- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока музыки по теме Небесное и земное
Конспект урока музыки по теме Небесное и земное
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Манджиева В.Э. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цель: познакомить учащихся с колокольными звонами России, мантрой;
показать роль духовной музыки в жизни человека;
воспитывать уважение к музыкальным традициям родного края;
формировать художественно-эстетический вкус учащихся.
Задачи:
-
Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных звонов и мантр;
-
Формировать интеллектуальную деятельность учащихся (слушание, сравнение, анализ); создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства;
-
Воздействовать на положительные эмоции учащихся;
-
Воспитывать чувство сопереживания, гордости за свою Родину.
Оборудование:
Медиапроектор, компьютер, фортепиано, сборник калмыцких песен
«Илвтә айс», музыкальный центр, детские музыкальные инструменты:
треугольники.
Музыкальный репертуар:
Видео запись будничного звона, аудиозапись благовеста, мантры
«Зеленая Тара», «ОМ, МАНИ, ПАДМЕ, ХУМ», песня «Хәәрхн манна
Бурхн».
Ход урока
Музыкальное приветствие.
-
Постановка учебной задачи.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Небесное и земное» Слайд №1
- Сегодня на уроке мы познакомимся с колокольными звонами, буддийскими мантрами. И выясним, какую роль играет духовная музыка в жизни человека. Слайд №2
- У вас на партах лежат нотки и карточки, они нужны для того чтобы оценивать вашу работу. А оценивать вы будите свою работу сами: правильно ответив на вопрос, вы наклеиваете одну нотку на карточку. У кого будет 5 или 4 н. - «5», кто наберет 3-2 н. - «4». Договорились?
- Итак, начнем.
- Ребята, сейчас мы с вами послушаем отрывки произведений. Ваша задача внимательно прослушать и ответить на вопрос: Что объединяет эти два произведения?
Слайд №3 Звучит видео запись колокольного звона (будничный звон) и
Слайд №4 мантра «Зеленая Тара»
- Кто мне ответит на мой вопрос? Что же объединяет эти два произведения?
(Это - звучание колоколов)
- Да, молодцы ребята! Правильно, а где можно услышать колокола? (На улице, в церкви, по телевизору)
- А вы можете сказать что-нибудь о втором музыкальном фрагменте. Что же прозвучало? (предположения детей) и где можно услышать молитву мантры? (в хуруле, по телевизору, дома) Слайд №5
- Мантра - это слог, слово или стих, помогающие в духовном совершенствовании, если их повторяют, слушают или размышляют над ними.
Мантры способны помогать в трудные моменты, оберегать нас и защищать от опасностей!
Кто-то мантру называет молитвой, кто-то заговором, кто-то мистическим сочетанием букв. Слово «мантра» получено из двух Санскритских слов.
Санскрит - литературный язык древней Индии. Первый слог - «manas» или «mind» что значит «мыслить». Второй слог «trai» значит «защищать» или «спасать». Поэтому, читая Мантру, мы защищаем себя мыслью, разумом от всего плохого.
- Как вы уже поняли урок посвящен духовной музыке. В начале урока вы ребята сказали, что услышали в музыкальных произведениях колокола.
- Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да) А почему? (Потому что в звоне колоколов можно услышать мелодию)
-
Развитие темы.
- А вы знаете, в каком веке появились колокола на Руси? (предположения детей)
- Изготовление и использование колоколов относится к глубокой древности.
- Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг. Слайд №6. Было отлито много колоколов для Москвы и других городов. В Москве насчитывалось во всех церквах не менее пяти тысяч колоколов, что в среднем составляет на каждый храм по двенадцать колоколов.
Слайд №7 В 17335 году в московском кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол весом 12000 пудов (200 тонн), известный под названием «Царь - колокол».
- Он установлен на Ивановской площади Московского Кремля рядом с колокольней Ивана Великого. Посмотрите на эту фотографию и найдите, где расположен «Царь - колокол»? (Учитель подсказывает и показывает)
Слайд №8 И у нас в Калмыкии есть церкви. Посмотрите на слайд, может быть вы были в этих церквях и скажите, где они находятся. (Беседа по слайду)
- Ребята, вы наверно часто слышите звон колоколов церкви?
- А знаете ли вы, чтобы колокол красиво звучал мастера добавляли медь и олово, поэтому такие звоны назывались «малиновые».
- Колокола являются необходимой принадлежностью православных храмов. Слайд №9 Колокола помещаются в специальном здании рядом с церковью. Посмотрите на картинку, найдите это здание и скажите, как оно называется? (Колокольня)
- Верно. Слайд №10. Верхняя часть колокольни, где непосредственно подвешиваются колокола, называют звонницей.
- Почему «колокольня» - это понятно. А почему «звонница»? (Потому что оттуда лился колокольный звон)
- Как называют человека, который звонит в колокола? (Звонарь) Слайд №10
- С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. В сельских церквах колокола служили для тех, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись - спасательный звон, а во время пожаров или какой-нибудь беды - набатный звон (собирали людей)
Колокольный звон - музыкальная композиция из звуков колоколов, как правило, которую мы слышим во время богослужения.
- Различают два рода звона: благовест (благая весть или добрая весть) и собственно звон. Собственно звон - когда ударяют в колокола вместе. Благовестом называется звон, когда ударяют в один колокол или несколько, но не вместе, а поочередно в каждый колокол, тогда благовест называют «перезвон». В начале урока вы видели и слушали благовест.
- А сейчас давайте ещё раз послушаем фрагмент колокольного звона «Благовест» и выполним задание. Во время прослушивания, нарисуйте, пожалуйста каждый свой колокольчик, который зазвучит у вас внутри, для этого у вас на партах лежат альбомные листы, цветные карандаши и фломастеры.
Прослушивание «Благовеста» нажать Слайд №10.
- Молодцы, ребята вы хорошо справились с этим заданием. Покажите друг другу колокольчики, которые вы нарисовали. Спасибо большое, отложите свои рисунки на край парты.
III.Игра на детских музыкальных инструментах. (Муз. треугольники)
- Ну а теперь я хочу предложить вам попробовать себя в роли звонарей и поиграть в ритмическую игру «Праздничные звоны»
Исполняют 3 учащихся, наслоение ритмов (по желанию)
- Я хочу пригласить 3-х учащихся для этой игры. Кто хочет поиграть?
- У каждого музыкального треугольника свой ритмический рисунок или «муз. дорожка» по которой вы будете мысленно идти. У большого треугольника вот такая дорожка: показ учителя и реп. с учеником 1 и 2 и,
у среднего треугольника дорожка такая 1и 2и, а у маленького треугольника 1и 2и. теперь попробуем все вместе под счет, слушая друг друга, как одно целое.
- Молодцы, ребята спасибо можете занять свои места.
IV. Физминутка. Разучивание отрывка мантры «ОМ, МАНИ, ПАДМЕ, ХУМ» с движениями.
- Я думаю пришло время нам попеть, но для начала нужно разбудить свои голоса небольшой попевкой.
-Давайте попробуем широко открыть рот и тянуть звук «А-а-а» на одной ноте. Затем постепенно звук «А» плавно переедет в звук «О», потом в «У», а когда губы сомкнутся, вы должны услышать собственное мычание - «М-М-М» и раствориться в тишине. Итак, начнем. (повторить 3 раза)
- А теперь давайте встанем и все это повторим, но только с движениями. Смотрите, запоминайте и повторяйте за мной. (Повторяют 3 раза)
- Спасибо большое, умнички, присаживайтесь. Кстати, «А-О-У-М» - начало древней мантры: «ОМ, МАНИ, ПАДМЕ, ХУМ». Давайте послушаем эту мантру.
Прослушивание мантры «ОМ, МАНИ, ПАДМЕ, ХУМ». Слайд №11.
- Эта мантра на благополучие, успех.
- В начале урока звучала мантра «Зеленая Тара» ее читают на здоровье, также есть мантры на хорошую учебу, ее обычно читают в начале учебного года и в конце перед экзаменами; есть мантра на продление жизни и другие.
-
Разучивание песни «Хәәрхн манна Бурхн».
- Ребята, раз уж урок посвящен духовной музыке, то я хочу с вами разучить песню, которая называется «Хәәрхн манна Бурхн» «Всевышний наш Бог», а поётся в ней о том, что Всевышний Бог, благословляет нас. Очищает наши души и открывает белую дорогу. (Учитель исполняет эту песню полностью, затем разучивает ее построчно)
- Молодцы, ребята!
VI. Рефлексия.
- Говорят: икона - молитва в красках, а колокольный звон и мантра - молитва в звуке.
- Какие чувства вызывает духовная музыка? (Могущество, силу, смелость, веру в победу, гордость)
- Помогает ли она нам в жизни? (Ответы детей)
-
Домашнее задание - выучить песню до конца.
- Большое вам спасибо за урок. Все работали очень хорошо. Теперь посчитайте свои нотки. Кто набрал 4 и больше ноток поднимите руки.
- Отлично все получают оценку «5».
- А в конце нашего урока я хотела бы пожелать вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый яркий колокольчик, который настраивал вас на светлое восприятие окружающего мира. И подарить вам на память «музыку ветра». Звуки этого талисмана очищают плохую энергию или забирают её, а возвращают положительную энергию.
- А вы разрешите мне оставить на память о сегодняшнем уроке ваши рисунки с колокольчиками.
Слайд №12. СПАСИБО ЗА УРОК.