РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема развития одаренности волнует педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к        этому вопросу  достаточно высок в настоящее время.  Теплов писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляются гораздо раньше в устойчивых интересах и склонности, в большей или меньшей успешности  выполнения разных видов деятельности. В системе подготовки музыканта-исполнителя очень важны характеристики  ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ

УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

А.С. Царицинская

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №22», г. Мариинск

Проблема развития одаренности волнует педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к этому вопросу достаточно высок в настоящее время.

Теплов писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляются гораздо раньше в устойчивых интересах и склонности, в большей или меньшей успешности выполнения разных видов деятельности.

В системе подготовки музыканта-исполнителя очень важны характеристики исполнительской техники (чувство ритма, слух, музыкальная память, беглое чтение партитуры), однако, только ими не исчерпывается исполнительское мастерство музыканта. В развитии музыкальной одарённости важное значение имеет применение музыкально-творческих методов в процессе обучения музыке, в частности игре на инструменте. Поэтому систематически включаю в учебный процесс различные творческие задания: создание образов персонажей, визуализация произведений; импровизация диалогов сказочных персонажей, импровизация на пьесы, проходимые в классе; импровизация в различных жанрах и т.д.

Любой выбор произведений необходимо соотносить с личностью ребёнка, с его потребностями.

Одним из важных моментов, при обучении одарённых детей, считаю социальное партнерство. Поэтому стараюсь выстраивать взаимодействие и тесное сотрудничество с общеобразовательными школами, где учатся мои учащиеся, домами творчества, структурными подразделениями администрации Мариинского муниципального района (Управление спорта и молодежной политики), общественными организациями (Молодёжным парламентом при Совете народных депутатов Мариинского муниципального района) и др.

Взаимодействие с социальным окружением даёт возможность юным музыкантом выступать на концертах, участвовать в конкурсах проводимых этими организациями, принимать активное участие в концертах муниципального и школьного уровня.

Посещение детьми мастер классов преподавателей профессиональных учебных заведений также способствует созданию условий для поддержки одаренных детей. Сотрудничество с преподавателями профессиональных учебных заведений даёт возможность получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, обеспечения методического сопровождения в период подготовки детей к конкурсам и фестивалям

Концерты, неотъемлемая часть воспитания музыкальности. Поэтому посещение концертов имеет важное обучающее и воспитательное значение. Учащиеся имеют уникальную возможность регулярно посещать концерты музыкантов высочайшего класса, снискавших известность не только в России, но и во многих странах мира организованные в рамках фестиваля классической музыки «Мариинск музыкальный».

Посещение и, конечно же, участие в концертах, создает ощущение праздника и часто является наградой за каждодневный труд.

Родители учащихся - мои союзники и помощники, активные участники школьной жизни, постоянные и самые благодарные слушатели. Они оказывают неоценимую помощь в музыкальном образовании детей.

Таким образом, к педагогическим условиям, способствующим развитию музыкальной одаренности учащихся относятся:

-развитие компонентов музыкальной одаренности (музыкальной памяти, музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмического чувства, и т.д.);

-стимулирование свободного саморазвития, активности и самостоятельности младших школьников путем подбора особого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям учащегося;

-создание творческой образовательной среды, включающей обязательное участие музыкально одаренных детей в концертной деятельности, фестивалях, конкурсах, мастер-классах;

-максимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессе;

Такой подход в обучении учеников предоставляет большие возможности для развития музыкальной одаренности учащихся.

Литература

  1. Сухачева, Э.А. Роль образовательной среды в развитии детской музыкальной одаренности [Текст]:/ Э.А. Сухачева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 6 С.205-207.

  2. Сухачева, Э.А. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [электронный ресурс]:// dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-muzykalnoi-odarennosti-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozras#ixzz3KdVI2g2M (14.09.2014)

  3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]:/ Б.М. Теплов.- Изд. АПН РСФСР М.: 1947. 335с.


© 2010-2022