- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке с УУД (9 класс)
Рабочая программа по музыке с УУД (9 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рихтер А.С. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ПК «_________»
Руководитель кафедры
________ __________________
Согласовано
Зам. директора по УР
_________ Галиева О.В.
«29» августа 2015 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №12
____________ Малова Е.И.
«31» августа 2015 г.
Протокол № 1 от 25.08..2015 г.
Протокол МС
№ 1 от 29.08.2015 г.
Приказ № 230 от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по искусству
на 2015/2016 учебный год
класс 9
учитель Рихтер Анастасия Сергеевна
Согласовано на заседании ГМО
«________________________»
Протокол №______ от 26.08.2015 г.
Руководитель ГМО
________________ /_____________/
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Искусство» для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
-
Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»,
-
Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» № 696 от 01.07.2013 г.,
-
Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан»,
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
-
Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (в ред. Приказа Минобранауки РФ от 01.02.2012 № 74);
-
Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413;
-
Приказ МО РБ от 29.04.2015 г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»;
-
Учебный план МБОУ СОШ № 12 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на 2015/2016 учебный год (утв. Приказ № 230 от 31.08.2015 г.).
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
-
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
-
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
воспитание художественного вкуса;
-
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
формирование учений и навыков художественного самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).
При изучении курса «Искусство» большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенных согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10 - 15 % времени инвариантной части базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Музыки», и часов из его вариативной части.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания - выявление функций искусства:
-
познавательно-эвристической
-
коммуникативно-семиотической
-
эстетической
-
ценностно-ориентирующей
-
социально-организующей
-
практической
-
воспитательной
-
зрелищной
-
внушающей
-
гедонистической и др.
Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Таким образом, содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
-
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
-
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
-
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ №12
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 12, утвержденному приказом директора школы от 31.08.2015г. № 230 в 2015/2016 учебном году на изучение предмета «Искусство» отводится 0,5 часа в неделю, всего 18 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения искусства
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами изучения искусства являются:
-
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
-
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
-
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
-
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
-
участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
-
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
-
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
-
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
-
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
-
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
-
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
в сфере познавательной деятельности:
-
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
-
знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
-
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
-
различать изученные виды и жанры искусств;
-
описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
-
классифицировать изученные объекты и явления культуры;
-
структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
-
формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
-
формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
-
представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
-
осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;
-
уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)
в сфере эстетической деятельности:
-
эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства;
-
видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм;
-
создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов искусства)
-
развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
-
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
-
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
в сфере коммуникативной деятельности:
-
формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетентности;
-
культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств;
-
диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности.
в трудовой сфере:
-
применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.
Выпускники основной школы научатся:
-
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
-
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
-
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
-
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Планируемые результаты
Выпускники научатся:
-
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
-
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
-
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Выпускники получат возможность научиться:
-
представлять систему общечеловеческих ценностей;
-
осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
-
уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
-
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
-
использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-
развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
-
воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
-
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
-
понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
-
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
Содержание учебного предмета «Искусство» (9 класс)
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (4 часов)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (4 часа)
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. (8часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (2 часа)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Тематическое планирование по искусству для 9 класса
№ урока
Тема урока
ЭКОР
УУД
ЭОР
9а
9б
По плану
Факт.
По плану
Факт.
По плану
Факт.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (4 часа)
3 четверть (10 часов)
1
Искусство и власть
Личностные:
Смыслообразование (внутренняя мотивация учения);
Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор);
Формирование основ гражданской идентичности личности
Регулятивные:
Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные:
формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;
- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;
- построение логической цепи рассуждений;
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
- умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концептуальный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей,
- извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию).
Коммуникативные:
Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксичекими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя.
fondcultura.ru
2
Какими средствами воздействует искусство?
art-in-school.narod.ru
3
Храмовый синтез искусств
Монументальная скульптура Башкортостана
worldarthistory.com
4
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
Театральная культура Башкортостана
vakhtangov.ru
Искусство предвосхищает будущее (4 часа)
5
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Регулятивные:
Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные:
- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;
- умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование);
-установление причинно-следственных связей, выведение следствий;
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей,
- подведение под понятие;
- умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.)
Коммуникативные:
Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя.
ec-dejavu.ru
6
Предсказание в искусстве
music.edu.ru/
7
Художественное мышление в авангарде науки
Искусство XX века в Башкортостане (музеи, выставки, театры)
staratel.com
8
Художник и ученый
artitaly.ru
Дар созидания. Практическая функция (8 часов)
9
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города
Архитектурные сооружения в Уфе
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Регулятивные:
Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные:
Общеучебные:
- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;
- умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование);
-установление причинно-следственных связей, выведение следствий;
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей,
- подведение под понятие;
- умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.)
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
cnso.ru/izo/izo16.htm
10
Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии
Современные архитектурные постройки родного города с их функциями в городском ландшафте
cnso.ru/izo/izo16.htm
4 четверть (8 часов)
11
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство Башкортостана
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Регулятивные:
Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные:
Общеучебные:
- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;
- умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование);
-установление причинно-следственных связей, выведение следствий;
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей,
- подведение под понятие;
- умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.)
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
bibliotekar.ru/muzeu.htm
12
Музыка в быту
classic.chubrik.ru
13
Массовые, общедоступные искусства
art-in-school.narod.ru
14
Изобразительная природа кино. Музыка в кино
Фотоискусство родного города
countries.ru/library.htm
15
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов
elegia.me
16
Вопрос себе как первый шаг к творчеству
math.rsu.ru/orfey
Искусство и открытие мира для себя (2 часа)
17
Литературные страницы
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор);
Формирование основ гражданской идентичности личности.
Регулятивные:
Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концептуальный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей, извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию)
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;
- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;
Коммуникативные:
Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя
staratel.com
18
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
staratel.com
Виды организации учебной деятельности:
-
экскурсия
-
конкурс
-
викторина
-
самостоятельная работа
-
творческая работа
-
путешествие
Виды, формы и периодичность контроля
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Искусство» 9 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Основные виды контроля:
-
вводный
-
текущий
-
итоговый
-
индивидуальный
-
письменный
-
контроль учителя
Формы контроля:
-
наблюдение
-
самостоятельная работа
-
тест
Освоение отдельной части или всего объема учебного предмета образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся. Цели, формы и сроки промежуточной аттестации в МБОУ СОШ №12 определяются Положением о промежуточной аттестации, принятой на педагогическом совете школы (Протокол № 8 от 24.08.2013г., утв. приказом директора МБОУ СОШ № 12 № 195 от 26.08.2013г.).
Промежуточная аттестация проводится по завершении четвертей/модулей, полугодия, учебного года, и позволяет установить фактический уровень теоретических знаний учащихся, их практических умений и навыков по предметам учебного плана.
Формой проведения промежуточной аттестации является контрольная работа.
Нормы оценивания знаний
Оценка `5` ставится, если обучаемый:
-
полностью усвоил учебный материал;
-
умеет изложить его своими словами;
-
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
-
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка `4` ставится, если обучаемый:
-
в основном усвоил учебный материал;
-
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
-
подтверждает ответ конкретными примерами;
-
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка `3` ставится, если обучаемый:
-
не усвоил существенную часть учебного материала;
-
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка `2` ставится, если учащийся:
-
почти не усвоил учебный материал;
-
не может изложить его своими словами;
-
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка `1`
-
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методический комплект (УМК)
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
-
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
-
«Хрестоматия музыкального материала»
-
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.
Перечень учебно-методических материалов
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Печатные пособия
1. Портреты композиторов.
2. Таблицы признаков характера звучания
3. Таблица длительностей
4. Таблица средств музыкальной выразительности
5. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
7. Транспорант «Симфонический оркестр»
8. Транспорант «Волшебный мир оперы»
9. Транспорант «Балет-мир выразительнейших танцевальных движений»
Экранно-звуковые пособия
1. Диски и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр
2. Портативыне колонки
3. Экран
3. Проектор
4. Ноутбук
5. Принтер
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Музыкальные инструменты
1. Пианино
2. Синтезатор
3. Шумовые инструменты.