• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на тему: Использование современных образовательных технологий на уроках музыки для достижения высокой музыкальной культуры обучающихся

Статья на тему: Использование современных образовательных технологий на уроках музыки для достижения высокой музыкальной культуры обучающихся

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани

учитель музыки Исли С.Ю.



Использование современных образовательных технологий на уроках музыки для достижения высокой музыкальной культуры обучающихся



Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе - основа для эстетического развития и воспитания человека, что является необходимым условием формирования творческой личности. Музыка не только стимулирует самоопределение человека в жизни, но и процесс творческого самоопределения и саморазвития в профессиональной деятельности, в сфере увлечений. Музыка тесно связана с психофизиологическими явлениями в организме человека. Она формирует культуру чувств, которая влияет на здоровье или нездоровье человека. Культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний, умение владеть собой в любой ситуации. Культура чувств предполагает умение понимать других людей, сопереживать им, т. е. Предполагает так называемый эмоциональный резонанс. Интерес к музыкально-эстетической культуре, эмоциональный отклик на музыку, пробуждение нравственно-эстетических чувств, творческое осмысление музыкальных явлений - вот цель музыкального воспитания в общеобразовательной школе сегодня, где предмет «Музыка» будет являться уникальным не только в эмоционально-нравственном, но и в оздоровительном планах. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

Изучение музыки как предмета искусства направлено на достижение следующих целей и задач:

1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.

2. Активизация и развитие творческой познавательной активности и мыслительной деятельности.

3. Овладение образным музыкальным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения сущности музыки, взаимосвязи её с жизнью.

4. Постижение сущности музыкального ритма и интонации, их влияние на понимание музыкальных форм и жанров музыки.

5. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

6. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

7. Развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

Для продуктивного решения поставленных целей и задач на уроках музыки целесообразно применение современных общеобразовательных педагогических технологий. Понятие «педагогическая технология» в научной литературе встречается довольно часто. Можно выделить опорные точки, которые позволяют определиться в его сущностном понимании. Так, педагогические технологии:

. связаны с профессиональными действиями, осознанно включающими известный и осознанный механизм развёртывания логики того или иного педагогического процесса (И.А.Колесникова).

. Это более или менее жёстко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели (М.Л.Махмутов),

. строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогических действий (Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова),

. продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (О.Епишева),

. средство педагогической деятельности и показатель педагогического мастерства (Г.Л.Ильин).

Представленные характеристики позволяют увидеть все стороны педагогических технологий: первая связана с проектированием взаимодействия учителя и учащихся, вторая с аспектом их реализации в образовательном процессе.

Как сделать процесс общения ребёнка с музыкальным искусством технологичным? Основой в выборе педагогических технологий стало выделение музыкальной деятельности как условия и способа, которые позволяют организовать взаимодействие учителя - ребёнка - музыки. Звено ребёнок и музыка являются определяющими в этой триаде. Основанием для выводов послужили теория деятельности, разработанная в трудах психологов. Так, по словам С.Л.Рубинштейна именно деятельность является условием развития человека, а музыкальное искусство, как «та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности» (А.Н.Леонтьев), является предметной сферой, с помощью которой происходит то, что определяет процесс качественных изменений в ребёнке. Музыкальная деятельность не есть отдельно форма или содержание, она представляет целостность, которая выступает как необходимое условие ко всему происходящему в процессе обучения, что делает возможным варьирование отдельных его компонентов при сохранении и нерушимости всей системы образовательного процесса. Музыкальная деятельность обеспечивает процесс усвоения содержания от общего восприятия к поэлементному усвоению и накоплению учебного материала.

При выборе образовательных технологий всё же остаётся приоритетным разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация ведёт к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. Программа музыкального развития предусматривает погружение в музыкальную среду на основе комплекса видов деятельности. Этот комплекс охватывает ритмику, пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах, игру на фортепиано, слушание музыки, рисование, литературу, двигательные импровизации и игры-драматизации. В начальных классах основное внимание уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие внутренних зажимов, чувства страха,постановка дыхания, двигательное раскрепощение ребёнка и, как результат этой работы - заинтересованное, доброжелательное отношение детей друг к другу, их открытость и готовность к восприятию нового.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки (музыкотерапия) заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. При сохранении «золотого фонда» композиторов - классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как песенный фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Несомненный интерес для формирования в школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют песни, которые могут оказывать на мироощущение ребёнка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. А.И.Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Одно из упражнений физвокализа: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов.

Логоритмическая гимнастика (логоритмика) является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после длительного сидения. Двигательные паузы просто необходимы для учащихся. Однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, ослабевает внимание детей. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение в других отделах мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбуждённых отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально- ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксацинную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец помогают школьнику быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Музыкально - ритмические упражнения: (примеры)

1. «Прогулка по сказочном лесу» (Н.Римский-Корсаков. Ария Февронии из 1-го акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу.

2. «Зеркало» ( в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой их повторяет в зеркальном отражении.

3. «Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.

4. Ритмизация движений различных животных.

Выполнение творческих заданий (терапия творчеством) является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния школьников. Творчество требует от ребёнка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на физическое здоровье, т. е. творческий процесс исцеляет.

Очень интересен метод проектов, ориентированный на обобщение знаний учащихся и на приобретение новых знаний путём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы деятельности. Занимаясь проектом, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое мышление. Проектный метод, в свою очередь, помогает развить творческий потенциал, навыки работы в команде, а также сформировать и навыки работы с различными источниками информации. Творческие проекты очень нравятся детям. В ходе их подготовки главной задачей становится творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует обогащению собственного опыта.

Здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка. Известно, что когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится внутренней и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий. Обучение в школах на основе компьютерных технологий активно внедряется в учебный процесс. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Информационные технологии позволяют раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе наряду с компьютером стало широкое использование технических средств обучения: мультимедиа-проектора, музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора, DVD проигрывателя, которые могут быть применены на уроках музыки и при звуковом оформлении праздников и мероприятий.

Существует ряд музыкальных программ для работы на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Музыкальные проигрыватели

  • Программы для пения караоке

  • Музыкальные конструкторы

  • Музыкальные энциклопедии

  • Обучающие программы

Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ знакома любому пользователю ПК - это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью - сделайте музыку ярче. Для этого откройте зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

Если вы преподаете пение, то используйте такие программы как VocalJam или сочиняйте свою собственную композицию с помощью KarMaker. Эти программы построены по одному принципу - проигрывается "минус", а на экране выводятся слова песни.

Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна "Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия", где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.

На уроках музыкальной литературы можно использовать такую программу, как "Шедевры музыки". В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна программа "Музыкальный класс", где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов.

Какой ребенок не любит игры? Дети готовы весь урок сидеть и работать в музыкальных играх "Крестики-нолики" и "Музыкальные кубики", где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.

Прекрасно дополняют друг друга разделы "История музыкальных инструментов" и "Электронное пианино". В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.

Существуют программы для написания нотного текста, для его редактирования, например, Final. Эту программу можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения.

Интересный синтез представляет собой использование на уроках синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении преподавателя, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к урокам.

Что нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки?

Расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной программы.

Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока. Так, например, при изучении темы "Музыка народов мира", после прослушивания музыкальных фрагментов на карте находится данная страна или регион. С помощью программы "Музыкальные инструменты народов мира" ученикам демонстрируются инструменты, которые используют народы данной страны или региона, рассказывается история их создания, материалы из которых они изготовлены, прослушивается звучание данных инструментов, обсуждается их национальный колорит.

Благодаря применению компьютерных программ стало возможно использование таких форм проведения занятий как урок-экскурсия на тему "Музыкальный Петергоф", урок-концерт, урок-игра и др. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется фрагмент программы "Волшебная флейта", звучит музыка В. Моцарта, на экране появляется силуэт музыканта играющего на различных музыкальных инструментах, дети повторяют его движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.

Использование так называемой "минусовки" и "караоке", позволяет значительно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым учеником.

Наряду с усвоением программы курса "Музыка" ученики приобретают навыки владения компьютером, особенно при проведении интегрированных уроков в компьютерном классе, что заставляет преподавателя постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Поставив себе задачу включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, приходится решать вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках музыки.

Используемые программы условно можно разделить на следующие группы:

  • информативные - энциклопедии: классической музыки, популярной музыки, шансона, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета и др. Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации, так "Энциклопедия классической музыки" включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Не забыли авторы рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний;

  • тематические - обучающе-развивающие: М.П.Мусоргский "Картинки с выставки", П.И.Чайковский "Щелкунчик", "Времена года", К. Сен-Санс "Карнавал животных" и др. Данные программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме знакомят нас с содержанием и музыкальными особенностями и художественными образами отдельных произведений выдающихся мировых композиторов;
    - образовательно-игровые - "Учись рисуя", "Клиффорд. Угадай мелодию", "Музыкальный класс" и др. Так "Музыкальный класс" - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке. Курс "Теория музыки" поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты - нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие. Игра "Крестики-нолики" самым внимательным ученикам позволит обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы. "Музыкальные кубики" позволят собрать мелодию, а "Музыкальный диктант" поможет проверить свой музыкальный слух и память. Приложение "История музыкальных инструментов" поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. "Компьютерное фортепиано" даёт возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры). С помощью "Киберсинтезатора" можно создать свою собственную композицию в стиле "Рок", "Техно", "Рок-н-ролл", "Кантри" и "Латинос";

  • фонотека - записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, жанрам;

  • фонограммы песен разучиваемых учащимися.

Даже этот небольшой анализ показывает, какие широкие возможности открывают нам информационные технологии при проведении уроков.
По степени освоения преподавателем компьютера и, исходя из опыта применения информационных технологий, можно выделить три уровня (этапа) использования информационных технологий на уроке музыки:

  • первому из этих уровней (знание компьютера на уровне пользователя) соответствует установка на последовательное изучение элементов музыкальной традиции - использование отдельных элементов учебных программ в ходе урока;

  • второму (знание и владение широким кругом программ) - установка на синтез этих элементов и дальнейшее их развитие - создание собственных уроков-презентаций;

  • третьему (умение работать в локальных сетях) - выход синтезирующей тенденции за пределы музыкальной педагогики в собственном смысле слова и перерастание этой последней в междисциплинарную - проведение интегрированных уроков в компьютерных классах

Эти же уровни применимы к оценке возрастного восприятия учащимися использования компьютерных программ на уроке.

Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. Так для учеников 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно-игровые программы, при использовании их отдельных элементов. Учащимися 3-х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические - обучающе - развивающие; образовательно-игровые программы; фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные частично. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы программ, так и проводить урок-презентацию. В среднем звене уже задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации и интегрированного урока.

На каком этапе урока это можно делать? На любом! При проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке, проведении физкультминутки и т.д. Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Данные технологии помогают рационально сбалансировать нагрузку учащегося на уроке и во время проведения занятий во второй половине дня, активизировать процесс познания. Грамотный подбор технологий обучения способствует повышению мотивации учащихся. На уроках музыки в зависимости от возрастной категории меняется и набор технологий. Постепенное перемещение центра тяжести от игровых методов к более сложным коммуникативным технологиям в течение нескольких лет обучения позволяет подготовить учащихся к актуализации имеющихся знаний и социализации в обществе.

Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем.

Литература:

1.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.:Владос, 2000.

2.Яковлева Н. От улыбок в школе радуга проснётся // Учительская газета, апрель, 2004.

3.Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - С-ПБ.: Союз художников, 2004.

4.Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе, №5, 2003.

5.Балашова С.С. Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа/ Сост. Челышева Т.В. - М.: Просвещение, 1993.

6.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. - М.: Астрель, 2000.

7.Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2004.

8, Лобанова Е.А. Возможности урока как средство реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе №3, 2005.

9.Бороздин О.А. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // Музыка в школе №1, 2006.


© 2010-2022