• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на тему Развитие музыкальных способностей младших школьников в условиях ФГОС

Статья на тему Развитие музыкальных способностей младших школьников в условиях ФГОС

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие музыкальных способностей младших школьников

в условиях ФГОС


Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие - необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для нас очень важны, в первую очередь, общие музыкальные способности: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство, музыкальная память и чувство целого.

Но не каждый ребёнок на начальном этапе обучения обладает ярко выраженными музыкальными способностями. Очень многие дети из-за закомплексованности не могут раскрыть свои возможности, даже имея хорошие природные данные. Такие музыкальные способности будут успешно развиваться в дальнейшем лишь в том случае, если ребёнок не закроется и не будет чувствовать неловкость из-за того, что что-то не получается, не будет стесняться исполнить песню в присутствии класса, говоря: «У меня нет голоса. Я не умею петь».

К сожалению, урок музыки в школе проводится всего лишь один раз в неделю, чего явно недостаточно для полноценного развития музыкальных способностей школьников. Для решения поставленной задачи урок должен включать в себя множество различных видов деятельности, что может привести к перенасыщению детей информацией. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы ребята, приходя на урок, выкладывались полностью не потому, что этого требует учитель, а потому, что им это нравится. В этих условиях результаты будут высокими.

Наиболее полно свои возможности ребёнок раскрывает в игре. Игра позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, развивает музыкальные способности учащихся. «Играющий и есть мыслящий…».

Несмотря на огромное количество методических трудов и разработок, современные исследователи уделяют мало внимания примерам практического внедрения игровых методов в урок музыки в общеобразовательных школах.

Новизна. В моей работе с детьми игровая деятельность занимает ведущее место. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребёнок, лишённый элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадёжно оторван от своего естественного и социального окружения».

Игровые «музыкальные моменты» становятся привычным компонентом не только внеурочных занятий, но и школьного урока.

Производя отбор музыкального материала и видов деятельности, я исхожу из психофизических особенностей учеников младшего школьного возраста, их неустойчивого внимания, неумения подолгу сосредотачиваться на одном виде работы. Поэтому каждое занятие разнообразно по формам и видам музыкальной деятельности. Для предупреждения утомляемости я использую частое переключение внимание с одного вида на другой. Это также позволяет поддерживать заинтересованность учащихся и активность на уроках.

Поскольку для ребят начальных классов достаточно трудно сохранять неподвижность во время занятий, на уроках обязательно присутствуют упражнения и действия с движениями: мини-песни, инсценировки, попевки, - в которых ритм подчёркивается хлопками, притопами, приседаниями, простейшими хореографическими элементами. Интересными для ребят всегда являются приёмы: «Ты - дирижёр», «Ты - композитор», игровые приёмы: копилка музыкальных терминов, музыкальный сюрприз, покажи высоту звука, угадай музыкальный инструмент, рисуем музыку, игровой фольклор, игра-драматургия. Также использую на уроках авторские игры: «Кривое зеркало», «Дирижер», «Фанты» и т.д.

Всё вышесказанное предполагает решение следующих целей и задач.

Цель: посредством игровых технологий развивать музыкальные способности младших школьников на уроках музыки.

Задачи:

эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и ладо-высотного слуха, чувства ритма.

Освоение навыков правильного певческого звукообразования и дыхания.

Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Описание сути предлагаемой технологии.

Гипотеза. Развитие музыкальных способностей младших школьников через игровую деятельность.

На основе выделенной гипотезы разработанная технология предусматривала решение следующих задач:

1. Выявить компоненты, способности к различным видам деятельности, уровни развития музыкальных способностей детей

2. Создать условия для реализации данной технологии в рамках школы.

3. Включить учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая не только будет способствовать развитию музыкальных способностей, но и обогатит их положительный опыт.

Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые у каждого ребёнка проявляются по-разному, или слабее, или ярче. Очень важно изначально знать потенциальные возможности каждого ребёнка.

Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности.

Первая - ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций.

Вторая - произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, то есть внутреннего слуха.

Третья способность - ритмическое чувство. Это способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности её ритма, его точного воспроизведения также лежит в основе эмоциональной отзывчивости.

Таблица № 1.

Ведущие компоненты музыкальности

Эмоциональный отклик на музыку

Музыкальный слух

Музыкальная память

Музыкальные сенсорные способности

Высота

Тембр

Динамика

Длительность

Основные музыкальные способности

Ладо-высотный слух

Чувство ритма

Однако способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются этой деятельностью. Они всегда являются результатом развития.

Таблица № 2.

Способность к различным видам деятельности

Способность восприятия

Исполнительские способности

Творческие способности
Способность целостного восприятия

способность запоминать и воспроизводить муз.материалчёткость передачи ритмического рисунка и т.д.

Для проведения диагностики развития музыкальных способностей учащихся помимо ведущих компонентов музыкальности и способностей к различным видам деятельности, были также выявлены уровни развития данных способностей. Они приведены в таблице № 3.

Таблица № 3.

Компонент

Уровни

1.Музыкальный слух

Высокий

Средний

Низкий

-чистое интонирование мел.линии;

-слуховое внимание и т.д.

2.Чувство ритма

-чёткая точная передача ритмического рисунка;

-хорошо развитый внутренний ритмический слух;

-различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршей и танцевальных пьес и т.д.

3.Музыкальная память

-быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение муз.материала;

-неточное запоминание и воспроизведение муз.материала;

-небольшой запас муз. «багажа» памяти.

несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания муз.материала;

4.Восприятие музыки

-хорошо развитое образное мышление;

-умение передать настроение музыки и т.д.

5.Творческие навыки

-умение досочинить мелодию, ритмический рисунок;

-элементарные навыки инсценирования.

6.Музыкальное движение

-большой запас танцевальных движений;

-умение передать ими характер образа.

-ограниченный запас танцевальных движений;

-неумение передать характер образа.

-отсутствие запаса танцевальных движений.

Диагностика развития музыкальных способностей учащихся на начальном этапе работы позволила не только выявить одарённость детей, но и обеспечить благоприятные условия для дальнейшего их развития.

Данная технология «Развитие музыкальных способностей младших школьников» (В данном случае через игровую деятельность)была получена путём усовершенствования уже существующей системы.

Выбор форм и методов обучения детей осуществлялся в согласии с основными дидактическими принципами педагогики:

-Принцип активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

-Принцип систематичности и последовательности;

-Принцип увлечённости;

-Принцип наглядности;

-Принцип учёта возрастных особенностей детей.

Все вышеперечисленные дидактические принципы, помимо развития музыкальных способностей учащихся, вносят очень важный смысл в уроки музыки: благотворное воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственное воззрение, на формирование их высокого эстетического вкуса.

На уроках музыки дети поют, танцуют, разучивают новые музыкальные игры, рисуют под музыку и всё это объединяет одна тема.

Урок музыки должен быть целостным и как бы драматургически выстроенным, переход от одной деятельности к другой - логичным, подытоживающим результаты выполнения одного задания и подготавливающим к следующему.

Также на уроках музыки невозможно обойтись без проблемно-поисковых ситуаций. Только тогда ребёнок будет полноценно развиваться, когда он самостоятельно сможет находить решение в сложившейся ситуации. Поэтому необходимо окружить школьников «аурой проблематики», где каждая проблема, по мере взросления детей, будет усваиваться на новом уровне. Обучение должно идти впереди развития, а не «плестись» в хвосте детского развития.

Такое построение уроков определяет ведущую идею образовательного процесса: изменение роли ученика на уроке. Из пассивного слушателя ребёнок становится активным участником процесса обучения. Отношения между учеником и учителем изменяются в сторону - партнёрских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, общение с искусством вызывает у ребят чувство радости, удовлетворение, а формирование навыков и умений способствует проявлению их активности и самостоятельности.


© 2010-2022