• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект интегрированного урока по музыки в 5 классе: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Конспект интегрированного урока по музыки в 5 классе: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе
Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Урок музыки в 5 классе по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской..

Цель урока:

Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства

Задачи

- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;

- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;

- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.

- способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.

- воспитывать любовь к искусству.


^Оборудование и материалы
Презентация «Музыка и живопись»;

Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности;

Таблица соответствия цвета и звука;
Текст песни «Птица Музыка» В. Синенко

Клип: «Радуга желаний»

Проектор, компьютер, музыкальный центр.


^Музыкальный материал

Слушание:

Чайковский «Баба Яга»

К. Дебюсси Симфоническая картина «Море» ч.3

И. Бах «Шутка» из Сюиты №2

Чайковский «Баркарола»

Дедюля «Ветер»

В. Синенко «Птица-Музыка»






Этап урока ОНЗ

Содержание урока

УУД, формирующиеся на данном этапе

I.Орг.момент. Проверка д/з. Мотивация к учебной деятельности








  1. Здравствуйте ребята. Мы надеемся, что у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока.

Диктант.

Кластер :В каких музыкальных жанрах « дружат» музыка и литература?



  1. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, посмотрев и проанализировав звуковой видеоряд.

- Внимание на экран! Слайд 1 ( Музыка и изобразительное искусство)

- Определите тему нашего урока? Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

Вопрос: - Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

Предположения детей.

Слайд 2 Верно, тема нашего урока:

«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

- Сформулируйте задачу урока

( Выявить возможные связи музыки и изо.)

- Как мы сможем ответить на этот вопрос,( мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки. )

Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.


Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные:
общеучебные:
умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).


. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательньие:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание







II. Подготовка к работе на основном этапе.

2) Для художника видимый цветной мир - это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.

Цвет - дитя света. Без источника света цвета нет.

Вы все видели, когда после дождя выглядывает солнышко, на небе появляется чудесное цветное явление.

Вопрос: Что это?

Ответ: Это радуга.

Вопрос: А кто помнит из скольких цветов состоит радуга?

Ответ: Из семи цветов.

Вопрос: Кто сможет перечислить их по порядку?

(Для ответа можно вспомнить слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.» первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета).

Ответ: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Сл. №3 Изображение радуги.

Вопрос: Ребята посмотрите, что общего у радуги с музыкой?

Ответ: Радуга состоит из семи цветов, а музыкальный звукоряд - из семи нот.

Сл.№4 На радуге проявляются названия нот



  1. Распевание (пение звукоряда)



III. Усвоение новых знаний и способов действий












  1. Молодцы. А теперь вернёмся к нашей радуге и определим, существует ли переложение цвета в звуки. Для этого возьмите таблицы и заполните их. Напротив каждого цвета пишем понятия из словаря эстетических эмоций и подбираем каждому цвету звук.

Послушайте вначале стихотворение Е. Новичихина «Цвета радуги»:

Радуга устроена, как пирог слоенный:

Красный слой, оранжевый.

Желтый и зеленый,

Голубой и синий,

Рядом с фиолетовым…

Семь цветов у радуги -

Надо знать про это вам!

  1. Работа учащихся в группах с таблицей.

  2. Проверяем таблицу: какому цвету, какие эмоции соответствуют

Вопрос:

- Какого цвета получились ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице)

Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»:

Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.


У нотки Ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она как ручеек,
То низок тон, а то высок.


У ноты ми вуаль полей,
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.


Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, Фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.


Соль, словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.


А нотка ласковая Ля,
Как разноцветная земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.


Си - неба синего краса,
В ее наряде небеса,
В ее звучании полет,
В высь нотка эта нас зовет.


Все нотки - жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.

Вопрос: Какой же можно сделать вывод?

Сл. №5

Ответ:

ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.

. общеучебные: знаково-символические - моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

IV. Реализация построенного проекта



























V. Первичное закрепление во внешней речи


  1. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте в этом убедимся.

Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей, вам нужно узнать. Кто это: обычные люди, наши современники, или персонажи сказки?

СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского

Наводящие вопросы перед слушанием:

  1. В каком характере звучит музыка?

  2. О ком она рассказывает?

  3. Какой характер у этого незнакомца?

Сл. №6

Давайте ещё раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки:

Вопрос: Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки.

ТАИНСТВЕННО, ЗЛО, РЕЗКО, ЛАСКОВО, ГРОЗНО, МЯГКО, СТРЕМИТЕЛЬНО.

Сл. №7

Вопрос: Чей же портрет рисует нам эта музыка?

Ответ: Портрет Бабы Яги.

Действительно, это Баба яга. Посмотрите как её изобразил Известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги - ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает

Вопрос: Какой же можно сделать вывод?

Ответ:

ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. Сл. №8

ЭТО живописная музыка.

А есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. Сл. №9

  1. Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Чёрное море»

Вопросы:

- Какие краски он использовал?

- Какое настроение передал в нем художник?

- Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?

Ответы детей.

Предлагаю послушать вам музыку, которую сочинил французский композитор Дебюсси, когда увидел море перед штормом, а заодно и проверим ваши предположения.

Сл. № 9

СЛУШАНИЕ: пьеса «Море» Дебюсси.

Вопрос:

- Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предположения? (Ответы детей)

ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись.

Художники так же как и композиторы тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам.



  1. На уроках 3-й четверти вы убедитесь в том, насколько сильно взаимосвязаны эти два вида искусства- живопись и музыка. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот.

  2. Предлагаем вам заполнить таблицу и провести соответствие между музыкальными понятиями и живописными.

  3. Учащиеся обсуждают задание в группах, а заполняют таблицу на доске.(приложение) В таблице изначально даны понятия в одном из видов искусства. Рядом с таблицей находятся карточки с недостающими понятиями из них выбирают нужные и заносят в таблицу

Сл. №11,12

4)Физкультминутка. Сл. №13

Давайте немного отдохнём, посмотрим клип и потанцуем под музыку.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

















Коммуникативные:
управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

V. Первичное закрепление во внешней речи





VI. Включение в систему знаний и повторение



























VII. Рефлексия учебной деятельности



























  1. На уроках 3-й четверти вы убедитесь в том, насколько сильно взаимосвязаны эти два вида искусства- живопись и музыка. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот.

  2. Предлагаем вам заполнить таблицу и провести соответствие между музыкальными понятиями и живописными.

  3. Учащиеся обсуждают задание в группах, а заполняют таблицу на доске.(приложение) В таблице изначально даны понятия в одном из видов искусства. Рядом с таблицей находятся карточки с недостающими понятиями из них выбирают нужные и заносят в таблицу

Сл. №11,12

4)Физкультминутка. Сл. №13

Давайте немного отдохнём, посмотрим клип и потанцуем под музыку.

  1. Сл.№ 14

Дети читают высказывание М. П. Мусоргского:

«Художник верит в будущее, потому что живет в нем»
Вопрос:
Как вы думаете, кого М.П. Мусоргский назвал ХУДОЖНИКОМ? Только ли того, кто пишет картины?

Ответы детей.
И композитора ,и писателя ,и живописца и скульптора часто называют ХУДОЖНИКОМ, МАСТЕРОМ.

2) Сл. № 15 А вот слова Виктора Борисова-Мусатова. В своем дневнике он записал:
(Читают дети)
«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски…. Я импровизирую…. Мечты мои всегда впереди… они мне создают целые симфонии… Мои помыслы - краски, мои краски - напевы… ».

3) О связи музыки и живописи сложено немало песен, одну из них мы начнем учить «Птица -музыка». Давайте её послушаем. Сл. №16

- О чём эта песня?

(О музыке в образе птицы, солнечных ромашек, радуги.)

- Правильно!

Разучивание 1 куплета песни с пластическим интонированием. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально, по группам, всем классом, с дирижёром.

- Без чего не смогла бы появиться песня?

(Песня не смогла бы появиться без поэтического текста, вызванным воображением поэта как «птицей-песней» и представленной художественным образом ярких красок.)

4) Работа с учебником

Ребята, откройте разворот учебника стр. 76-77, где представлены произведения художников: Р. Турньер «Камерное трио эпохи барокко», О. Ренуар «Большой канал в Венеции», В. Ермилов «Гитара».

Вопрос: Можно ли эти картины назвать звучащими?

Ответ: Да, можно

Сл. №17

Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений и определите, какой из них подходит к этим картинам. (Звучат фрагменты Чайковский «Баркарола», Дедюля «Ветер», И.С.бах «Шутка» из сюиты №2)

Мы вновь убедились, что картины бывают звучащими, а музыка - живописной.

Сл.№ 18

Вопрос: Прочитайте следующие высказывания известных художников и музыкантов и определите, какое из них лучше всего отражает тему сегодняшнего урока.

«Музыка - сестра живописи»

Леонардо да Винчи.

«…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие».

Ван Гог.


Ответ: «Музыка - сестра живописи» Леонардо да Винчи.

1)Вопрос: Молодцы ,ребята, вы замечательно работали сегодня на уроке. Давайте ещё раз скажем какую проблему мы решали сегодня на уроке?

Ответ :Что роднит музыку с изобразительным Сл. №19

искусством? И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка - с помощью звука, а живопись - цветом.

Что же объединяет и отличает эти два разных жанра?

Общее: И музыка и живопись могут создавать картины.

РАЗЛИЧНОЕ: Музыка - это звуки, а картина - это краски.

Слайд 20.

.Д. З. Базовый уровень - выписать в тетрадь сходства и различия между музыкой и ИЗО.

Повышенный уровень - подготовить небольшое тестовое задание по теме урока.

Высокий уровень - подобрать примеры «музыкальной живописи» и «живописной музыки», чтобы продемонстрировать на следующем уроке своим одноклассникам.

Урок окончен. Желаю вам успехов.

Коммуникативные:
управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.







Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание:







































Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование













ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыка

Живопись

ФОРМА

композиция

мелодия

ЛИНИЯ

РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК

ритм

Звуковая палитра

ЦВЕТОВАЯ гамма

АККОРД

пятно

тембр

КОЛОРИТ

ФАКТУРА

мазок

темп

СТАТИКА - ДИНАМИКА



© 2010-2022