Музыкальное развитие дошкольников с помощью современных методов и приёмов

В   реферате  «Музыкальное развитие дошкольников   с помощью современных методов и приёмов» особый акцент сделала на методах и приёмах сегодняшнего дня,(ИКТ, Интернет-ресурсы, проекты и др.) которые дают возможность  добиваться высоких результатов при обучении дошкольников музыке. Я считаю, что данные методы активизируют познавательную и творческую деятельность детей, а также являются сильнейшим средством для мотивации.  Одним из  достоинств обучения с использованием современных методов, в частн...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полякова Юлия Григорьевна

Музыкальное развитие дошкольников с помощью современных методов и приёмов



Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дополнительного образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Совершенно ясно, что возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка и мы видим, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. Школа - искусств часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов музыкального воспитания и современных информационных технологий.

Эти мысли привели меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. Администрация школы - искусств предоставила в кабинет необходимое оборудование (музыкальный центр, мультимедийный комплекс). Это позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки и использовать мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению, способствовать развитию самостоятельности музыкально - познавательной деятельности дошкольников. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

«Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка. Для каждого человека, в этом слове, заключен огромнейший мир эмоций, чувств, переживаний. Ещё в глубокой древности люди пытались осознать, что есть музыка, для чего она, как возникла. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее Музыка и информационные технологии - совместимы! В последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали всё чаще использоваться при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока.

Я считаю, в качестве основной цели использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Если преподаватель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ходить на уроки без пропусков, будут ждать встречи с искусством и результат не заставит ждать, то имеет смысл научиться грамотно и, главное, эффективно использовать ПК для развития и обучения детей в соответствии с поставленными целями.

Одним из основных достоинств образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление наглядности. Не всегда у нас есть необходимый наглядный демонстрационный материал: репродукции, иллюстрации, картинки или же они не очень высокого художественного качества. Благодаря огромным возможностям Интернета можно найти и использовать разнообразный иллюстративный материал. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Да и мы с Вами можем сказать, что занятие, включающее слайды презентации вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, вызывает огромный интерес каждого ребенка.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к занятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и творческое воображение детей, разнообразить музыкальную деятельность детей. Применение мультимедиа в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий

Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

  • Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

  • Увеличить интенсивность урока, его насыщенность. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

  • Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Для этих целей на уроках музыки материал возможно преподнести другими формами: выполнение проектов, тестов и мн. др., при этом, используя программы PowerPoit, PhStori, Photoshop, Movie Maker, NERO и т.д. Сделать эту работу более результативной и интересной поможет музыкальная фонотека - собрание звукозаписей на CD, DVD диски.

Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплектов «Музыка», которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов. Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс средств обучения. Наша жизнь немыслима без телевидения, Интернета. С помощью этих средств массовой информации каждый учитель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира. На телеканале «Культура» можно посмотреть и записать различные музыкальные телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты и т.д. В Интернете скачать «минусовку» и «плюсовку» песен, найти слова и ноты. Благодаря этим записям и найденной информации создаю ЦОР в программе 1С, используя различные методики (анализ и оценка, интерпретация ...), которыми пользуюсь на уроках музыки. За последние годы у меня уже сформирован банк методических разработок уроков с использованием ИКТ на электронных носителях, которые активно используются в работе. Также систематически использую интернет-ресурсы. Адреса, которыми часто пользуюсь в интернете:

  1. forums.vkmonline.com/forum.php

  2. s-f-k.forum2x2.ru/f4-forum

  3. igraj-poj.narod.ru

  4. viki.rdf.ru/cat/pesni/?page=34

  5. minusy.ru/base/a:3465

  6. pochemu4ka.ru/publ/zagadki/285

  7. mp3sort.biz/viewtn.php?t=92302&start=16240

  8. mmk-forum.com/forumdisplay.php?f=57

  9. mp3sort.biz

Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» CD-диски для дошкольников. Диски с подборкой мюзиклов, и аудио-материалов. Замечательные помощники - музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка».

Для проведения праздников создаю тематические презентации и обработки песен. Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой.

Анализ результатов анкетирования учащихся, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (92% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Время использования ИКТ предусматривается для каждого возраста в соответствии с нормами. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. ИКТ позволяют также значительно повысить эффективность образования. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Нам предоставляются новые возможности осмысления своего собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о важном помощнике в педагогической деятельности преподавателя музыки.

Но, применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях, нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно не подменить его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.

Литература

  1. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю.М. Горвица. - М., 1998. - С. 218 - 226.

  2. Казакова Л.А.Использование презентаций в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

  3. Марголис Я., Иванов А. Шестилетки: к творчеству через компьютер // Информатика и образование. - 1991. - № 3.

  4. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

5. ШколярЛВ. Музыкальное образование в школе.-М:«Академия»-2001г-360с.

6. Тельчарова Р.Л. Уроки музыкальной культуры. - М.: «Просвещение» - 1991г. - 102 с.

7. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно - игровой среде // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 1.

© 2010-2022