Дополнительная образовательная программа объединения

Происходящие в мире, в стране изменения предъявляют к системе дополнительного образования новые требования, поэтому в учреждениях дополнительного образования детей на современном этапе происходят процессы обновления, более эффективно внедряются новые стили и методы работы. Дополнительная образовательная программа «Колокольчик» является программой социально-педагогической направленности, разработана на основе программ обучения и развития детей Е. Железновой из серии «Музыкальные обучалочки», ко...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Управление образования Администрации

Серпуховского муниципального района


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

педсовет ЦВР протокол № Директор ЦВР

от 1 сентября 2014г.

________________Акимова Н.Л.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Объединения


КОЛОКОЛЬЧИК


возраст обучающихся: 4-7 лет


срок реализации программы 3 года




Составитель:


преподаватель музыки

Гришанова Л.Б.




г.п. Оболенск

2014г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Происходящие в мире, в стране изменения предъявляют к системе дополнительного образования новые требования, поэтому в учреждениях дополнительного образования детей на современном этапе происходят процессы обновления, более эффективно внедряются новые стили и методы работы.

Дополнительная образовательная программа «Колокольчик» является программой социально-педагогической направленности, разработана на основе программ обучения и развития детей Е. Железновой из серии «Музыкальные обучалочки», коммуникативных игр и упражнений Т.Э. Тютюнниковой, использованы основные принципы концепции К. Орфа, методики Э. Смеловой. Данная программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - групповой, по времени реализации - трёхгодичной. Программа разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей. В предлагаемой программе заложены возможности создания условий для совершенствования содержания и технологий образования, формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Решающую роль в воспитании культуры личности играет музыкальная деятельность, так как она формирует активное творческое отношение к труду и к жизни вообще.

Современная музыкальная педагогика ставит задачу развития в человеке богатства творческих сил и художественных способностей в вопросах музыкально - эстетического воспитания.

Музыка, воздействуя на эмоционально - чувственную сферу, плодотворно влияет на эстетическое воспитание обучающихся, поэтому важнейшей актуальной задачей современного общества является необходимость поднять на должный уровень музыкальное образование. А так как музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, то трудно представить более благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей культуры в будущем.

Новизна программы - в том, что организация образовательной деятельности детей строится на основе валеологически структурированного занятия. Такой подход позволяет поддерживать умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне на протяжении всего занятия не вызывая утомления, что, в свою очередь даёт положительный оздоровительный эффект, создаёт условия для формирования мотивации здоровья.

Актуальность программы заключается в том, что внимание уделяется не столько передаче детям какой-либо информации, сколько способам усвоения ее содержания, развитию познавательного и творческого потенциала.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она дает возможность всем желающим дошкольникам, независимо от их природных данных, получить начальное музыкальное образование.
В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Этот вид деятельности играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Именно вокально - хоровое искусство помогает обучающимся расширить и углубить знания, дает возможность раскрыть свои способности и использовать приобретенные навыки на художественных, графических, литературных и других занятиях. Именно из таких ребят часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с сильным характером, целеустремлѐнные, интересные, разносторонние личности. Музыка обладает мощным эмоциональным воздействием, пробуждает в человеке целый мир чувств.

Основная цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, позволяющих органично включиться в различные виды продуктивной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия музыкальных образов и представлений развития выразительных движений.

  2. Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)

  3. Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей, потенциально одаренных детей.

  4. Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре

  5. Способствовать освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

  6. Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

  7. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

8. Развивать творческие способности детей и навыки владения «мышлением тела» (моторной памяти).

Отличительные особенности программы «КОЛОКОЛЬЧИК». Наряду с традиционной методикой, используются новые педагогические технологии обучения и воспитания: информационно - коммуникативные, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения. Это дает возможность повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Наряду с бесспорными достижениями, связанными в первую очередь с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья обучающихся. И самыми востребованными технологиями обучения на занятиях объединения являются здоровьесберегающие.

Возраст детей: 4-7 лет.

Формы организации: урок, продолжительность 30 минут, два раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание устойчивого интереса к занятия, путем проведения разных видов музыкальной деятельности:

  • выразительное движение;

  • развитие чувства ритма, музицирование;

  • пальчиковая гимнастика;

  • слушание музыки;

  • распевание, пение;

2. Привлекательность и доступность изучаемого материала

3.Создание положительного психологического климата в группе

4. Приобретение начального исполнительского опыта игры на детских музыкальных инструментах в коллективе дошкольников

5. Опыт выступления на сцене.

Выпускники объединения, начав школьную жизнь, при желании приходят в эстетический центр для занятий иными видами деятельности (рисованием, лепкой, керамикой, бисероплетением, шитьем). Им легче обучаться, т.к. занятия в данном объединении развили мелкую моторику рук, воображение, внимание и т.д.

Используемые технологии

Здоровьесберегающие технологии - это все те психолого- педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.(Н. К. Смирнов)

Цель- создание условий для сохранения здоровья обучающихся на занятиях объединения.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью обучающихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

В этой связи нам предоставляется уникальной возможностью использование логоритмических занятий как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Главный принцип проведения музыкально - логоритмических занятий - это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Логоритмика или логопедическая ритмика- одно из звеньев коррекционной педагогики. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие обучающегося, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений приучает обучающихся к оздоровительному режиму. Под влиянием логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, рече- двигательной, познавательной.

На занятиях по логоритмике использую здоровьесберегающие технологии:

  • коммуникативные игры и упражнения;

  • дыхательную гимнастику;

  • упражнения на развитие дикции и артикуляции;

  • пальчиковую гимнастику;

  • фонопедические упражнения;

  • пение;

  • логоритмические упражнения;

  • музыкально - ритмические упражнения;

  • релаксацию.

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья детей на занятиях музыкой.

Задачи:

  • закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;

  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;

  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;

  • развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;

  • развитие чувства ритма;

  • развитие слухового внимания;

  • развитие пространственной организации движений;

  • развитие общей моторики, мимики.

Все занятия для обучающихся 4 - 7 лет проводятся в игровой форме. В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. В играх развиваются внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными; обучающиеся приучаются ориентироваться в обстановке.

Поэтому очень важно, чтобы занятия носили занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности у обучающихся. Основу занятий составляет синтез слова, музыки и движения. При составлении занятий по логопедической ритмике учитываю следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Упражнения и игры в музыкальные занятия включены комплексно, т. е., связывая их с разными видами музыкальной деятельности: пение, музыкально - ритмические движения, игры. Используя музыку как ритмический раздражитель, достигаем повышения ритмических процессов организма, так как музыка захватывает своим ритмическим строем, активно стимулирует и регулирует движение человеческого тела и является незаменимым компонентом логопедической ритмики. Наиболее уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением музыкально - ритмических движений, перед распевкой или пением песен. Исходя из этого, составлена схема последовательности включения логоритмических упражнений в программные музыкальные занятия, где отражены, какие именно логоритмические упражнения используются на том или ином этапе занятия.

В музыкальные занятия объединения вводятся упражнения и игры Екатерины Железновой из серии «Музыкальные обучалочки» («Веселая логоритмика», «Игровая гимнастика», «Пальчиковые игры»). Очень часто на занятиях использую логоритмические упражнения и голосовые игры, разработанные М. Ю. Картушиной на основе фонопедического метода, В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания. При помощи этих игр дети учатся выражать голосом свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно - двигательная активность.

Коммуникативные игры развивают динамическую сторону общения, эмоциональность, позитивность. В занятия включены речевые игры Т. Э. Тютюнниковой. Она научно доказала, что любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Вся еѐ методика связана с концепциями К. Орфа, т. е. ни одно музыкальное занятие не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.

Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа, необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому коммуникативные игры и упражнения Т.Э. Тютюнниковой как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

При выполнении упражнений на дыхание объясняем и показываем детям насобственном примере, что дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмернодлинным. Оно должно быть ровным. Обучаем детей вдыхать ртом и носом одновременно.

Не советуем говорить обучаюшимся очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии голосовой аппарат очень быстро устает. Дети же через некоторое время от нехватки воздуха начинают зевать и чувствовать дискомфорт.

Поэтому проводим комплексные профилактические упражнения для развития дыхания ,укрепления связок гортани в игровой форме.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика. Чтобы ребѐнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Поэтому на логоритмических занятиях дети с большим интересом выполняют артикуляционную гимнастику. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем: и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, четко

и красиво.

Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, координацию движения пальцев и согласованные движения рук и речи. Перед работой над песней я использую пальчиковые игры и гимнастику, которая помогает детям расслабиться, отдохнуть, отработать артикуляцию, одновременно укрепляя мышцы пальцев, ладоней.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводим с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами - карандашами, палочками, мячами.

Фонопедические упражнения способствуют укреплению гортани, развитию дыхания, которые помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. В упражнения включаем материал, произносимый на выдохе: например, вдохнуть и на выдохе произнести звук А-А-А или слоги Да-Да. Воспитанию чѐткой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, оно является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.

Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами. Песни подбираются в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен учитывается возраст обучающегося, коррекционная направленность, содержание песни, простоту и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни. Чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий у детей.

Помогает регулировать дыхание, развивать легкие и расширять грудную клетку игра на детской свирели. Когда свирель попадает в руки детей 4-7 лет, из игрушки она превращается в музыкальный инструмент, благодаря которому, успешно реализуются следующие методические цели: развивать певческое дыхание, музыкальный слух, улучшать интонацию.

Для записи мелодий для свирели применяется методика Э. Смеловой. Стержневым моментом ее методики является то, что автор предлагает запись музыки, альтернативную нотной. Суть записи музыки сводится к следующему. Свирель имеет шесть отверстий. Три первых отверстия (считаем сверху) закрываются пальцами левой руки, остальные три - пальцами правой руки. Цифра 1 означает, что следует закрыть первое верхнее отверстие. Цифра 2 - первое и второе верхние отверстия, цифра 3 - первое, второе и третье верхние отверстия и.т.д. Если все отверстия свирели открыты, то звук обозначается цифрой 0. Под цифрами, заменяющими нотные знаки, записывается ритмический рисунок мелодии. Запись музыки по методике Э. Смеловой представляет собой, таким образом, очень простые и удобные для восприятия ребенка цифровки.

Каждая из цифр соответствует определенному звуку. Так, цифра 1является нотой "си" первой октавы. Цифра 2 соответствует ноте "ля" первой октавы, цифра 3 - ноте "соль"первой октавы. Цифра 4 соответствует ноте "фа-диез"первой октавы, цифра 5 - ноте "ми" первой октавы.Цифра 6 соответствует ноте "ре" первой октавы, а "0" - ноте "до" второй октавы. Если сильно подуть в свирель при закрытых шести отверстиях (цифра 6), получится звук "ре"второй октавы. Аналогичное явление получается и при закрытых пяти отверстиях (цифра 5) - получается звук "ми" второй октавы. Для активизации процесса обучения игре на свирели используются дыхательные и пальчиковые упражнения. (Приложение №6)

Музыкально - ритмические упражнения и игры способствуютформированию навыков исполнения танцевальных движений.

Для развития общих движений на занятиях используем игры со словом или речевые игры,ходьбу под музыку, на носочках, змейкой, топающий шаг. Эти упражнениявырабатывают умение владеть своим телом, укреплять мышцы, развивать чувство ритма.

Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическоенапряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительногоэмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятияподводим итоги и позитивно оцениваем деятельность каждого из детей.

Обучающиеся выполняют предложенные упражнения с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Они стали более уверенными в себе, раскрепощенными, активными, организованными. С желанием поют песни, играют на свирелях, ритмично, эмоционально двигаются, с радостью участвуют в праздничных программах, концертах, фестивалях, конкурсах, смотрах.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

№ занятия

тема

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с детьми.

1

1

2

У бабушки в деревне.

1

3

3

Путешествие в осенний лес.

1

3

4

Шумовые звуки

1

3

5

Музыкальные звуки

1

3

6

Зимние забавы

1

3

7

Сказка о Маше-растеряше

1

3

8

«А что у вас?»

1

3

9

Поездка по городу

2

3

10

Путешествие в Простоквашино

2

4

11

В гостях у братцев Тик и Так

2

4

12

Волшебный мир цветов

2

4

13

Животные и птицы в песенном творчестве

2

4

14

Мир ребёнка и сверстников в современной музыке

2

6

15

Концертная деятельность


5


20

52

Итого:

72

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

  • Развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие.

  • Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, точно выполнять движения в соответствии с текстом.

  • Развивать чувство ритма в сочетании с музыкой.

  • Развивать и закреплять умение координировать слово с вижением.

  • Формировать правильное дыхание, правильную артикуляцию во время пения, добиваться исполнения песни лёгким, естественным звуком, умение допевать фразу до конца, учить передавать характер песни.

  • Развивать мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию глаза.


Второй год обучения:

Тема

Теория


Практика

1

Настроения, чувства в музыке

4

4

2

Песня, танец, марш

4

5

3

Музыка о животных и птицах

8

9

4

Природа и музыка

4

10

5

Сказка в музыке

6

10

6

Музыкальные инструменты

2

6


28

44

ИТОГО:

72


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.


Настроения, чувства в музыке

Тема включает в себя произведения, в которых настроение, характер человека, выраженные в музыке, являются названиями пьес. Это позволяет детям осознать различные настроения в музыке и прочувствовать их.
1. А.Гречанинов. В разлуке
2. М.Глинка. Ноктюрн «Разлука».
3. П. Чайковский. Новая кукла.
4. Г.Свиридов. Попрыгунья.
5. Г.Свиридов. Упрямец.
6. Р.Шуман. Просящий ребенок.
7. Г.Свиридов. Ласковая просьба.
8. А.Гречанинов. Материнские ласки.
9. Ж.-Ф. Рамо. Радость.
10. Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.
11. Ж.-Ф. Рамо. Злюка.
12. Р.Шуман. Первая утрата.
13. М.Мусоргский. Слеза.
14. Р.Шуман. Веселый крестьянин.
15. Р.Шуман. Смелый наездник.
16. Р.Шуман. Всадник.
17. А. Гречанинов. Верхом на палочке.
18. Р.Шуман. Горелки.
19. Ж. Визе. Волчок.
20. Э.Вилла-Лобос. Петрушка.
21. К.Дебюсси. Маленький негритенок.
22. Р.Шуман. Грезы.
23. Г.Форе. Мечты.
24. Р.Шуман. Порыв.
25. Ж. Масне. Размышление.
26. П.Чайковский. Размышление.
27. Р.Шуман. Воспоминания.
28. Э.Григ. Воспоминания.
29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения).
31. А.Корелли. Шутка.
32. Д.Кабалевский. Шутка.
33. П.Чайковский. Юмореска.
34.-35. А.Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).
36. Р.Щедрин. Юмореска
37. С.Прокофьев. Сарказм.
38. А.Лядов. Первое скерцо.
39. П.Чайковский. Скерцо.
40. С.Прокофьев. Юмористическое скерцо.
41. Ф.Шуберт. Скерцо.
42. X. Глюк. Мелодия.
43. П.Чайковский. Мелодия.
44. Э. Григ. Мелодия.
45. А.Рубинштейн. Мелодия.
46. А.Дворжак. Цыганская мелодия
47. Ф.Шуберт. Венгерская мелодия

Песня, танец, марш.
Тема способствует установлению преемственности с программой Д. Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети постепенно учатся различать простейшие музыкальные жанры, приобретают первый опыт музыкальной деятельности. Слушание произведений позволяет не только познакомиться, но и закрепить в сознании ребенка представления о жанровых признаках музыки.
Песня
1. Вдоль по Питерской - рус.нар. песня.
2. Дубинушка - рус.нар. песня.
3. Метелица - рус.нар. песня.
4. А.Алябьев, ел. П.Беранже. Нищая.
5. А.Гурилев, ел. И.Макарова. Однозвучногремит колокольчик.
6. Я. Пригожий, ел. М.Языкова. Ночь светла.
7. П.Булахов, ел. А.Толстого. Колокольчики мои.
8. М.Блантер, ел. М.Исаковского. Катюша.
9. М.Глинка. Камаринская.
10.-11. Н.Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая.
12. А.Лядов. Каляда-Маляда.
13. А.Лядов. Плясовая.
14. А.Лядов. Колыбельная.
15. Г.Свиридов. Колыбельная.
16. Г.Форе. Колыбельная песня.
17. А.Лядов. Хороводная.
18. П.Чайковский. Русская песня.
19. И.Стравинский. Русская песня.
20. Н.Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).
21. ПЛайковский. Песня без слов.
22. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Венецианскогогандольера»
23. Э.Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт).
24. Ф Шуберт. Аве, Мария.
25. И.С.Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).
26. Ш.Гуно. Аве, Мария.
27. И.С.Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3.
28. Э.Григ. Ариетта.
29.-30. С.Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения).
31. Л.Бетховен. Романс.
32. Р.Шуман. Маленький романс.
33. П.Сарасате. Андалузский романс.
34. Г.Свиридов. Романс.
35. И.Гайдн. Серенада.
36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения).
38. П.Чайковский. Меланхолическая серенада.
39. А.Бородин. Ноктюрн.
40. Д.Россини-О.Респиги. Ноктюрн.
41. А.Вивальди. Сицилиана.
42. П.Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор).

Танец
1. И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор.
2. И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор.
3. И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра.
4. Г.Персел. Менуэт из сюиты.
5. Л.Боккерини. Менуэт-рондо.
6. Л.Боккерини. Менуэт.
7. В.А.Моцарт. Менуэт.
8. Л.Бетховен. Менуэт.
9. Э.Григ. Бабушкин менуэт.
10. Ж.Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2).
11. Г.Свиридов. Старинный танец.
12. И.С.Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3.
13. С.Прокофьев. Гавот.
14. С.Прокофьев. Гавот из Классической симфонии.
15. Л.Бетховен. Экосез.
16. А.Гречанинов. Вальс.
17. П.Чайковский. Вальс. (Детский альбом).
18. П.Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра).
19. П.Чайковский. Сентиментальный вальс.
20. П.Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. М.Глинка. Вальс-фантазия.
22. Р.Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка М.Равеля).
23. И.Брамс. Вальс.
24. Ф.Шуберт. Вальс.
25. Ф.Шуберт. Лендлер.
26. Ф.Шопен. Вальс №19.
27. Ф.Шопен. Вальс №17.
28. Ф.Шопен. Вальс №6.
29. Ф.Шопен. Вальс №7.
30. Ф.Шопен. Вальс №11.
31-34.Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»:
31. Вальс,
32. Аллегретто,
33. Модерато,
34. Вальс.
35-36. Ф.Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения).
37. И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».
38. И.Штраус. Королевский вальс.
39. С.Прокофьев. Вальс.
40. Г. Свиридов. Вальс.

Марш
1. П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
2. Р.Шуман. Марш.
3. П.Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).
4. Н.Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
5. М.Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.
6. С.Прокофьев. Марш.
7. С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
8. С.Прокофьев. «Монтекки и Капулетти».
9. Г.Свиридов. Военный марш.
10. Г.Персел. Рондо из сюиты.
11. Л.Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5,
1-я часть (фрагмент).
12. Л.Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).
13.-14. Р.Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал».Два варианта исполнения). 15-17.Ф.Шуберт. Три марша.
18. Д.Верди. Марш из оперы "Аида".
19. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль».
20. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка».
21. Д.Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин игрушек»).
22. Ж.Бшс. «Детские игры». Марш.
23. Ж.Бизе. «Кармен сюита». Увертюра.
24. Ж Визе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола.
25. И.Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу).
26. И.Штраус. Радецки марш.
27. И.Штаус. Входной марш из оперетты «Цыганский барон»

Музыка рассказывает о животных и птицах.
Тема включает в себя музыкальные произведения, которые передают образы животных и птиц. Тема способствует проявлению различных видов творчества у детей, развитию образной речи, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов.
К.Сен-Санс. "Карнавал животных".
1. Вступление и Королевский марш льва.
2. Куры и петухи.
3. Птичник.
4. Лебедь.
5. Антилопы.
6. Слон.
7. Длинноухие персонажи.
8. Кенгуру.
9. Аквариум.
Ю.Ф.Шуберт. Форель.
11.Сен-Санс. «Карнавал животных». Кукушка в чаще леса.
12-13. Л.К.Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)
14. И.Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».
15. А.Алябьев. Соловей. (Обр.Ф.Листа).
16.П.Чайковский. Песнь жаворонка. («Времена года»,
инструментовка А.Гаука).
17. П.Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом).
18. М.Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).
19-20. М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения).
21. А.Лядов. Былина о птицах.
22. Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.
23. М.Равель. Печальные птицы.
24. Э.Григ. Птичка.
25. Ф. Куперен. Бабочки.
26. Э Григ. Бабочка.
27. Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка.
28. С.Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»).
29. С.Прокофьев. Шествие кузнечиков.
30. А.Лядов . Я с комариком плясала.
31. Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля.


Тема «Природа и музыка».
32. Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
33. С.Прокофьев. Утро.
34. П.Чайковский. Зимнее утро.
35. И.Штраус. Утренние листки. Вальс.
36. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
37. Э.Григ. Летний вечер.
38. С.Прокофьев. Вечер.
39. С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
40. Р.Шуман. Вечером.
41. Р.Шуман. Ночью.
42. Н.Римский-Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
43. К.Дебюсси. Лунный свет

Сказка в музыке. Музыкальные инструменты и игрушки.
Тема включает в себя музыкальные произведения, которые передают сказочные образы. Тема "Музыкальные инструменты" включает в себя два раздела. Первый - это подражание тембрам музыкальных инструментов. Второй раздел включает в себя произведения с солирующими инструментами. Способствует проявлению различных видов творчества у детей, развитию образной речи, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов.
1. П.Чайковский. Нянина сказка.
2. С.Прокофьев. Сказочка.
3. П.Чайковский. Баба Яга.
4. А. Лядов. Баба Яга.
5.-6. М.Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
7. А.Лядов. Кикимора.
8. Э.Григ. В пещере горного короля.
9. Г.Свиридов. Колдун.
10. М.Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки».
11. Э.Григ. Шествие гномов.
12. -13. М.Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
14. М.Глинка. Марш Черномора. 15.-17. Н.Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».
Три чуда:15. Белка,
16. 33 Богатыря,
17. Царевна-Лебедь.
18. Н.Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»).
19. С.Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»,
20. Бой часов.
21 - 28. П.Чайковский «Щелкунчик».
21. Марш,
22. Испанский танец. Шоколад,
23. Арабский танец. Кофе,
24. Китайский танец. Чай,
25. Русский танец. Трепак,
26. Фея Драже,
27. Вальс цветов,
28. Адажио. (Мари и Принц).

«Музыкальные инструменты»

1. Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.
2. Г.Свиридов. Парень с гармошкой.
3. А.Гречанинов. На гармонике.
4. П.Чайковский. Камаринская.
5. И.Стравинский. Русская.. (Из балета "Петрушка»).
6. И.Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка).
7. П.Чайковский. Шарманщик поет.
8. А.Лядов. Музыкальная табакерка.
9. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
10. Г.Свиридов. Музыкальный ящик.
11. Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры.
12. Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон,
13. Свадебный звон,
14. Красный звон.
15. А.Бородин. В монастыре.
16.-17. М.Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта исполнения).
18. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
19. С.Рахманинов. Фортепианный концерт N2,1-я часть.
20. Г.Свиридов. Звонили звоны.
21. Н.Паганини. Кампанелла.
22. Э.Григ. Колокольный звон.
23. М.Равель. Долина звонов.
24-54 С. Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"











Третий год обучения:

Тема

Теория

Практика

1

Народный календарь

4

5

2

Русские обычаи и обряды

4

5

3

Музыкальный фольклор

4

6

4

Русские народные детские песни

4

7

5

Народные танцы

6

10

6

Музыкально-народные игры

3

5

7

Народные музыкальные инструменты

3

6


28

44

ИТОГО:



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

В основе учебного курса лежит программа Л. Борониной «Оберег» и построена на изучении произведений музыкального фольклора.

  • Знакомство с народным календарём.

  • Русскими обычаями и обрядами.

  • Бытом, укладом жизни русского народа.

  • Жанрами русского фольклора (слушание, пение народной музыки).

  • Изучение музыкально-фольклорных игр.

  • Игра на народных музыкальных инструментах



















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.

  2. Целостность в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание музыки, игры, музицирование;

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр)

Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

  1. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

  2. Принцип партнерства и сотрудничества.

  3. Принцип развивающего характера обучения.

  4. Интеграция развития музыкальности ребенка с другими видами художественно-эстетической направленности;

  5. Принцип положительной оценки деятельности детей.

  6. Принцип импровизации - занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка в возрасте 4-7 лет.

КЛАСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБОРУДОВАН:

  • Рояль;

  • Детские музыкальные инструменты;

  • Свирели;

  • Иллюстрационный материал на бумажных и электронных носителях:

- иллюстрации и репродукции;

- малые скульптурные формы;

- дидактический материал;

- игровые атрибуты;

  • Нотная литература;

  • Аудио-видеоаппаратура;

  • аудио- и видеоматериалы;

Список аудио- видео материалов

  1. Аудиопособие О.П. Радыновой «Слушаем музыку»

  2. «Классика навсегда».

  3. «Времена года»

  4. Заруба А. Фонограммы для свирелей

  5. «Музыка малышам»

  6. «Развивающая музыка»

  7. «Уроки музыки. 1-8 классы». Мультимедийное приложение к урокам музыки.

  8. «Учимся понимать музыку».

  9. Прокофьев С. «Петя и волк» (балет)

  10. Чайковский П. «Щелкунчик»(балет)

  11. Чайковский П. «Лебединое озеро»(балет)

  12. Сборники популярных мультфильмов

Список электронных ресурсов


  1. borovik.ucoz.ru/index/stati_o_metodike_i_avtore/0-13

  2. school16konst.ucoz.ru/load/vospitatelnaja_rabota/sovremennye_innovacionnye_tekhnologii_v_shkolnom_obrazovanii/8-1-0-81

  3. // viewmusic.ru/solfedjio/110-predmet.html

  4. muzteoria.blogspot.com/

  5. festival.1september.ru/articles/592202/







Список литературы для учителя

1. Агафонова И., Давыдова М. Лучшие игры со словами. ООО «ИКТЦ», М., Лада, 2007.

2. Быстрова Г. А., Сидорова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб,Каро, 2002.

3. Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Здоровьесберегающие технологии.Учим ребенка говорить. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. М.: ТЦСфера, 2009.

4. Волкова Г. Л. Логопедическая ритмика. М., 2002.

5. Вендрова Т. Е. Воспитание музыкой. М., 1998.

6. Гордеева В. В., Викулова Г. И. Здоровьесберегающие технологии. Педагогическиесоветы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Вып. 5 - Волгоград: Учитель,2006.

7. Гуляева О., Чеботарев А. Дыхательная гимнастика: методическое пособие. - М.: Чистыепруды (Библиотека «Первого сентября», серия «Здоровье детей»). Вып. 3 (15), 2007.

8. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

9. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань, 1998.

10. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5 изд., стер. - СПб.:издательство «Лань»; издательство «Планета музыки», 2007.

11. Железнова С., Железнов Е. «Весѐлаялогоритмика» (из серии «Музыкальныеобучалочки», аудиопособие). М., издательство детских образовательных программ «Весть- ТДА», 2007.

12. Железнов С., Железнова Е. «Пальчиковые игры» (из серии «Музыкальныеобучалочки», аудиопособие). М., издательство детских образовательных программ«Весть - ТДА», 2007.

13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., ТЦ Сфера, 2005.

14. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 - 7 лет. М., 2008.

15. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей - Ярославль, Академияразвития, 1997.

16. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.:Народное образование, 1998.

17. Шаповалова Н. Н. Здоровьесберегающие технологии (автор: доцент и преподавательАкадемии педагогических наук) Екатеринбург, 2004.

18. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. М., Астрель, 2000.


Список используемой литературы для родителей и детей:

  1. Асташкина И. Логопедические игры и упражнения для детей. - М. : РИПОЛ классик: ДОИ. ХХI век, 2010.

  2. Бин Джон, ОулдфилдАмилия. «Волшебная дудочка» . М. ТЕРЕВИНФ , 2007.

  3. Гоголева М. «Логоритмика в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2006.

  4. Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте».-М. Музыка, 2004

  5. Стародумова О. «Мы танцуем и поём» Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.

  6. Шеппард Ф. «Развивающая музыка» . Минск. ПОПУРРИ, 2009

































24


© 2010-2022