Роль Камерного ансамбля в формировании молодых музыкантов

Данная работа представляет собой небольшое обобщение собственнго педагогического опыта, опираясь на работу с учащимися старших классов музыкальных школ, учащимися колледжа, студентов консерватории и свой  исполнительский багаж. За годы учёбы в музыкальном колледже, консерватории и аспирантуре, я участвовала в различных по составу ансамблях, каждый из которых был неповторим, поскольку был представлен различными инструментами со своими тембральными и регистровыми особенностями звучания. Именно мно...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль «Камерного ансамбля» в формировании молодых музыкантов

Не секрет, что исполнителей-солистов довольно мало, в отличие от музыкантов, участвующих вразличного рода ансамблях, начиная с дуэтов, трио, квартетов и заканчивая большими и малыми по составу оркестрами. Ансамблевое исполнительство начинается с первых ступеней музыкальной школы и продолжается на протяжении всей музыкальной жизни исполнителей различных специальностей. У пианистов, например, это предмет «Фортепианный ансамбль», как правило, появляющийся в средних классах детской музыкальной школы и заканчивая 1 курсом консерватории. У струнников, духовиков и народников это- участие в малых ансамблях, юношеских оркестрах и студенческих больших коллективах, будь то духовой оркестр, симфонический или оркестр русских народных инструментов.

Но, нельзя не признать тот факт, что именно предмет «Камерный ансамбль», появляясь(иногда) в старших классах школы , а в основном, на средних курсах музыкального училища, в консерватории выносится на Государственный экзамен. Почему? Этот ответ можно получить, единожды попав на концерт какого-нибудь оркестра, где музыканты- инструменталисты находятся в одной «связке» друг с другом, создавая единое полотно музыкальной ткани. В чём же уникальность и неопровержимая польза такого предмета как «Камерный ансамбль»? Прежде чем разобраться в этом, необходимо уточнить основные проблемы ,возникающие в работе с учащимися ,а именно- единство темпа, единство штрихов, единство баланса. Со всеми этими вопросами молодые музыканты сталкиваются уже на первых уроках по предмету. Например, пианист, играющий в ансамбле с духовым инструментом, вынужден несколько иначе исполнять штрихlegato,поскольку звучание любого духового инструмента сопровождается подачей дыхания в инструмент, в связи с чем «духовое» legato более вязкое и глубокое, чем на фортепиано. С дыханием же связан штрих staccato, который на фортепиано не будет звучать так же отрывисто, как и в привычном фортепианном исполнении. Кроме того, играя в ансамбле с любым духовым инструментом, пианист погружается в интересный мир их разнообразного тембрового звучания в отдельно взятых регистрах. Но ничего бы этого не было, если бы пианист не «дышал» вместе с духовиком, иначе последнему будет крайне неудобно играть длинные и оформленные фразы.

Говоря об ансамбле со струнными инструментами, нужно отметить, что струнные имеют особенность за счёт длинного и «бесконечного» ведения смычка, строить огромные фразы и предложения. Это необходимо учитывать пианисту, работающему в ансамбле с любым струнным инструментом. Тембральное же богатство струнных инструментов позволяет развивать такой же слух и у пианиста- разнообразный и откликающийся на любое изменение в звучании. Этому же способствует и ансамбль с духовыми инструментами.

Сотрудничество с русскими народными инструментами, например, балалайкой или домрой, позволяет обогатить исполнительские приёмы пианиста, поскольку staccatо, pizzicato (очень редко использующийся приём у пианистов)вырабатывается не сразу, а только путём упорных репетиций и слухового контроля.

Помимо расширения исполнительских возможностей не только у пианистов, но и у инструменталистов, поскольку последние так же прибегают к различным исполнительским приёмам для достижения единого штриха, предмет «Камерный ансамбль» значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, их исполнительский багаж, и главное- их восприятие себя на концертной эстраде как некую часть единого целого, без которого невозможно изобразить то, что задумал композитор. И, как было сказано, выше- не все музыканты рождены быть солистами, но и не все солисты, в свою очередь, могут быть участниками ансамблей. Говоря о робости солиста, нужно отметить, что в большинстве случаев в ансамбле они предстают перед зрителями совершенно в ином свете, чувствуя «плечо» партнёра и понимая всю ответственное за общее дело. Как ни странно, но общие идеи и цели вырабатывают у участников ансамбля дисциплину, начиная от качественной подготовки каждого из них к урокам с педагогом, заканчивая самостоятельными занятиями.



© 2010-2022