Разработка урока Музыка и искусство слова

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки

в 5 классе

на тему

Музыка и искусство слова









Учитель музыки

Заремба Г.В.



2014

Тема урока: Музыка и искусство слова.

Цель урока: -Показать ученикам важную роль музыкального искусства в

содержании литературного произведения.

На примере грузинской народной сказки подчеркнуть

важную позитивную роль музыки как «главного действующего

лица» литературного произведения.

-Развивать вокально-хоровые навыки, умение выделить главное

в художественном произведении

-Через сказочный сюжет воспитывать убеждение учеников в

огромных возможностях музыкального искусства и прививать

лучшие моральные качества.

Содержание урока:- Распевка «Гуси прилетели», норвежская песня

«Волшебный смычок», укр. нар. сказка «Волшебная

скрипка» , груз. нар. сказка «Чогурист», груз. нар. песня

«Сулико».

Оборудование:

музыкальные инструменты фортепиано, скрипка, компьютер,

диски, музыкальный центр, синтезатор, дидактический материал.

Тип урока: Комбинированный.



Ход урока.

Вступительная часть.

1.Вход под музыку.

2. Музыкальное приветствие.

Тема сегодняшнего урока «Музыка и искусство слова». Прочтите зашифрованное выражение и объясните как вы его понимаете.

(Работа в группах. Задание на

детей: Музыка в песне может выразить

намного больше того, о чём говорят слова).

Разработка урока Музыка и искусство слова

Сегодня продолжаем учиться не только слушать, но и слышать музыку, понимать её удивительный язык.

II. Основная часть.

1.Распевка(настройка ми-минор с вводным ре#)

Гуси прилетели 1.Пение I голоса нотами

Возле моря сели 2 ПениеII голоса нотами

Искупаться в море синем (Обращать внимание на чистоту

Гуси захотели интонирования, звуковедение

дикцию).

3. Исполнение распевки (2хголосно)

со словами.

Ребята, а что в песне важнее - её текст или музыка?

Ответы детей.

Обобщение ответов(Песня-это

музыкальный жанр,

самостоятельное произведение,в

котором дополняют и обогощают

друг друга музыка и литература).

2. Хоровое пение.

Споём песню «Волшебный смычок» и вы ответите мне на вопрос - какую роль играет музыка в литературном тексте этой песни.

Исполнение песни. Ответы детей.

Чтобы песня звучала выразительно. Нужно чётко проговаривать слова и петь активно и эмоционально.

Повторное исполнение песни .

Конечно, над песней мы ещё поработаем на следующем уроке, но сейчас вам удалось передать её настроение!

А как же музыка помогает передать характер литературного персонажа?

Сейчас вы ответите на этот вопрос письменно. Вам нужно поставить плюс или минус в квадратике. Если согласны с утверждением+, если нет-.

Работа с заданием №1(в парах).

Задание№1:

-Музыка дополняет образ, созданный писателем

-Делает литературного героя ярче

-У каждого героя есть своя отдельная мелодия

-У всех литературных героев одна и та же мелодия

Проверяю как справились(3-4 ученика)

Обобщение ответов.

Устали? На сегодняшней физ.минутке мы тоже увидим и роль музыки в песне и роль литературного текста.

Физ.минутка «Во поле берёза стояла».

1.Выполняем только движения

2.Движения с музыкой

3.Пение с музыкой и движениями

3.Слушание.

Музыка сопровождает человека всю жизнь, может быть поэтому она звучит во многих сказках разных народов мира… Поют сказочные герои, растения, звери и даже предметы. Вспомните, какую сказку мы слушали на прошлом уроке.

Ответы детей(«Волшебная скрипка»)

Кто же был главным героем сказки и на каком инструменте он играл?

Ответы: Петрик играл на скрипке

Демонстрация скрипки.

Скрипка- струнно-смычковый музыкальный инструмент. На скрипке можно сыграть любую мелодию, например грузинскую песню «Сулико».

Играю на скрипке «Сулико», сопро-

вождение на синтезаторе в записи.

Разработка урока Музыка и искусство слова

Но, наверное .ещё красивее эта мелодия звучала бы на грузинском народном инструменте -чонгури. Сегодня мы познакомимся с этим инструментом и послушаем сказку о музыканте-чонгуристе.

Слушание сказки, просмотр на

компьютере. Демонстрация чонгури.

Понравилась вам сказка?

Кто же был главным героем сказки?

Ответы(Музыкант-чонгурист)

А мы можем сказать, что главным героем сказки была музыка?

Ответы детей. Обобщение ответов.

А что означают слова Гвелвешапи :

«…это яблоко бессмертия, хотя и без того бессмертен человек, способный создавать такие прекрасные песни.»?

Ответы детей.

Сейчас вы объединитесь в группы и каждая группа получит задание: вам нужно будет вспомнить обе прослушанные сказка и найти в чём их сходство и отличие.

Дети объединяются в группы ,

ответы записывают.

Разработка урока Музыка и искусство слова

Обсуждение детских ответов.

И ещё на несколько вопросов я хочу услышать ваши ответы. Работа в парах. Напротив того, с чем вы согласны поставьте+ , с чем не согласны -.

Работая в парах дети отвечают на

вопросы:

  1. Народные инструменты разных стран совсем не

похожи между собой…

  1. Инструменты многих стран мира часто подобные…

(Сравниваем скрипку и чонгури).

III.Заключительная часть.

Так можем ли мы выбрать более важное между музыкой и литературой?

Ответы детей(Нет- музыка и литература дополняют и

обогащают друг друга).

Давайте посмотрим на доску и попробуем правильно закончить фразы:

  • Музыка помогает ярче выразить литературный образ.

  • Музыка и литература очень тесно связаны друг с другом.

  • Музыка может передать настроение, характер литературного героя.

Обсуждение, запись пропущенных слов.Обобщение.

Молодцы!

Наш урок подошёл к концу.

Домашнее задание : привести примеры сказок про музыку, про музыкантов.

Оценивание деятельности детей.

Музыкальное прощание.

Выход с урока под музыку.



© 2010-2022