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, руки опущены. Делаем легкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками легкое "сбрасывающее" движение.
    Подряд без остановки можно сделать 8 или даже 16 вдохов-движений. За 1 занятие вам нужно сделать 96 вдохов-движений. Это 12 раз по 8 или 6 раз по 16 вдохов-движений.

  5. Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, медленный выдох со счётом активным шёпотом (1,2,3,4,5 и т.д.). Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние рёбра.

  6. Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, по руке дирижёра с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние рёбра фиксируются в положении вдоха ладонями рук. Плечи неподвижны.

III Фоноритмические упражнения.

1.Звуковые упражнения:

«у» - руки с раскрытыми ладонями вытягиваются вперёд на уровне груди с одновременным произнесением звука на выдохе;

«а-а» - руки сжаты в кулаки, вертикальное движение «молоточки» с одновременным произнесением звуков.;

«о-о» - руки сжаты в кулаки, горизонтальное движение в стороны с одновременным произнесением звуков;

«о-и-о-и» - руки на уровне груди, указательный палец вверх. Движение вверх, в стороны, вниз (как бы описывая указательными пальцами круги) с одновременным произнесением звуков;

«и-э-и» - руки на уровни груди, развести в стороны и обратно к груди с одновременным произнесением звуков;

«п-пом» - руки вдоль туловища свободно опущены, поднимаясь на носочках и опускаясь одновременно произносить звуки;

«н» - возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки - мягкие и быстрые.

2.Речевые игры с движениями:

а) Белый пух, снежный пух, - движения рук сверху вниз, перебирая пальцами.

Всё-всё-всё в пуху вокруг.

Пух на шапках, - показывая руками по тексту.

Пух на шубках,

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно - ух! - встрепенуться, резко руки вверх.

Кто щекочет? Пух. - вопросительное движение, затем сверху вниз.

б) Шуршат осенние кусты, - круговые движения, ладошка трётся о ладошку.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш,

И дождь шуршит,

И мышь шурша,

В нору спешит.

в) Плакса-туча прибежала, - шлепки по коленям;

Горько-горько плакать стала. - указательным пальцем ударять по коленям;

А потом она пропала, - раскрыть ладони;

Солнышко вдруг засияло! - вверх ладони с растопыренными пальцами.

IV Интонационно-фонетические упражнения.


  1. «Страшная сказка».

У СЛУШАЙ…

УО СЛУШАЙ ШОРОХ…

УОА СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

УОАЭ СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

УОАЭЫ СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩЧ ЛЕСА

ДЫШИТ.

Ы ВЫШЕ…

ЫЭ ВЫШЕ ВЕТЕР…

ЫЭА ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…

ЫЭАО ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…

ЫЭАОУ ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.

ИКомплекс упражнений для формирования певческих навыков..П: рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица испуганное. Перевод гласного в гласный без атаки (легато).

У!

2. «Попрошайка».

хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ П

Комплекс упражнений для формирования певческих навыков. ы!

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ П

ходит, ходит попроШАЙКА,

х х х х х х

просит,просит попроШАЙКА,

х х х х х х

дайте, дайте попроШАЙКЕ,

х х х х х х

всё, что просит попроШАЙКА!

х х х х х х

И.П: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт. Выражение лица полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнутые в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз. Переводить штро-бас в грудной режим на гласных. Артикуляция гласных - за счёт губ, без участия челюсти.


  1. «Вопросы - ответы».

У---П---у?, у---П---У, У---П---о?, у---П---О, О---П---а?, о---П---А, А---П---э?, а---П---Э,

Э---П---ы?, э---П---Ы, Ы---П---ы?, ы ---П---Ы.

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-П----ос?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-П----ост?

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ-П---ы

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ-П---ы!

И.П: как в №1. Скользящие восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно с порогом. Стихотворный текст в грудном режиме с переходом в фальцетный через порог.

4. «Бегемот».

Сладко спит в своей постели бегемот - [ХР], [ХР].

Видит он во сне морковку и компот - [ХР], [ХР].

Спит он широко разинув рот - [ХР], [ХР].

И во сне он громким голосом поёт - [ХР], [ХР].

Издавать вибрант мягкого нёба в конце каждой строки текста, произносимого учителем.

5. «Инспираторная фонация».

а---А, а-а.

Инспираторная фонация - звук на вдохе (удивление, радость, всхлип).

V Упражнения в грудном режиме.

  1. «Шип-голос». 3 шага.

Интенсивным шёпотом «спеть» гласный «А»; активная пауза на вдохе; спеть последовательность гласных.


  1. «Пульсация». 3 шага.

И.П: сидя, туловище слегка наклонено вперёд, локти опираются на колени, кисти расслаблены.

Исполнять варианты попевок со звуком «Г-придыхательный».


3. «Выдувание». 5 шагов.

1 шаг - губы плотно сомкнуты, исполнять на гласном «У с выдуванием»;

2 шаг - перевести в имитацию гласного «О»;

3,4 и 5 шаги отличаются от 2 соотношением времени звучания гласного «У с выдуванием», имитации гласного «О» и ступенью перехода.


VI Попевки.

1. Прима - «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока».

Секунда - «Уж как шла лиса».

Терция - «Ходит зайка по саду».

Кварта - «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка».

Квинта - «Пойду ль я, выйду ль я, да».

  1. «Родина моя» - нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты.

  2. «Утром я встаю, песенку пою» - мажорный звукоряд в объёме квинты вверх вниз.

  3. «Упражнения» - Сб. «Мир вокального искусства», с.110-120.

  4. «Потешки» - «Муз.рук.» 8/7, с.41.

Приёмы исполнения:

«Эхо» - сначала громко, затем тихо.

«Перекличка» - исполнение по группам.

«Соревнование» - кто точнее спел.

Комплекс упражнений составлен по следующим методикам:

  1. «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой;

  2. «Фонопедическая методика развития голоса» В.В.Емельянова;

  3. «Вокалотерапия» С.В.Шушарджана;

  4. Программа «Мир вокального искусства» Г.А.Суязовой;

  5. «Игровая методика обучения пению» О.В.Кацер.


© 2010-2022