«Путешествие в музыкальный театр. Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 5 классе «Путешествие в музыкальный театр» проводится в 3 четверти.Учащиеся имеют возможность узнать о крупнейших театрах мира, знакомятся с профессиями, без которых не может существовать театральный спектакль , находят отличительные черты различных театральных постановок. А нужна ли театральная программа? С кем она познакомит ребят? Обучающиеся узнают об этом, приобретя её в фойе здания. А зачем в театре художник? В чём заключается его работа? А важно соблюдать правила поведения в...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Догадова Алла Николаевна, учитель музыки I категории МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Иркутской области, Чунского района

Урок музыки в 5 классе (с применением интерактивной доски)


«Путешествие в музыкальный театр".

Цели урока:


Сформировать представление учащихся о музыкальном театре.

Задачи урока:


Образовательные задачи:

• Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.

Развивающие задачи:

• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.

• Развитие чувства ритма, творческих способностей.

• Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.

• Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской.

^ Воспитательные задачи:

• Воспитание интереса, любви к искусству.

• Воспитание эмоциональной отзывчивости.

• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

• Создание ситуации успеха для каждого ученика.
^

Форма урока:

Урок-путешествие.

Оборудование урока:


1. Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор.

2. Презентация.

3. Синтезатор.

4. Буклет-подарок «Музыкальный театр».

5. Видео и музыкальные фрагменты:

- Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки;

-отрывок из балета «Сказка о царе Солтане» на музыку Н. А. Римского-Корсакова ;

-Первая часть оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

6. Аудиозаписи:

- Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

- Фонограмма песни «Чудо-театр» муз. И.Пономарёвой, сл. К. Кряжевой;

- «Русский танец» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
^

Межпредметные связи:


Музыка, литература, изобразительное искусство.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися:

Учащиеся будут иметь представление о крупнейших театральных центрах мирового значения, познакомятся с театральными профессиями, выявят особенности взаимодействия музыкального искусства с различными видами искусств, сходные и отличные черты оперного и балетного спектакля.


^ Ход урока:

I.Музыкальное приветствие.

(Учитель в сопровождении инструмента (синтезатора) исполняет музыкальное приветствие на мотив произведения Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»):

Здравствуйте, дети, вам всем рада я!

Музыка вас вновь позвала.

Будем с вами петь и танцевать,

На инструментах играть.

Волшебных звуков мир к себе влечет.

В спектакль нас зовет!

^ II. Активизация имеющихся знаний.

У. - Ребята, узнали вы это произведение?

(Учащиеся отвечают, что это фрагмент из оперы «Кармен» Ж. Бизе).

У. - Правильно. А кто-нибудь из вас бывал в театре?

(Ответы учащихся).

У. - Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр.

Слайд № 1.


У. - Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если побываем в театре?

Слайд № 2.
У. - Какими бывают театры?

Д. - Кукольный спектакль, Драматический спектакль, Теневой спектакль, опера и балет.

У. - В зависимости от того, какой вид спектакля вам покажут, театры разделяют на несколько видов.

Слайд № 3.

(Учитель вызывает к доске ученика, чтобы выполнить Задание № 1: Соотнести название спектакля с названием театра).

У. -В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. А сейчас я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами.

Слайд № 4.

У. - Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой. Ла Скала в Милане в Италии, Гранд-Опера в Париже во Франции, Венская государственная опера в Австрии, Сиднейский театр стоит прямо на берегу океана, и в Нью-Йорке очень интересное современное здание Метрополитен-оперы.

^ У. - А какие русские театры вам знакомы?


Слайд № 5.

Д. - Мариинский императорский театр в Санкт-Петербурге. И самый главный театр нашей страны - Большой театр в Москве.

У. - А теперь мы отправимся в музыкальный театр.

^ III. Работа по теме урока.

У. - А теперь давайте зайдём в помещение театра.

У. - Сначала мы попадаем в фойе. Это - просторный зал, где обычно зрители ожидают начало представления. В фойе можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра.

У. - Затем мы услышим звонок, который даст сигнал, что можно занять свои места в зрительном зале. Всего в театре подается 3 звонка перед началом спектакля.

Слайд № 6.

У. - Посмотрите, какой большой зал в театре, огромная люстра освещает зал, но во время представления она погаснет. Зачем выключают свет в зале?

^ Д. - Свет горит только на сцене, чтобы зрители смогли всё хорошо рассмотреть.

У. - В зрительном зале театра много мест для зрителей и внизу и на несколько этажей вверх располагаются зрительские кресла. Весь зал разделяется на зоны.

(Учитель с помощью инструмента «Перо» показывает основные составные зрительного зала театра, а затенение используется для того, чтобы проверить правильность ответов).


Слайд №7.


^ У. - В театре существуют какие-либо правила поведения? Как в театре надо себя вести?

(Ответы учащихся).

У. - Да, вы правы. В любом театре соблюдается театральный этикет. Посмотрите на доску, все ли правила нам знакомы? Ничего не хотите дополнить? (Ответы учащихся).

Слайд № 8.

У. - В фойе театра можно купить театральную программу. В ней, как и на афише, указаны название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении и даже имя художника.

^ У. - Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа?

Д. - Рисует декорации, эскизы костюмов, изготавливает бутафорские изделия.

^ У. - Можно ли без него обойтись?

Д. - Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным.

У. - А теперь внимательно посмотрите на изображения на доске. Попытайтесь распределить их на три группы: эскизы, костюмы, бутафория.

(К доске выходят 3 ученика и с помощью инструмента «Линии» соединяют изображения с ключевым словом).


У. - Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё…

^ Д. - (хором) Режиссёр!

У. - В программе есть ещё литературный текст. Как называется этот литературный текст?

Д. - Либретто.


Слайд №9(видиофрагмент. )


У. - Что такое либретто?

Д. - Краткое литературное изложение сюжета.

^ У. - Какие музыкальные жанры создаются на основе либретто?

Д. - Опера, мюзиклы, оперетты.

У. - Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто?

(Ответы учащихся).

У. - Может композитор сочинить музыку без либретто? Почему?

^ Д. - Только после создания либретто композитор пишет музыку, т.к. там прописано содержание спектакля, главные герои и текст.

У. - В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета?

^ Д. - В исполнении симфонического оркестра.

У. - Мы привыкли на концертах видеть музыкантов на сцене, но в музыкальном театре они занимают особое место. Как называется место, где располагается оркестр?

Д. - Оркестровая яма.

Слайд № 10.



^ У. - Как называют руководителя оркестра?

Д. - Дирижер.

У. - Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль.

У. - Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, сейчас зазвучит только музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля.

^ У. - Кто вспомнит, как оно называется?

Д. - Увертюра.


Слайд № 11.

У. - Давайте вспомним, где мы можем услышать увертюру?

Д. - Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением.

^ У. -О чём нам рассказывает музыка увертюры?

Д. - В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте.

^ У. - А теперь тишина. Занавес открывается…

(Видеопоказ Увертюры из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки).

Слайд № 12.

^ У. - Что вы испытывали, когда слушали фрагмент из оперы?

Д. -Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказки…

У. - Какое настроение возникает у вас?

Д. - Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.

У. - Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Напомните мне еще раз, какой оркестр исполнял увертюру? Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра.

(Ответы учащихся).

У. - Молодцы! А теперь прошу вас внимательно посмотреть эти два видеофрагмента.

Слайд № 12.


(Просмотр видеофрагментов: «Русский танец» из балета «Шелкунчик» на музыку П.И.Чайковского и Песня Садко из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова).


^ У. - Какие театральные жанры здесь присутствуют?

Д. - Опера и балет.

У. - Назовите общие признаки оперы и балета.

(Ответы учащихся).

Слайд №13.

(К доске вызываются два ученика).

У. - Прочитайте определение оперы и балета. Выполните задание: красным цветом нужно подчеркнуть отличительные признаки оперы, а синим цветом - отличительные признаки балета.

(Учащиеся у доски читают определения на слайде и выполняют задания с помощью инструментов «Перо»).

^ VI. Подведение итогов

Игра «Лови мяч» (Учитель задаёт вопрос и при этом кидает мяч ученику, который должен дать ответ, затем ученик отдаёт мяч учителю)

У.- Ребята, где мы сегодня побывали?

(Ответы учащихся).

У. - Что нового о театрах вы сегодня узнали? Какие виды театров бывают?

(Ответы учащихся).

У. - Назовите главные музыкальные театры нашей страны.

(Ответы учащихся).

У. - Какие помещения музыкальных театров открыты для посетителей?

(Ответы учащихся).

У. - На какие места в зрительном зале вам могут продать билет, а куда нет?

(Ответы учащихся).

У. - С какими театральными профессиями мы познакомились?

(Ответы учащихся).

У. - Какой оркестр, как правило, принимает участие в постановке музыкального спектакля?

^ Д. - Симфонический оркестр.

У. - Какие жанры спектаклей представляют в музыкальных театрах?

Д. - Опера и балет.

У. - Как правильно сказать: «Я слушаю или смотрю оперу, я слушаю или смотрю балет»?

^ Д. - Слушают оперу, а балет смотрят.

У. - Какие виды искусства объединяют оперу и балет?

Д. - Музыка, литература, живопись, хореография,

У. - Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью.

(Исполнение песни «Чудо - театр» муз. Ирины Пономарёвой, сл. Ксении Кряжевой).

Слайд № 14.

Чудо-театр. И.Пономарёва


1.Много в городе театров, много в городе артистов

И растем мы им на смену, подрастаем очень быстро.

А у нас сегодня праздник. Тихо занавес раскрылся

И на сцене вдруг проказник Буратино появился.

Припев: Чудо есть на белом свете.

В сказку верится недаром.

Это чудо знают дети

Называется - театр.

2. Парики наденем сами, будем плакать и смеяться.

А в костюмах мы в героев начинаем превращаться.

Много музыки на сцене, много плясок, много песен.

Дети любят свой театр, он всегда им интересен.


У. - К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.

V. Домашнее задание

Нарисовать свои впечатления от путешествия в мир музыкального театра.

У. - На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями театров, записью отдельных музыкальных терминов и правилами театрального этикета. Слушайте музыку и будьте здоровы!

VI. Выход.

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И Чайковского.

© 2010-2022