- Преподавателю
- Музыка
- «Музыкальная речь. Ритм, ритмические группы»
«Музыкальная речь. Ритм, ритмические группы»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Журавлева И.Н. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 г. Лабинска Краснодарского края
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока музыки и пения
в 4 классе
с использованием ритмотерапии и музыкальной викторины.
Тема урока:
«Музыкальная речь. Ритм, ритмические группы».
Журавлёва Ирина Николаевна
учитель музыки и пения высшей категории
Цель: Формирование чувства ритма.
Задачи: 1.Развитие ритмичности, умения ускорять и замедлять действия в соответствии с изменением музыки.
-
Коррекционная работа по развитию гармонического слуха.
-
Формирование ощущений музыкальной фразы.
-
Ритмическая импровизация
Оборудование урока:
фонозаписи, портреты, русских композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, изображение инструмента кларнета, нотные изображения с разными ритмическими группами.
Ход урока.
-
Музыкальное приветствие. Распевание каноном.
От разных звуков по полутонам пропевается «У кота - воркота». Затем учащимся предлагается спеть эту попевку каноном. По мере освоения детьми одноголосного пения желательно постепенно вводить в их вокальные упражнения элементы двухголосия. Это удобно сделать с помощью канонов. Во время исполнения дети делятся на две подгруппы. Первая группа начинает петь выученную мелодию, а вторая вступает через 2 такта. При этом создается накладки разных звуков друг на друга, что позволяет воспитывать у детей гармонический слух.
-
Изложение нового материала. Понятие - ритм.
- Вы уже знаете, что нельзя сочинить музыку, которая вся состояла бы только из звуков, одинаковых по продолжительности. Например, только из коротких или из длинных. В каждой музыке есть звуки длинные и короткие. Убедитесь в этом сами, предлагаю прохлопать ритм известной вам песни «В лесу родилась елочка». Вы убедились, что чередуются ноты длинные и короткие. Сочетание длинных и коротких звуков в музыке - называется ритмом.
-
«Ритмический диктант».
-
Кто хочет быть в роли ведущего, прохлопать свой ритмический рисунок, чтобы весь класс его повторил? (Ребята поочередно выходят и прохлопывают ритмические рисунки, класс их повторяет).
-
Расширение основного понятия, разнообразие ритмов, песни с простыми ритмическими рисунками.
-
Обратите внимание на то, что ритм в разных пьесах бывает и простым и сложным. Давайте в этом убедимся, вспомним еще несколько знакомых вам песен с разными видами ритма.(Учащиеся вспоминают и отбивают ритм песни «Веселые путешественники».)
-В этом произведении простой ритм. Равномерно чередуются длинные и короткие ноты.
-
Второе произведение, в мелодии которого также следует повторение ритмического рисунка - песенка «До, ре, ми, фа, соль». Споем эту песню и будем одновременно отстукивать ритмический рисунок.
- Скажите, пожалуйста, ребята, что такое ритм? (Чередование различных длительностей звуков в музыке).
V. Слушание музыки с разнобразным ритмическим рисунком.
Учащиеся слушают отрывки из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
- Ребята, сравним ритмический рисунок «Темы Пети» и «Темы дедушки» где более сложный ритмический рисунок? (Учащиеся отмечают, что в «Теме Пети» ритм сложнее).
VI. Вокальная импровизация.
-Ребята, предлагаю вам два текста, во время пения которых надо использовать разный ритм.
-
«На елке свечи мы зажжем и хороводы заведем». (Характер музыки - спокойный, хороводный, танцевальный; ритм будет простой с повторами, напоминающий песню «В лесу родилась елочка».)
-
«Опять несет нас паровоз, мы слышим звонкий стук колес».(Ритм может быть более сложным, пунктирным, передающим перестук колес поезда).
VII. Музыкальная викторина.
Сейчас я сыграю вам, ребята, музыкальные примеры, которые вы сможете отгадать.(Учитель играет отрывки из песен «Веселые путешественники», «До, ре, ми, фа, соль», «Польки». Учащиеся отгадывают отрывки и называют их).
VIII. Итог урока. Домашнее задание.
-
На сегодняшнем занятии мы познакомились с новым понятие - ритм. Кто даст определение, что такое ритм?
-
Вы слушали музыкальные примеры с разными ритмическими длительностями.
-
Еще вы импровизировали.
-
Дома предлагаю сочинить самостоятельно импровизацию: 1группа - «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки.»
2 группа - «Сорока, сорока, где была? Далеко»