- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа
Рабочая программа
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ерузина Е.М. |
Дата | 28.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
______/ /
Протокол № ____ от
«___» г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ - СОШ №4
_________/ /
«___» г.
«Утверждено»
Директор МОУ - СОШ №4
_______/ /
Приказ № _____ от
«___» г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
2 класс
Составила:
учитель музыки высшей категории
Ерузина Елена Михайловна
2013 - 2014 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана для 2 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно - методическими документами:
-
Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28)
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п.36), утверждённое постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196" Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" с изменениями и дополнениями
-
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
-
Примерная программа начального общего образования по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа Ч. 2.- 3-е изд., перераб., М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
-
Авторская программа: Музыка 1-4 классы / В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. - М.: Вентана-Граф, 2012.
-
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №4 г. Маркса Саратовской области.
-
Положение Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №4 г. Маркса Саратовской области о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) Приказ № 178 от 18.06.13
Цели и задачи изучения учебного предмета:
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека - творца.
2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
6. Воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно- творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной и авторской программами
Программа предусматривает 3 часа резервного времени на организацию проектной деятельности и проведение творческих гостиных
Особенности организации учебного процесса:
Образовательные технологии
Формы организации учебной деятельности
Методы и приёмы обучения
-
Здоровьесберегающие технологии: ритмотерапия, арттерапия, эстетотерапия музыкального искусства, система Стрельниковой и т.д.
-
технология продуктивно-творческой деятельности
-
технологии коммуникативно-развивающего обучения
-
Проблемные технологии: проблемная ситуация, активизация мыслительной деятельности, коллективная мыследеятельность,
-
Технологии взаимосвязи эмоционально-чувственного и интеллектуально-логического восприятия произведения искусства .
-
Технология переноса информации и художественного обобщения.
-
Технология свободных ассоциаций.
-
Игровые технологии: драматизация и «погружение»
-
Дальтон-технологии
-
Технология эстетико-педагогических ситуаций: ситуация формирования (узнавание, удивление, интерес и впитывание), ситуация развития (повторение, осмысление, актуализация и творческая переработка), ситуация обогащения (накопление, «мозговой штурм», «озарение» и вживание в образ)
-
Проектные технологии
-
Технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова
-
Технология развития критического мышления учащихся
-
Технология учебной дискуссии и деловой игры
-
Интегративная технология
-
Игровые формы организации урока
-
Формы творческой деятельности
-
Фронтальная форма
-
Индивидуальная форма
-
Групповая форма
-
Деятельные формы обучения: развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-
метод художественного контекста;
-
метод перспективы и ретроспективы;
-
метод проектов
-
методы создания педагогической и психологической проблемной ситуации на уроке
-
кейс-метод
-
метод художественно-педагогической драматургии
-
моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
-
«сочинение сочиненного» и импровизация музыки (В.О. Усачева);
-
содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).
Используемый УМК: «Начальная школа 21 века» Москва «Вентана-Граф»
Состав УМК для реализации рабочей программы:
Автор
Название
Издательство
Год
В.О.Усачева, Л.В.Школяр,
Учебник: Музыка 2 класс
М.: Вентана-Граф,
2012
В.О.Усачева, Л.В.Школяр О.В. Кузьмина,
Рабочая тетрадь по музыке 2 класс
М.: Вентана-Граф,
2013
В.О.Усачева,
CD Фонохрестоматия музыкального материала 2 класс
М.: Вентана-Граф
2012
В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Книга для учителя: Музыка программа 1-4 классы.
Методическое пособие 2 класс
М.: Вентана-Граф
2012
В.О.Усачева, Л.В.Школяр
Нотная хрестоматия музыкального материала 2 класс
М.: Вентана-Граф
2012
Вид контроля: текущий, рубежный, итоговый
Уровень контроля
Формы контроля
тест
С/р
Творческие работы
Диагностические работы
Урочный
3
4
23
Административный
1
Всего
3
4
23
1
II. Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально - творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.
Одной из ведущих позиций, определяющих содержание данной программы, является принципиальная установка, отстаивающая самоценность музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познать мир и самого себя в этом мире.
Методологической основой программы являются:
1. Классическая теория познания
2. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина.
3. Художественно-педагогическая концепция музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского
Решение проблемы преподавания музыки в школе как искусства авторы видят в обращении к теории учебной деятельности и в реализации идей развивающего обучения, получивших обоснование в трудах В.В.Давыдова. Исходя из этого, ведущими принципами программы являются:
- возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства при помощи проблематизации музыкального содержания;
- проникновение в природу искусства и его закономерностей;
- моделирование художественно-творческого процесса.
Идея второго года обучения выражается в формулировке «Как живет музыка?», где следует выделить следующие содержательные линии:
1.Музыка предстает перед школьниками как живой организм: она рождается, имеет определенное строение, растет, развиваясь и видоизменяясь, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства.
2.Рассматривается на новом уровне взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Личностное развитие учащихся: реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству, жизненный оптимизм.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры направлено на формирование целостной художественной картины мира, на познавательное и социальное развитие растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие.
III. Место учебного предмета в учебном плане:
Образовательная область
Название предмета
За счёт каких часов реализуется
Сроки реализации программы
Количество часов в год
Количество часов в неделю
искусство
музыка
Обязательная часть
1 год
34
1
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета:
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностные результаты
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование основ национальных ценностей российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничес тва;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «музыка»;__
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
V. Содержание учебного предмета
Наименование раздела
Количество часов
Содержание раздела учебного предмета
Характеристика основных видов универсальных учебных действий обучающихся
Межпредметные связи
I Всеобщее в жизни и музыке
8
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки - песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки - попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки - возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
Литература
ИЗО
История
II Музыка - искусство интонируемого смысла
10
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания - возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация - «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
Литература
ИЗО
История
III«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа
10
«Тема» - одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Литература
ИЗО
История
IV Развитие как становление художественной формы
6
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы - двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки - двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
Литература
ИЗО
История
VI. Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Контроль уровня обученности
(к/р, с/р, электр.тест) и т.д
Реализуемые проекты
Сроки
( учебная неделя)
Примечания
Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)
1
Как живет музыка?
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
1 неделя
2
3
Исследуем песенность
2
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
2 неделя
3 неделя
4
5
Исследуем танцевальность
2
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
4 неделя
5 неделя
6
Исследуем маршевость.
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
6 неделя
7
Многообразие жизненных явлений в музыке.
1
урок развивающего контроля
Выполнение самостоятельных творческих заданий с последующим анализом результатов
7 неделя
8
Резервный урок
8 неделя
9
Интонация
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
9 неделя
10
Интонационное многообразие
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
10 неделя
11
12
Жанровые истоки интонации
2
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
11 неделя
12 неделя
13
14
Эмоционально - образное содержание интонации
2
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
13 неделя
14 неделя
15
16
Единство выразительного и изобразительного
2
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки. Защита проектных работ
Что может изобразить музыка?
15 неделя
16 неделя
17
Резервный урок
1
17 неделя
18
Интонация.
1
урок развивающего контроля
Тест, выполнение самостоятельных творческих заданий с последующим анализом результатов
18 неделя
19
Как изменяется музыка
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
19 неделя
20
21
Контраст элементов музыкальной речи
2
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
20 неделя
21 неделя
22
«Тема» - единство
содержания и формы
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
22 неделя
23
Прием варьирования в музыке
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
23 неделя
24
25
Образы природы в музыке
2
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки. Защита проектных работ
Музыкальные образы природы в рисунке
24 неделя
25 неделя
26
Полифоническое развитие в музыке
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
26 неделя
27
Резервный урок
1
27 неделя
28
Развитие музыки.
1
урок развивающего контроля
Тест, выполнение самостоятельных творческих заданий с последующим анализом результатов
28 неделя
29
Одночастная и двухчастная формы
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
29 неделя
30
Трехчастная форма
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
30 неделя
31
Форма рондо
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
31 неделя
32
Вариационная форма
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
32 неделя
33
Сонатная форма
1
урок «открытия» новых знаний
Творческая деятельность, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальной музыки
33 неделя
34
Построение музыки. Заключительный урок
1
урок общеметодологической направленности
Тест, выполнение самостоятельных творческих заданий с последующим анализом результатов.
Слушание и исполнение произведений согласно программе составленной учащимися
Программа музыкального салона
34 неделя
Всего:
34
Тест - 3
3 групповых
VII. Материально-техническое обеспечение предмета
Библиотечный фонд:
Нормативные источники, программа
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа Ч. 2.- 3-е изд., перераб., М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
-
Музыка. Программа 1-4 классы / В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. - М.: Вентана-Граф, 2012.
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Учебно-методическая литература
-
В.О.Усачева, Л.В.Школяр, Учебник: Музыка 2 класс М.: Вентана-Граф, 2012
-
В.О.Усачева, Л.В.Школяр О.В. Кузьмина, Рабочая тетрадь по музыке 2 класс М.: Вентана-Граф, 2013
-
В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр Книга для учителя: Музыка 1-4 классы. М.: Вентана-Граф 2012
-
Методическое пособие 2 класс М.: Вентана-Граф 2012 В.О.Усачева, Л.В.Школяр
-
Нотная хрестоматия музыкального материала 2 класс. М.: Вентана-Граф 2012
Методические пособия, журналы
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2008г.
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009.- 224с.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2009г.
-
Бугаева З.Н.«Веселые уроки музыки», М., Аст, 2008г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 2009г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2008г.
-
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,2009г
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2008г.
-
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
-
«Искусство». Первое сентября. №1-№12 2008г.,№1- №12- 2009г., №1- №12 2010г., №1- № 12 2011г., №1-№12 - 2012г.
-
«Музыка в школе» №1-№ 12- 2008г., №1-№12 - 2009г., №1-№12 - 2010г
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2008г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение, 2009г..
-
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,2009г
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2010г.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2009г.
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2008 - 176с.
-
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2009г.
-
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2008г.
-
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2008г.
-
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2008г.
18.«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,2009г.
-
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2009г.
технические средства обучения
-
компьютер с акустическими колонками
-
мультимедийный проектор с экраном
цифровые образовательные ресурсы
-
Электронное пособие «Фонохрестоматия музыкального материала 2 кл». М.: Вентана-Граф, 2012
-
Уроки музыки 1-8 классы. Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Глобус», 2008г.
-
Электронный учебно-методический комплект «Уроки музыки без проблем 1-8кл.» ИРП О.Ф.Авакумова, Воронеж,2010
Интернет - источники
music.edu.ru/ - Музыкальная коллекция. Российский общеобразовательный портал
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=33 - Русская классическая музыка
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18d10be7-8b69-a95e-0339-423d1db141a3/?interface=pupil&class=47&subject=33 - Зарубежная классическая музыка
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c98fe2c1-58cc-4741-8674-bb6ed213ef64/?interface=pupil&class=47&subject=33 - звезды русской оперной сцены
6