Доклад «Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках музыки»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Доклад по теме «Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках музыки» Бабаниной И. И.


На пороге нового тысячелетия перед отечественной педагогикой стоят задачи, связанные с широкой демократизацией воспитательного процесса, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся. Комплексная разработка проблем формирования личности с новым экономическим мышлением, демократическими ориентирами, развитыми творческими способностями и высокой художественной культурой не случайно становится центральной линией развития отечественной педагогики. Эти вопросы неразрывно связаны с одной из фундаментальных проблем педагогики - проблемой познавательного интереса. От степени развития желания школьников учиться в обстановке увлеченности, радости познания зависит успех всего педагогического процесса. Знания, приобретенные учащимися на основе познавательного интереса, легче усваиваются, они более прочные. Познавательный интерес способствует тому, что познавательная деятельность становится более результативной, развивается мыслительная активность, происходит более успешное освоение учебных предметов. Сформированный познавательный интерес рождает умение и потребность самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, развивает критичность ума. Он рождает потребность в самообразовании, самовоспитании, тем самым создавая условия для формирования активной, духовно богатой, способной к творчеству личности.

Решение проблемы познавательного интереса требует от учителя творческого подхода, новых эффективных методов обучения.

Главное на уроке музыки создание благоприятной моральной атмосферы взаимопонимания. Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Вокально-хоровую работу на уроках в начальных классах начинаю с вокальных творческих проб: звукоподражание голосом интонации речи (радость, горе, печаль, вопрос); подражание голосам птиц (имитация); омузыкаливание пословиц, загадок; поиск интонаций для характеристики образного смысла слов (грустный кот, смешной зонтик) В процессе исследования возможностей своего голоса, ребята приходят в восторг от того, что человеческий голос - самый универсальный музыкальный инструмент. Работая над чистотой интонации в начальной школе, использую интересный прием, позаимствованный из практики композитора В. О. Усачевой - «вышивание голосом». Ребенок старается созданный им графический узор выполнить не только движением руки, но и проследить голосом, то есть «вышить», тем самым, осознавая, что значит «выше», «ниже», и понимать, оценивать, как у него это получается, как он этого добился. Школьники сами ставят творческую задачу, сами ищут средства ее решения и сами оценивают свое мастерство.

Специальные распевки повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.

Например в системе октавных и дикционных упражнений:

"Только смеяться"

Только смеяться и улыбаться! Крепко держаться и снова смеяться!

"Я хороший" Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший! Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!

2.Стимулировать детей к творчеству во всех направлениях. ( Например можно предложить детям упражнение "Испорченный телевизор", которое целесообразно проводить со всем классом одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить, что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова).

3.Систематически давать упражнения для поддержки развития творческих способностей детей. (В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения - legato, staccato, non legato. Например, в упражнениях: "Мама зовёт"

1 ученик: "Оля, иди домой" 2 ученик: "Не хочу"

"Ёжик" "Что за шар, не разберёшь?" "Это я, колючий ёж"

4.Через хоровое пение выявлять учащихся, у которых имеются ярко выраженные способности к вокальному исполнению. Выявленных детей назначать солистами в ансамбле и начинать работать с ними индивидуально.

Эффективность работы:

1.У детей развиваются творческие способности, вокально-хоровые навыки, музыкальное мышление.

2. Дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии.

3. Пение в ансамбле несет детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

4. Возникает потребность общения с высококачественной песенной культурой.

5.Ребята учатся быть более чуткими слушателями и исполнителями.

У детей формируется творческая инициатива, коммуникативные качества.

Проблема формирования познавательных интересов особенно остро стоит в педагогическом процессе в 5-9 классах. Поэтому для развития личности подростка, его мировоззрения, ценностных ориентации проблема познавательных интересов приобретает особый, жизненно важный смысл.

В последнее время развитие познавательных интересов на уроках музыки, становление музыкальной культуры учащихся осложняется интенсивным наступлением массовой культуры на художественное сознание общества. Совершенно справедливо эту ситуацию оценила музыковед В. Д. Конен в своей книге "Третий пласт": "Никогда прежде городская музыка демократического направления, развивающаяся вне основного пути музыкального профессионализма, не определяла в такой степени художественный облик современности. Никогда прежде легкий жанр не занимал столь "почетного" места, как сейчас" .У нас в России больше распространен термин "легкая музыка", "поп-музыка" и др. И в последнее время популярным стал термин "массовая музыкальная культура". "Каждый вид музыки имеет право на существование, в рамках каждого могут быть удачные и бездарные произведения", а "легкая музыка необходима, если без серьезной музыки жизнь пуста, без легкой - скучна". Массовые музыкальные жанры имеют определенные специфические черты, отличающие их от академической музыки. Прежде всего массовая музыка выполняет релаксационно-развлекательную функцию. Самые противоречивые, полярные оценки вызывает рок-музыка. Благодаря своей доступности для непрофессиональных исполнителей рок-музыка способна удовлетворить ту потребность в самостоятельном творчестве, активном самовыражении и самоутверждении, которые всегда присущи молодежи. Громкая звучность при исполнении рок-музыки рождает ощущение эмоционального подъема и как бы сплачивает всех присутствующих. На фоне вышеперечисленных жанров особое положение в массовой музыкальной культуре занимает "авторская песня". Она стала результатом духовного общения интеллигентных людей разных поколений и профессий.

Лучшие образцы авторской песни заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре (песни А. Н. Вертинского, В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы). Как известно, формирование познавательных интересов начинается с "благоприятного духа обучения", с создания на уроке обстановки доверия, сотворчества, сопереживания, особого психологического контакта. Все это может создать на уроке авторская песня, помогает более глубоко раскрыть содержание уроков, помогает создать атмосферу заинтересованности, делает урок более ярким, увлекательным, песня доступна для восприятия и исполнения школьниками. Это качество позволяет использовать ее как первоначальную ступень для развития осознанного и заинтересованного восприятия серьезной музыки. Она позволяет связать на уроке музыку и жизнь, осмыслить и усвоить ключевые и частные знания о музыке. В авторской песне поэт раскрывает свое мироощущение, ищет ответы на "вечные" философские вопросы человечества, поэтому данный жанр может иметь еще и большое воспитательное значение. В программе по музыке для 1-8 классов (под редакцией Ю. Б. Алиева и др.,) жанр авторской песни встречается в качестве материала для хорового исполнения (6 класс). В 8-9 классах на уроке «Искусство» по программе Критской знакомство с ней происходит как с разновидностью массовой музыкальной культуры, наряду с регтаймом и рок-музыкой. Это знакомство носит как закрепление знаний учащихся.

Таким образом, решение проблемы развития познавательных интересов школьников-подростков на материале авторской песни представляется своевременным и актуальным. А интерес учащихся к рок- музыке подсказывает возможность серьезного знакомства с этим направлением в рамках темы «Современная музыка», где предлагается прослушать Арию Иисуса в Гефсиманском саду и Арию Ирода из рок- оперы А. Уэббера «Иисус Христос». Для помощи анализа прослушанных арий предлагаю рассмотреть картины «Тайная вечеря» Л. Да Винчи и «Распятие» Сальвадора Дали. Этой темой мы определяем значение рок- музыки, желание узнать как можно больше о направлениях в современной музыке.

Развитие познавательных интересов школьников-подростков будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

-включение в содержание уроков музыки специально организованного музыкального материала, основанного на известном материале;

-использование различных систем методов обучения (метод "музыкального рассказа", метод "дифференциации и интеграции музыкального материала", метод "осознания личностного смысла музыкального произведения", метод "эмоциональной драматургии", метод "коллективного размышления", метод "духовной коммуникации", метода художественно- творческого процесса, обеспечивающих активизацию познавательных интересов школьников на уроках искусства. Они показывают не только жанровое разнообразие музыкальной культуры, но и раскрывают взаимосвязь всех ее жанров.

При знакомстве со стилями на уроках МХК применяю технологию «погружения в эпоху». Например, урок «Живописцы счастья» проходит, как выставка импрессионистов. Класс делится на группы: художники (исследовательская деятельность: творчество художников, время, в котором они жили, подбор репродукций картин и оформление выставки); журналисты (исследовательская деятельность: изучить биографии художников, придумать себе образ журналиста того времени и подобрать вопросы, которые должны будут задавать «художникам» на пресс-конференции); группа посетителей выставки знакомиться с нравами и обычаями Франции 19 века. Их задача: воссоздать отношение французов к новому течению и инсценировать обмен мнениями на выставке. Индивидуальные задания: «музыкант» (исследовательская деятельность: творчество К. Дебюсси), «газетчик» (поисково-исследовательская деятельность: достижения науки, техники, искусства 19 века); «художник»(исследовательская деятельность: самостоятельно познакомиться с техникой написания картин импрессионистами (его роль: написать в течении урока пейзаж в стиле импрессионистов).

Сравнивая результаты использования данной технологии с аналогичным уроком, где изложение материала проходило в традиционной форме, я сделала вывод, что использование метода художественно- творческого процесса способствует более яркому пониманию жизненно-образному содержанию искусства, повышает познавательный интерес.

Любопытство по отношению к урокам музыки проявляет большинство учащихся. Перед уроком они с огромным интересом расспрашивают, какую песню намечено разучить, какое произведение послушать. Любознательность возникает в процессе музыкального обучения как определённый показатель его результативного уровня. Учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: песне, произведении, композиторе, жанре и т. д. и сразу возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности.


© 2010-2022