Рабочая программа по гитаре

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

Сургутский район

Муниципальное Образовательное Учреждение

дополнительного образования детей

«Нижнесортымская Детская школа искусств»







Образовательная рабочая программа

по предмету

«Гитара»

для учащихся народных отделений ДШИ

7 лет обучения



















2012 год

Составлена в соответствии с типовыми требованиями к содержанию и подготовке выпускника ДШИ




Заместитель директора по методической работе

______________ И.И.Пахомова

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________________ Л.В. Бодягина


Утверждаю:

решение педагогического совета

от «____» _____________ 2012 г.

Директор МОУ ДОД «Нижнесортымская ДШИ»

________________В.И. Волобуев





Составитель: Фламенбаум О.А., преподаватель ДШИ по классу гитары



Рецензент:

Содержание


  1. Пояснительная записка 3

  2. Краткие методические указания 4

  3. Контроль и учет успеваемости 8

  4. Годовые требования по классам 14

  5. Примерные перечени произведений 15

  6. Примерные экзаменационные программы 17

  7. Примерный репертуарный список 17

  8. Рекомендуемые учебные пособия и сборники 21















Пояснительная записка

Шестиструнная гитара в нашей стране завоевывает все большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительного образования и др. центры художественно-музыкальной направленности.

Данная программа по классу гитары даёт возможность ученикам овладеть навыками самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства, приёмами игры на гитаре, в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего музыканта. Она направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащихся. И даёт возможность приобретения опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой).

Данная программа составлена на основе типовых программ по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) для Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств:

Составитель: Г.А.Ларичева, 1988г.;

составители: В.А.Кузнецов, старший преподаватель Московского государственного института музыки им. А.Г.Шнитке, лауреат всероссийского и международного конкурсов; А.Ф. Гитман, преподаватель Детской школы искусств №3 им. С.Т.Рихтера ( г. Москва), 2002г.

Данная программа составлялась с учетом требований современной методики подготовки учащихся. Она позволяет всем детям развить и реализовать свои способности, не теряя главного - интереса к музыке. В программу вошли лучшие образцы оригинальной современной, классической и джазовой литературы, старинной музыки.

В программе предусматривается исполнение ансамблей и аккомпанемента, подбор по слуху.

Наиболее одаренных учащихся школа может подготавливать для продолжения музыкального образования. Музыкальное воспитание детей должно быть комплексным и основываться на интенсивном развитии музыкального слуха и мышления, выявлении и развитии творческих задатков учащихся.

Эта программа создает условия для социального и культурного самоопределения обучаемого, его творческой самореализации; помогает решать актуальные художественно-эстетические и духовно-нравственные задачи. Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на гитаре. На основе большого количества легких, понятных, интересных ребенку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приемы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода.

В программе уделено внимание также и техническому развитию учащихся, независимо от их дальнейшей профессиональной ориентации.

Заложенные на начальном этапе обучения основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте имеют огромное значение. Во многом они определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащихся.

Срок освоения программы составляет 7 лет. Образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно будущий ученик может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на народном или национальном инструменте.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем. Он следит за обеспечением класса учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.

Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Примерные репертуарные списки по классам даны в Приложении к программе.

Краткие методические указания

При первой встрече с учеником педагог должен рассказать ему об инструменте, его назначении, особенностях, ознакомить с его конструкцией, научить обращаться с ним. Необходимо сообщить ученику сведения из истории гитары, рассказать о ее художественных возможностях, об исполнителях-гитаристах, о репертуаре для гитары.

Начинать обучение нужно с овладения элементарными навыками. Каждый новый навык отрабатывается отдельно и потом закрепляется в упражнениях, этюдах, пьесах.

Играя переложения песен (мелодий с аккомпанементом), ученик постепенно учится применять на практике различные фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему в игре по цифровкам, подборе по слуху, при самостоятельном музицировании. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребенок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках большой репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. Гитара для него станет любимым инструментом, а главное - он полюбит музицировать!

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними и не требуя обязательного выучивания наизусть. Так как одни из них подготавливаются для публичного выступления, другие для показа в классе, а третьи - в порядке ознакомления (все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика).

Успеваемость учащегося во многом зависит от правильной организации его самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащегося рационально использовать время, отведенное для самостоятельных домашних заданий.

Преподаватель должен систематически учить сознательно и вдумчиво работать над изучаемым музыкальным произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения, тщательно работая над отдельными трудно усвояемыми тактами.

За время обучения преподаватель должен развить творческие задатки учащегося, научить его самостоятельно разучивать и грамотно исполнять произведения, сформировать у него навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле.

Основным видом учебной и воспитательной работы в классе гитары является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учеником. Однако в первые годы обучения (в 1, 2 классах) наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется на занятия с двумя-тремя учениками одновременно. Это дает возможность педагогу работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Постоянное внимание педагог должен уделять вопросам посадки, постановки правой и левой рук, освоению различных способов звукоизвлечения, приемов игры и штрихов.

Посадка гитариста

С первых же уроков необходимо постоянно следить за правильной посадкой и постановкой рук ученика. Без этого невозможно чистое звукоизвлечение и развитие техники.

Учащийся должен сесть на стул ближе к краю, левую ногу поставить на подставку (скамеечка высотой 12-18 см), корпус гитары положить выемкой на левое бедро (головка грифа должна находиться на одном уровне с плечом или немного выше); правую ногу отодвинуть в сторону. Нижняя дека должна касаться груди и располагаться вертикально. Предплечье правой руки у локтя кладется на большой изгиб обечайки. Корпус играющего слегка наклонен вперед, плечи на одном уровне, не напряжены. Гитара в руках должна быть устойчива, руки свободны.

Для девочек предлагается несколько иная посадка: ноги вместе, стопа правой ноги расположена у подставки. Нельзя отводить правую ногу под стул: это некрасиво выглядит со сцены. Подставка должна быть выше, чем при муж­ской посадке.

Постановка правой руки
Кисть устанавливается свободно над струнами, по возможности, отвесно (получается естественный угол между предплечьем и кистью). Пальцы округлены. Запястье не должно проваливаться или выгибаться наружу. Большой палец отставлен от остальных в сторону и располагается на басовой струне примерно на середине розетки. Указательный, средний и безымянный пальцы касаются струн у розетки, вправо от большого пальца. Мизинец в игре участвует очень редко. Звук извлекается кончиками пальцев с подушечки на ноготь. В начальных классах полезно начинать играть безногтевым способом, чтобы укрепить мышцы пальцев.

Постановка левой руки

Пальцы левой руки прижимают лады около металлических порожков. Большой палец в игре не участвует. Находясь за грифом, он служит опорой для четырех играющих пальцев. Место расположения большого пальца в 1 позиции - напротив второго пальца, на середине шейки грифа. Большой палец не должен вы выступать из-за грифа, упираться в него. Он только поддерживает гриф, располагаясь параллельно ладам. Струны прижимаются крайними фалангами пальцев (без ногтей), которые ставятся на лады перпендикулярно плоскости грифа, наподобие молоточков. Пальцы округлены (особенно нужно следить за мизинцем) и не прогибаются в суставах. Запястье не должно быть зажато или выгибаться наружу. Локоть не отставляется, не прижимается к телу, плечо и предплечье свободны, не напряжены.

Способы звукоизвлечения

Существует два основных способа извлечения звука:

1) апояндо - опираясь на соседнюю струну (при этом сила удара должна исходить от первого, ближайшего к ладони, сустава);

2) тирандо - по направлению к соседней струне, но, не касаясь ее.

Первый способ применяется при исполнении мелодии, одиночных звуков, гамм, гаммообразных пассажей, для выделения мелодии в арпеджированной фактуре. Вторым способом играют аккорды, арпеджио, аккомпанирующие звуки как аккордовые, так и одиночные. Большой палец правой руки, в основном, и извлекает звук способом апояндо.

Много в методической литературе говорится о «свободе» и «гибкости» кисти. Но, в тех случаях, когда мышцы руки настолько расслаблены, что почти атрофируются, приходится говорить о «жесткой» кисти. Ощущение действительно «железной» кисти в сочетании с активными мышцами плеча и хорошими кончиками пальцев чрезвычайно мобилизует аппарат, соединяет его в единое целое и помогает перераспределить работу мышц в больных руках таким образом, чтобы активную функцию в игре брали на себя крупные мышцы. Кисть при этом становится проводником энергии, идущей от крупных мышц. И наоборот, как только кисть повисает, «отключается» от вышележащих частей руки, так мышцы пальцев, кисти, предплечья перестают получать энергию от сильных мышц плеча и спины, а это крайне опасно.

Когда же человек привыкает чувствовать руку, как единое целое, приходит пластика. Тогда не теряя источника движения - от плеча, рука превращается в гибкий упругий шланг, помогающий пальцам вести непрерывные текучие линии. А на первых порах нужна именно жесткая, тягучая кисть.

Мышцы плеча и спины

Другой, не менее важный фактор - активизация мышц плеча и спины, которые должны при игре нести основную нагрузку. Одной из главных задач является воспитание целостного гармонического ощущения игрового аппарата, при котором крупные объединяющие движения плечевого пояса направляют точную, дифференцированную и активную работу пальцев. «Я всегда ощущаю свои пальцы в плече», - говорил Г. Нейгауз.

Пальцы

Очень важный момент - это активизация кончиков пальцев. Здесь тоже нужно дать ученику необходимое внутреннее мышечное ощущение. Тут бесполезны слова «крепче пальцы». Достаточно несколько раз, зацепившись кончиком своего пальца за палец ученика, сказать ему: «Я оттягиваю твой палец, а ты не давай», и осторожно потянуть палец ученика к себе и его подушечка оживёт.

Чаще всего эта предварительная работа длится от несколько дней до нескольких недель. Всё это не так просто! Ученик должен привыкнуть к: расслаблению мышц, ощущению «точки» в спине, нужной степени напряженности кисти, ощущению активности кончиков пальцев.

Приходится следить за всем этим постоянно - дома, на улице. Человек должен по-новому научиться брать предметы. По-новому ходить, сидеть, следить за осанкой, кистями рук, которые в быту не должны «болтаться», не быть расхлябанными.

Очень важным моментом в занятиях является закрепление новых ощущений. Нужно постоянно следить, чтобы они не стёрлись из памяти, ибо новые связи ещё неустойчивы. Вне инструмента ученик должен продолжать следить за своей осанкой, держать «точку» в спине, не позволять кистям «болтаться» в «изолированном» от вышележащих частей рук состоянии.

Нередко старые ненужные навыки проявляются в быту, и тогда процесс перестройки становится длительным, а иногда - и неэффективным. Такой постоянный контроль особенно важен на первых порах. Ученик в первые дни занятий должен научиться осознавать каждую неправильность в своих движениях, контролировать их и в любой момент исправлять.

Работа над инструктивным материалом
Работа над инструктивным материалом (гаммами, упражнениями, этюдами) - неотъемлемая часть обучения в музыкальной школе. Она необходима для развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем - владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения. Польза, которую принесет изучение инструктивного материала, будет тем большей, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи.

Последовательность изучения гамм в классе гитары зависит от удобства расположения тональностей, возможностей использовать типовую аппликатуру, поэтому не всегда совпадает с последовательностью их расположения по квинтовому кругу.

Сначала необходимо изучить гаммы с открытыми струнами в 1-2 октавы в наиболее употребительных тональностях. Для 1 и 2 класса ДМШ рекомендуются гаммы с каденциями по «Школе игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. С 3 класса ДМШ изучаются типовые аппликатуры двухоктавных гамм мажорных и минорных ( см. «Школу игры на шестиструнной гитаре» П. Роча, «Технику игры на шестиструнной гитаре» Н. Кузнецова и др.). Каденции к гаммам во всех тональностях приводятся в «Школах» М. Каркасси, П. Агафошина, П. Роча.

В старших классах изучают трехоктавные мажорные и минорные гаммы, имеющие по две типовые аппликатуры - от шестой и от пятой струн.

Для подвинутых учащихся рекомендуются гаммы в аппликатуре А. Сеговии.

Планомерная работа над гаммами развивает музыкально-слуховые и ладотональные представления, способствует развитию беглости. Задачи при игре гамм: освоение техники переходов в другие позиции, ритмического варьирования; работа над беглостью, динамикой и др.

С первых лет обучения необходимо прививать ученику навыки ансамблевого исполнения, в том числе использования гитары в качестве аккомпанирующего инструмента.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что в

работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завер шенности исполнения учеником музыкального произведения, учитывая, что одни из них подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Контроль и учет успеваемости

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных урокax, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.

На выпускные экзамены выносятся три произведения различных жанров и форм.

В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведения выпускной программы.

В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах, технических зачетах, проводимых по графику.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. приравнивается к выступлению на академиче­ском концерте.

Проверка технической подготовки учащихся, а также умения читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, транспозиции на доступном для ученика уровне осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения. А также и на контрольном уроке в течение учебного года в классе в присутствии двух-трех педагогов отдела (для устранения перегрузки учащихся проверку указанных навыков можно проводить на двух контрольных уроках).

Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.

Исполнение самостоятельно подготовленных произведений, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;

2) оценка ученика за выступление на академическом кон­церте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;

3) другие выступления ученика в течение учебного года.

Годовые требования по классам

I класс

Гаммы До, Соль-мажор, ля минор трех видов в 1-2 ок­тавы в пределах 1-й и 2-й позиций;

4-6 этюдов с несложной фактурой, простым ритмическим рисунком;

8-10 пьес различного характера.

II класс

Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков в ключе в 1-2 октавы; хроматическую гамму в 1-й позиции; 6-8 этюдов на аккорды, арпеджио; 8-10 пьес различного характера.

III класс

Гаммы До мажор и ля минор в аппликатуре А. Сеговии; типовые мажорные двухоктавные гаммы с каденциями; хро­матическую трехоктавную гамму;

7-8 этюдов на аккорды, арпеджио, легато и др.;

7-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли);

несколько произведений в плане чтения нот с листа.

IV класс

Гаммы Соль мажор и ми минор трехоктавные; мажорные трехоктавные гаммы в типовой аппликатуре; 5-7 этюдов на различные штрихи;

6-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли) несколько произведений в плане чтения нот с листа.

V класс

Гаммы Ми, Фа мажор трехоктавные; до минор; минорные двухоктавные гам

мы в типовой аппликатуре в различном ритмическом оформлении;

4-6 этюдов на различные штрихи;

6-8 пьес различного характера, включая полифонические произведения, ансамбли, аккомпанементы;

несколько произведений в плане чтения нот с листа.

VI класс

Гаммы Си мажор, соль, си минор трехоктавные с каден­циями; минорные трехоктавные гаммы в типовой аппликату­ре в различном ритмическом оформлении;

4-6 этюдов на различные штрихи;

2 полифонических произведения;

1 произведение крупной формы;

5-6 пьес различного характера (включая ансамбли, ак­компанементы);

несколько произведений в плане чтения нот с листа.


VII класс

Гаммы мажорные и минорные во всех тональностях в различном ритмическом оформлении; гаммы терциями, сек­стами, октавами;

4-5 этюдов на различные штрихи;

2 полифонических произведения;

1-2 произведения крупной формы;

4-6 пьес различного характера (в том числе ансамбли, аккомпанементы);

несколько произведений в плане чтения нот с листа.
















Примерные перечни произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах

Первый класс

Карулли Ф. Вальс

Иванова-Крамская Н. Горнист

Кочетов С. (обр.) «Ой, джигуне, джигуне»


Каркасси М. Андантино

Филиппенко А. «По малину в сад пойдем»

Кочетов С. (обр.) Веселый сапожник

Второй класс

Каркасси М. Этюд ля минор

Фортеа Д. Вальс

Яшнев В. (обр.) «Ой ты, девица обрученная»

Сор Ф. Анданте

Карулли Ф. Контрданс

Иванов-Крамской А. (обр.) «Утушка луговая»

Третий класс

Джулиани М. Аллегро

Соловьев Ю. Пионерская песня

Лебедев В. Гопак

Сор Ф. Этюд ля минор

Джулиани М. Пьеса

Иванов-Крамской А. (обр.) «Я на гору шла»

Четвертый класс

Джулиани М. Этюд: Соч. 100 № 11

Молино Ф. Рондо

Агафошин П. (обр.) «Эх, да ты, калинушка»

Бах И. С. Волынка

Зябликов Н. Прелюдия

Ларичев Е. Вариации на тему русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза»

Пятый класс

Каркасси М. Этюд: Соч. 60 № 1

Гендель Г. Сарабанда ми минор

Лебедев В. (обр.) «Ой, не ходи, Грицю»

Фурман Г. Бурре

Моццани Л. Старинная итальянская песня

Панин П. Татарский танец

Шестой класс

Джулиани М. Этюд Ре мажор

Чимароза Д. Соната

Иванов-Крамской А. Вариации на тему русской народной пес­ни «Ах ты, сад»

Визе Р. Аллеманда

Паганини Н. Менуэт

Полухин П. Фантазия на тему украинской народной песни «Щедрик»


Примерные экзаменационные программы

Седьмой класс

Каркасси М. Этюд № 23

Милан Л. Павана

Чимароза Д. Соната

Таррега Ф. Гавот

Иванов-Крамской А. Вариации на тему романса А. Варламова «На заре ты ее не буди»

Джулиани М. Этюд: Соч. 48 № 24

Бах И. С. Прелюдия ре минор

Сор Ф. Фолия

Таррега Ф. Мазурка «Мариетта»

Иванов-Крамской А. Вариации на тему русской народной песни «Ах ты, матушка, голова болит»

Каркасси М. Этюд: Соч. 60 № 24

Бах И. С. Бурре си минор

Карулли Ф. Рондо

Иванов-Крамской А. Вариации на тему русской народной песни «У ворот, ворот»

Вила Лобос Э. Бразильский танец

Кост Н. Этюд №6

Бах И. С. Прелюдия из Первой виолончельной сюиты

Скарлатти Д. Соната ми минор

Высотский М. Вариации на тему украинской народной песни «Ехал казак за Дунай»

Примерный репертуарный список

1 класс

«Ой, Джигуне, Джигуне». Украинская народная песня.

«Хасбулат удалой». Русская народная песня.

«Светит месяц». Русская народная песня.

«Коробейники». Русская народная песня.

«Чудо-чудеса». Детская песенка.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня.

«Хуторок». Русская народная песня.

«Из-под дуба, из-под вяза». Русская народная песня.

«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня.

«Ты пойди, моя коровушка, домой». Русская народная песня.

«Ехал казак за Дунай». Украинская народная песня.

«Ходила младешенька». Русская народная песня.

«Ой, ты, дивчина, зарученная». Украинская народная песня.

«Вдоль да по речке». Русская народная песня.

«Птичка». Русская народная песня.

«По малину в сад пойдем». Русская народная песня.

М.Каркасси. «Прелюд».

Сагрерос. Этюд ля минор.

М.Каркасси. Этюд ля минор.

А.Шмидт. Этюд До мажор.

А.Иванов-Крамской. Этюд До мажор.

Ф.Карулли. Этюд ми минор.

2 класс

Д.Агуадо. Этюд До мажор.

Н.Кост. этюд соль мажор.

А.Диабелли. Этюд До мажор.

А.Иванов-Крамской. Этюд Соль мажор.

М.Каркасси. Этюд ми минор.

М.Каркасси. Этюд До мажор.

М.Каркасси. «Прелюд».

М.Иванов. «Полька».

Ф.Карулли. «Вальс».

М.Джулиани. «Аллегро».

М.Каркасси. «Аллегретто».

М.Каркасси. «Андантино».

М.Каркасси. «Вальс».

«Ходила младешенька». Русская народная песня.

«То не ветер ветку клонит». Русская народная песня.

«Утушка луговая». Русская народная песня.

«Под окном черемуха колышется». Русская народная песня.

М.Каркасси. «Марш».

В.Гетце. «Полька».

Л.Бекман. «Елочка».

Р.Паулс. «Колыбельная».

И.Кореневская. «Осенью».

3 класс

М.Джулиани. Этюд До мажор.

В.Гуркин. Этюд ми минор.

В.Гуркин. Этюд До мажор.

Б.Ковач. Этюд ля минор.

Н.Кост. Этюд Соль мажор.

Ф.Сор. Этюд До мажор.

Ф.Сор. Этюд Ми мажор.

А.Диабелли. Этюд Соль мажор.

И.Кригер. «Менуэт».

И.Пахельбель. «Сарабанда».

М.Каркасси. «Андантино».

«Чардаш». Венгерский народный танец.

В.Калинников. «Миниатюра».

А.Жилинскис. «Латышская народная полька».

Н.Иванова-Крамская. «Вальс».

С.Луконюк. «Элегия».

Рокмора. «Мазурка».

Ф.Карулли. «Романс».

П.Майборода. «Киевский вальс».

К.Виленский. «Шутка».

«Клен ты мой опавший». Романс.

«Дивка в синях стояла». Украинская народная песня.

«Ах ты, душечка». Русская народная песня.

«Как ходил, гулял Ванюша». Русская народная песня.

Е.Раков. «Полифоническая пьеса».

В.Кучеров. «Тема с вариациями».

Н.Паганини. «Сонатина До мажор».

4 класс

П.Агафошин. Этюд ми минор.

Т.Агуадо. Этюд ля минор.

В.Гетце. Этюд ля минор.

Ф.Сор. Этюд До мажор.

Ф.Сор. Этюд ми минор.

Ф.Карулли. Этюд До мажор.

И.Мертц. Этюд Ля мажор.

Н.Михайленко Этюд Ля мажор.

Н.Кост. «Менуэт».

И.С.Бах. «Жига».

Ф.Сор. «Менуэт».

Б.Дварионас. «Вальс».

В.Гомес. «Романс».

М.Понсе. «Мексиканское скерцино».

М.Шишкин. «Ночь светла».

Д.Качччини. «Аве, Мария».

П.Роч. «Вальс».

В.Гуркин. «Две сентиментальные прелюдии».

А.Сговия. «Прелюдия».

Л.Валькер. «Маленький романс».

Ж.Дюарт. «Прелюд».

Н.Паганини. «Сонатина До мажор».

5 класс

М.Каркасси. Этюд Ля мажор.

М.Каркасси. Этюд Ре мажор.

Д.Агуадо. Этюд До мажор.

Д.Агуадо. Этюд Соль мажор.

Д.Агуадо. Этюд ля минор.

М.Джулиани. Этюд ля минор.

М.Джулиани. Этюд До мажор.

Ф.Сор. Этюд До мажор.

Н.Паганини. «Сонатина Ля мажор».

Ф.Карулли. «Рондо».

Н.Джулиани. «Сонатина».

Ф.Сор. «Вариации».

В.Гуркин. «Испанский эскиз № 2».

А.Иванов-Крамской. «Вальс».

Д.Чимароза. «Соната Ля мажор».

А.Иванов-Крамской. «Как у нас во садочке».

«Вдоль по улице метелица метет». Русская народная песня.

«Ивушка». Русская народная песня.

Ф.Карулли. «Аллегретто».

М.Каркасси. «Андантино».

Н.Кост. «Рондо».

Н.Кост. «Рондолетто».

Н.Паганини. «Сонатина До мажор».

Б.Калатаюд. «Гавот».

Н.Кост. «Баркаролла».

М.Рокамора. «Маззурка».

В.Галилей. «Лютневая пьеса».

Г.Перселл. «Ария».

Д.Семензато. «Шоро».

6 класс

М.Каркасси. Этюд Ре мажор.

М.Каркасси. Этюд Ля мажор.

Д.Джулиани. Этюд ля минор.

Д.Джулиани. Этюд ми минор.

Д.Джулиани. Этюд До мажор.

Ф.Сор. Этюд си минор.

М.Каркасси. Этюд ля минор.

Д.Агуаадо. Этюд ми минор.

«Сосница». Цыганская народная песня.

«Разжигаю я костер». Цыганская народная песня.

Р.Моретти. «Вальс».

Вариация на тему русской народной песни «Как у месяца».

Д.Скарлатти. «Соната Соль мажор».

А.Иванов-Крамской. «Каталонская песня».

А.Иванов-Крамской. «Тарателла».

А.Иванов-Крамской. «Танец с тамбурином».

7 класс

Д.Агуадо. «Концертный этюд ля минор».

М.Джулиани. Этюд До мажор.

М.Джулиани. Этюд До мажор.

М.Джулиани. Этюд Фа мажор.

М.Джулиани. Этюд Соль мажор.

М.Каркасси. Этюд До мажор.

М.Каркасси. Этюд Ля мажор.

Ф.Сор. Этюд Фа мажор.

Э.Вальдтэйфель. «Долорес».

«Калинка». Русская народная песня (обр. А.Иванова-Крамского).

«Уж как во поле калинушка стоит». Русская народная песня (обр. А.Иванова-Крамского).

А.Гурилев. «Колокольчик».

Ф.Гендель. «Фугетта».

Д.Циполли. «Фугетта».

Ж.Рамо. «Менуэт».

И.Кунау. «Прелюдия».

Д.Перголези. «Сицилиана».

М.Клементи. «Сонатина До мажор».

И.Бенда. «Сонатина ля минор».

Д.Чимароза. «Соната ми минор».

Й.Гайдн. «Соната Соль мажор».

Ю.Воронцов. «Вариации на тему романса А.Алябьева «Соловей».

М.Александрова. «Вариации на тему русской народной песни «У нас нынче субботея».

С.Джоплин. «Артист эстрады».

Д.Керн. «Дым».

Д.Кармайкл. «Звездная пыль».

Рекомендуемые учебные пособия и сборники



  1. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1987.

  2. Агабабов В. «Гитаристу - любителю». М., 1987.

  3. Вещицкий П. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». М., 1970.

  4. Викторов П. «Альбом начинающего гитариста». Вып. 6, М., 1970.

  5. Викторов П. «Альбом начинающего игтариста». Вып. 7, М., 1976.

  6. Викторов П. «Альбом начинающего гитариста». Вып. 8, М., 1977.

  7. Вильгельми В. «Шестиструнная гитара: учебный репертуар для подготовительного и первого классов». Киев, 1974.

  8. Гевиксман В. «Инструментальные ансамбли». М., 1980.

  9. Гитман А. «Классические этюды». М., 1997.

  10. Гитман А. «Пьесы и этюды для шестиструнной гитары». М., 1999.

  11. Гордиенко К. «Шестиструнная гитара, 1-2 кл». Ростов н/Д. 1998.

  12. Гуркин В. «Хрестоматия гитариста, 1 класс». Ростов н/Д. 1998.

  13. Гуркин В. «Хрестоматия гитариста, 3-4 классы». Ростов н/Д. 1999.

  14. Гуркин В. «Хрестоматия гитариста, 4-5 классы». Ростов н/Д. 1999.

  15. Гуркин В. «Хрестоматия гитариста, 5 класс». Ростов н/Д. 1999.

  16. Иванов - Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1986.

  17. Иванов - Крамской А. «Альбом начинающего гитариста». Вып. 2. М., 1971.

  18. Иванов - Крамской А. «Альбом начинающего гитариста». Вып. 4 М., 1972.

  19. Иванов - Крамской А. «Избранные произведения для шестиструнной гитары». М., 1970.

  20. Иванов - Крамской А. «Пьесы, обработки , этюды для шестиструнной гитары». М., 1972.

  21. Иванов - Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Ростов н/Д. 1999.

  22. Иванов - Крамской А. «Хрестоматия гитариста 1-2 кл.». М., 1971.

  23. Иванова - Крамская Н. «Альбом для юношества». Вып. 1. М., 1985.

  24. Иванова - Крамская Н. «Альбом для юношества». Вып. 2. М., 1986.

  25. Иванова - Крамская Н. «Произведения для шестиструнной гитары из репертуара А.Иванова - Крамского». М., 1983.

  26. Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1986.

  27. Кашандинов Г. «Альбом для юношества». М., 1984.

  28. Ковалевская Я. «20 этюдов для шестиструнной гитары». Л., 1975.

  29. Кроха О. «Хрестоматия гитариста 1-7 кл.». М., 1996.

  30. Кузнецов Н. «Техника игры на шестиструнной гитаре». Киев, 1972.

  31. Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» М., 1986.

  32. Ларичев Е. «Концертные пьесы». М., 19972.

  33. Ларичев Е. «Пьесы, обработки и этюды для шестиструнной гитары» М., 1978.

  34. Ларичев Е. «Хрестоматия гитариста 3-5 кл.». Вып. 1. М., 1972.

  35. Ларичев Е. «Хрестоматия гитариста 1-3 кл.». М., 1984.

  36. Максименко В. «Концертные пьесы». Вып. 30. М., 1987.

  37. Максименко В. «Джазовые пьесы». М.,Э 1998.

  38. Михайленко Н. «Хрестоматия гитариста 2 класс». киев, 1984.

  39. Николаев А. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». М., 1986.

  40. Пермяков н. «Этюды для шестиструнной гитары». Л., 1987.

  41. Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1977.

  42. Поликарпов И. «Избранные пьесы для шестиструнной гитары» М., 1972.

  43. Поликарпов И. «Концертные пьесы». Вып. 5. М., 1969.

  44. Сазонов В. «Школа игры на семиструнной гитаре». М., 1983.

  45. Славский В. «Этюды для шестиструнной гитары». Киев, 1981.

  46. Славский В. «Классические произведения для ансамблей шестиструнной гитары». Киев, 1978.

  47. Хоржевская Е. «Дуэты для шестиструнной гитары». Л., 1976.

  48. Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек» 1-2 ст. Новосибирск 2002.

  49. Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек» 3 ст. Новосибирск 2002.

  50. Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек» 4 ст. Новосибирск 2002.

  51. Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек» 5 ст. Новосибирск 2002.

  52. Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек» 6 ст. Новосибирск 2002.

  53. 100 этюдов для развития гитарной техники Гран - центр Омск 1999.

  54. Старинная музыка 1- 5 класс Д М Ш. гитара Гран - центр Омск 1999.











2


© 2010-2022