Урок на тему легкое и серьезное в танц музыке

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»





Урок музыки в 7 классе 2 четверти по теме:

«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке








учитель музыки

высшей квалификационной

категории

Кременсков Евгений Николаевич
















г. Болгар













Тема урока: «Легкое и серьезное в танцевальной музыке


Цель: Раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра - танца.



Оборудование: портреты Ф. Шопена, М.И. Глинки, И. Штрауса;

видеомагнитофон, DVD , проигрыватель, CD , плакаты, ноты.




Ход урока:


  1. Организация «Сказки Венского леса» И. Штраус - заход в класс).

Здравствуете, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о легкой и серьезной музыке, только тема будет звучать так - «легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке. Наша задача - разобраться в музыке, которая прозвучит на уроке, и определить, к какому жанру - легкому или серьезному - относятся эти произведения.

Для начала - небольшая мини - лекция.


  1. Мини - лекция «Танцевальная музыка» (прилагается)

Сейчас наша задача разобраться в 2-х польках - Иоганна Штрауса и С.В. Рахманинова. К какому жанру относятся эти польки? На этот вопрос ответим после слушания.


  1. Слушание «Полька - пиццикато» И. Штрауса

Разбор характера:

  1. Какое впечатление произвела музыка?

  2. Какие чувства и настроения переданы в ней?

  3. Какая группа инструментов исполняет польку?

  4. К какому жанру ее можно отнести? Почему?

  5. Какой прием звукоизменения у скрипок?

Во времена Штрауса это была самая настоящая, часто шокирующая публику танцевальная легкая музыка.


  1. Мини - лекция «Иоганн Штраус» (прилагается)


  1. Слушание «Итальянская полька» С. Рахманинов

Разбор характера:

  1. Какое настроение вызывает у вас, эта музыка?

  2. Каков характер основной интонации?

  3. Влияние, какого композитора ощущается по темпу, динамике, звукоизвлечению?

  4. К какому жанру относится?

По тонкости, изяществу и богатству развития стоит ближе к серьезной музыке.

  1. Распевание (мелодия, дириж., жест)


  1. Исполнение одной знакомой вальсовой песни по выбору учителя

Сейчас я прошу посмотреть на доску. Какому жанру музыки принадлежит эта мелодия? В каком ритме она написана? Как называются эта песня?

Давайте сейчас ее споем.

Эта песня написана в ритме вальса. Значит, речь пойдет о вальсе.


  1. Мини - лекция «Возникновение вальса»


  1. Слушание «Вальс - фантазия» М. Глинки (на доске портрет и ноты),


  1. Разбор характера:

  1. Какое впечатление произвела на вас музыка?

  2. Какие чувства и мысли она вызывает?

  3. К какому жанру больше тяготеет?



  1. Физкультминутка.


  1. Исполнение «Вальс о вальсе»

Сначала пропевание мелодии вальса, потом исполнение первого куплета.


  1. Мозговой штурм: Легкая и серьезная музыка.

Вначале сказать про условия и правила МШ и дать время подумать. (на доске плакат)



  1. Мини - лекция «Легкая и серьезная музыка» (прилагается)


  1. Итог урока и задание.

Танцы могут быть разными и могут относиться к легкой и серьезной музыке. В танцевальных интонациях могут быть воплощены различные оценки человеческих чувств. На основе этих интонаций рождаются развернутые музыкальные произведения, выходящих далеко за пределы бытовой развлекательной музыки.


Мини - лекция «Танцевальная музыка»


Долгое время танцевальная музыка существовала только для сопровождения танцев, затем стали появляться танцевальные произведения, которые имели совсем другую художественную ценность.

Одним, из главных признаков танцевальной музыки является преобладающая роль ритма. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка самым непосредственным образом связана с бытом и подвержена влиянию моды. Она отражает облик людей данной эпохи, их нравы, манеру поведения, их эмоциональность.

Сдержанный менуэт, веселая полька, гордый полонез, развинченный твист, шейк, брейк - данс представляют нам время и людей по - разному.

Танцевальность проникает, во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии и д.р


Мини - лекция «Иоганн Штраус»

Немногим великим композиторам судьба принесла в дар признание и любовь современников. К их числу относится Иоганн Штраус. Он познал радость творчества, находящего живой отклик в сердцах миллионов.

Штраус обладал редким трудолюбием, сочинял в любых условиях.

«Мелодии текут из меня, как вода из крана», - в шутку говорил он.

И. Штраус создавал истинно художественные произведения, доступные и понятные массам. С критерием мастерства, присущем серьезному искусству, он подошел к музыке легкой и поэтому сумел стереть грань, отделявшую высокий жанр от якобы низкого. Он противопоставил, художественно - обновленный легкий, развлекательный жанр натиску мещанства и пошлости.


Мини - лекция «Легкая и серьезная музыка»


Деление на музыку «духовную» и «бездуховную» возникло еще в середине века. В Западной Европе и России к «легкой» относили музыку, исполняемую на народных гуляньях и карнавалах скоморохами. В противовес ей к «высокой» и «духовной» музыке относилась та, что звучала в соборах во время богослужений.

Легкая музыка может сопровождать немузыкальные виды деятельности, а серьезная - подразумевает наличие самостоятельной ценности в себе самой.

Различие между 2легкой» и «серьезной» музыкой не абсолютны, и всегда можно привести примеры взаимопроникновения. Например, балетная музыка Чайковского, Глазунова, Глиэра, Шостаковича обладает свойствами обоих жанров.

В легкой музыке немало произведений, которые по своему содержанию и восприятию тяготеют к полюсу академической музыки. Это произведения Эллингтона, рок - оперы Уббера и Уэйкмана, сочинения Гержвина.

На нынешних концертах исполнители и слушатели непосредственно участвуют в коллективном действии, но это совершенно недопустимо на симфоническом концерте.

Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. Чувство развитого человека уметь растворяться и в общественно ценном коллективом переживании, и в то же время иметь возможность

проявляться в индивидуальном переживании и размышлении, когда человек остается один на один со своей совестью.

Мини - лекция «Итальянская музыка

С.В. Рахманинова»

Полька С. Рахманинова - музыкальный сувенир, подарок из Италии, где он слышал этот напев. Его родственница вспоминает: «По вечерам, когда спадала жара, на улице появлялись уличные музыканты - женщина и мужчина, а маленький длинноухий ослик вез механическое пианино, к которому была приложена люлька с ребенком.

Время от времени они останавливались, и женщина заводила пианино, а мужчина, в цилиндре и с тросточкой, пел и приплясывал. В их репертуаре была очень нравившаяся полька»

С.В. Рахманинов неоднократно отказывался от блестящей, концертно - виртуозной обработки этой польки. (пропала бы непосредственность, бесхитростный напев)

Сам С. Рахманинов обожал, когда отец его играл эту польку. А играл Василий Аркадьевич ее ярко, весело, немного корявыми пальцами. Но выходило ловко, и Сергей Васильевич, получая удовольствие, захлебывался смехом. А потом сам садился за рояль и тоже играл, но это было совсем другое.

Мини - лекция «возникновение вальса»

При дворах высокопоставленных лиц танцевали множество танцев: менуэты, сарабанды, полонезы. Простой люд плясал на праздниках народные танцы - в каждой стране свои. В Англии - жигу, в Италии - тарантеллу, в России - барыню.

Одни танцы, особенно народные, сохранялись веками, другие исчезали бесследно. Каждый танец уступал место новому.

За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс всегда считался символом юности, любви, жизни.

Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию, Австрию. В середине XVIII столетия во Франции бытовал народный танец - вольт. Танцевали его парами с поворотами.

В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант (франт, гордец).

В Австрии танцевали степенный танец - лендлер, и была разновидность этого танца - вальцер. В этих танцах партнеры, обнявшись, кружились в быстром движении.

Новый танец вальс соединил в себе элементы всех этих танцев. Вальс вышел из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. В России, например, Петр I издал предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсеном именуемый». Но вальс нельзя было остановить. Он с триумфом шел по странам Европы.


© 2010-2022