• Преподавателю
  • Музыка
  • Использование голосового аппарата в области вокально-хоровой и музыкально-педагогической деятельности

Использование голосового аппарата в области вокально-хоровой и музыкально-педагогической деятельности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования детей «Объединённая детская школа искусств № 3» Муниципального образования г. Братска















Методическое сообщение

Преподавателя хорового отделения Васюковой Н. П.

«Использование голосового аппарата в области вокально-хоровой и музыкально-педагогической деятельности»











Братск 2014.

Тема правильного использования голосового аппарата была и остаётся актуальной во все времена. Ею занимались многие исследователи, вокальные теоретики как русской, так и зарубежной вокальной школы. Это М. И. Глинка, А. Варламов, Р. Эверарди, У. Мазетти, Л. Роботнов, Ю. Юссон, Д. Аспелунд, Л. Дмитриев, С. Юдин, Л. Егоров, Д. Люш и др.

Каким же должен быть певческий голос, который является главным орудием педагога? Уникальным в своём роде средством передачи искусства пения, инструментом обучения и воспитания. В задаче педагога входит не просто умение петь, но петь красиво, чтобы его голос нравился и производил впечатление. Педагог должен уметь петь и без музыкального сопровождения, обладать разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и, наконец, уметь хорошо говорить, рассказывать, объяснять. Всё это подразумевает технику владения своим голосом, запас точно усвоенных, разнообразных вокальных навыков, тренированность и выносливость голосового аппарата, т.е. способность его выдерживать длительные нервно-физические голосовые нагрузки, владеть необходимым комплексом певческих умений.

Обладать стойким к утомлению, тренированным голосовым аппаратом может лишь тот, кто получил хорошую специальную профессиональную подготовку в вокальных и хоровых классах музыкальных учебных заведений. Под профессиональным владением голосом мы подразумеваем гибкое, свободное переключение голосового аппарата, которое возникает на музыкальном уровне, например, с певческого режима на речевой, с пения исполнительского на показ, копирование и т.д.

Л. Б. Дмитриев в работе «Основы вокальной методики» пишет, что формирование певческих навыков и вокального слуха, который развивается параллельно в силу рефлекторных связей и ощущений: слуховых, мышечных, вибрационных и других, как известно, условно проходит 3 этапа развития:

1 этап - нахождение и формирование навыка верного звукообразования;

2 этап - сохранение, уточнение и укрепление этого навыка на всём диапазоне;

3 этап - автоматизация, шлифовка навыка и нахождение вариантов верной работы голосового аппарата, умение пользоваться различными вариантами звукообразования.

Система же подготовки на наших музыкальных факультетах не может обеспечить, в силу ограниченного количества часов по учебному плану, прохождения всех этапов формирования певческих навыков, не достигая рубежа третьего этапа - нахождения именно той вариантности в работе голосового аппарата, которая нужна для «профессионального владения» голосом. У всех занимающихся голосом нужно сформировать в себе профессиональный навык сознательного, постоянного самоконтроля. Должна быть постоянная коррекция звука. Без самообучения, самосовершенствования, продолжающегося всю жизнь, педагог музыки в широком смысле слова не может рассчитывать на долгую и успешную профессиональную деятельность.

Трудно бегло перечислить все моменты, имеющие существенное значение при воспитании голосового аппарата, которые «работают» на его долголетие. Но всё-таки хотелось бы в первую очередь сюда отнести умение владеть нормальным певческим дыханием.

Певческое нормальное дыхание - это дыхание не перегруженное, с открытым ртом, слегка приподнятой головой, приподнятой нёбной занавеской, с расширенной глоткой (зевок), готовой певческой позицией и мысленным мышечным ощущением подачи данного тона. При вдыхании надо ощущать гармонический тон, чтобы подача звука была абсолютно точна.

Основным типом дыхания считается комбинированное грудобрюшное дыхание (костно-абдоминальное) или нижнерёберно-диафрагматическое. Можно пользоваться любым видом дыхания, за исключением ключичного. Развитие дыхательных мышц производится постепенно, осторожно, путём специальных упражнений. Взаимодействие хорошо развитых головного и грудного резонаторов является необходимой предпосылкой для правильного звукообразования.

Тренировочный распев является частью профессиональной подготовки педагога хормейстера, вокалиста, учителя музыки к уроку или репетиции. Это необходимый элемент самообучения и воспитания своего голоса. Распев должен знать постоянное место в работе. «Распеваться» на уроке, в процессе работы очень трудно, для этого необходим большой опыт.

Е. А. Муравьёва, профессор Киевской государственной консерватории, пишет в своей «памятной тетради»: «Никогда не уходите на репетицию, спектакль или концерт, не упражняясь дома. Перед выходом из дома надо себя «настроить» и подготовить к предстоящей работе. Утром, после завтрака, необходимо «умыть» голосовой аппарат путём выполнения вокальных экзерсисов. Петь надо подряд не более 10-15 минут (голосовой массаж). Упражнения должны быть не сложными, но достаточно разнообразными. Лучше использовать «удобные» упражнения, «впетые» за годы обучения в вокальном или хоровом классе. Очень важно петь упражнения в определённом темпе и ритме. Это настраивает работу различных групп мышц в нужном режиме чередований и ускоряет процесс «разогрева». Упражнения строятся в наиболее удобных «примарных» зонах голоса, т.е. на средних зонах диапазона. Крайние звуки используются позднее. Систематичность и регулярность тренировочного распева очень скоро положительно отразятся на певческом голосе педагога-хормейстера, учителя музыки или вокалиста - профессионала. Всё это способствует выработке профессиональной стабильности владения голосовым аппаратом, увеличивая его «долголетие».

Одной из характерных особенностей производственной деятельности педагога, хормейстера, учителя музыки, как и учителя искусства, является профессиональное владение речью. Пояснение текста музыкального произведения, словестное раскрытие его художественного образа, педагогическое общение требуют владения речевыми навыками.

Владение навыком переключения голоса с пения на речь и обратно является составной частью профессионального владения голосом. Речевой голос обладает магической силой убеждать, заинтересовывать, волновать, если им правильно владеют. Владение художественным словом в программах музыкальных учебных заведений не предусмотрено. Следовательно, педагогам-музыкантам надо самостоятельно восполнить этот пробел. Выход видится в овладении элементами и культурой сценической речи, функционально-двигательная основа которой базируется на хорошо знакомых певческих навыках голосообразования.

В сценической речи, как и в пении, сохраняется ощущение певческой опоры, «близости» звучания и «позиционной» высоты. Важна полная мышечная свобода, раскрепощенность артикуляционного аппарата (языка, мягкого нёба, зева, глотки, особенно мускулатуры, двигающей нижнюю челюсть) и некоторой активизации подвижности губ. Следует идти от пения, отталкиваясь от профессионально воспитанных певческих навыков. Речь должна быть дикционно четкой, но тембрально обогащенной и интонационно разнообразной, т.е. выразительной и красивой.

Музыкант, владеющий выразительной сценической речью, получает возможность легко, непринуждённо переключать двигательную функцию речевого аппарата на функцию певческую, давать голосу различную динамическую нагрузку, что ведёт к мышечной утомлённости голосового аппарата. Всё это значительно облегчает поиски и нахождение оптимального режима голосовой деятельности.

Педагогу музыки, профессиональная деятельность которого обусловлена длительной (45 минут) двигательной нагрузкой всех мышц, участвующих в процессе голосообразования, очень важно определить режим оптимальной работы своего голоса, найти условия максимально выгодной реализации голосовых нагрузок при минимуме затрат мышечной и нервной энергии. Работа в оптимальном режиме для своего голоса сама по себе индивидуальна. Это приобретается опытным путём с связано с индивидуальными особенностями нервной системы, с индивидуальными приспособлениями к работе голосового аппарата. Общих правил здесь как таковых нет, тем не менее следует учесть обстоятельства, без знания которых трудно добиться наилучших условий для работы своего голосового аппарата.

Из физиологии нам известно, что закон «средних нагрузок» применим и для певческой двигательной деятельности. Следовательно, нахождение оптимального режима работы голосового аппарата педагога должно происходить в условиях средней голосовой нагрузки, как динамической (по силе голоса), так и временной (длительности пения). Тоже самое можно отнести и к использованию диапазона голоса. Следует знать необходимость использования циклического характера мышечной работы: чередование возбуждения и торможения двигательных нервных центров коры головного мозга, дающих наименьшее мышечное утомление. Если педагог владеет разными вариантами правильного звукообразования, т.е. умеет пользоваться приёмами пения mezzo voce средним голосом, «опёртым» фальцетом как «светлым», так и тёмным звучанием forte u piano, умеет целесообразно чередовать. То голос будет подвержен значительно меньшему утомлению, а голосовой аппарат укрепляется и становится более выносливым. Однообразие и статичность в работе голосового аппарата вызывают довольно быстрое утомление. Нужно уметь использовать паузы для общего расслабления, чтобы предоставить возможность мышцам отдохнуть. Работа голосового аппарата без опоры, при общем расслаблении всех групп мышц даёт вместо отдыха перенапряжение и ведёт к сипоте, охриплости.

Молодые люди, обладающие от природы красивыми и сильными голосами, почти не идут в учебные заведения, готовящие хормейстеров, учителей музыки, а направляют свои усилия на получение специального вокального образования. Певческий голос хормейстера и студента этой специальности в подавляющем большинстве не бывает большим по объёму, не обладает тембральными качествами певца-профессионала и часто ограничен по диапазону. Но, не имея от природы выраженных певческих данных, они, благодаря хорошему музыкальному слуху, развитой музыкальности, в процессе сольного хорового обучения формируют певческую функцию своего голосового аппарата, развивая её до определённого уровня.

Среди студентов музыкально-педагогических вузов, не обучающихся на вокальном отделении, часто бытует представление о необязательности правил профилактики своего голоса. Это опасное заблуждение. Именно в силу специфической педагогической и музыкально-педагогической деятельности педагога-музыканта, требующих больших эмоциональных затрат, его голосовой аппарат нуждается в постоянном наблюдении, требует внимания, заботы, бережного отношения, ухода и профилактической охраны.

Научное понимание этих вопросов поможет предотвратить профессиональные заболевания голосового аппарата, такие как острый и хронический ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния, профессиональные трахеиты, приобретённые вследствие резкого повышения внутрибронхиального давления при форсировании голоса, при крике, перегрузке дыхания и неправильном пении.

Профилактика состоит в строгом соблюдении правил гигиены голоса. Этому вопросу посвящается много научных исследований. Особенно хорошо он разработан у Н. М. Егорова в книге «Гигиена голоса и его физиологические основы». Сжато и практично эта проблема изложена в учебном пособии А. Г. Минабени «Певческое голосообразование» для студентов музыкальных факультетов педагогических институтов.

В заключении отметим, что мы не ставили задач подробного освещения проблемы воспитания певческого голоса, а лишь привлекли внимание к проблеме профессиональной культуры использования педагогом и студентом своего голосового аппарата, к необходимости его постоянного совершенствования, постарались указать пути и факторы, обеспечивающие выносливость голоса педагога музыки в его сложной и многоплановой деятельности.

© 2010-2022