Рабочая программа по музыке для 8-9 классов

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


В связи с тем, что образовательное учреждение ведет преподавание интегрированного курса «Искусство» с разделением на 2 отдельных модуля: «Искусство. Музыка» и «Искусство. Изобразительное искусство», в данном курсе изучается только музыкальное искусство. Все темы курса соответствуют авторскому планированию, учебный материал по данной программе изучается в уплотненном варианте, в соответствии с авторским планированием по предложенным автором темам изучается только музыкальное искусство.

Некоторые темы рабочей программы разработаны на основе авторской программы «Искусство. Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской для 8-9 классов.

Цель программы- развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания - выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Виды организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа

  • творческая работа

  • конкурс

  • викторина

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса являетсяурок. На уроках искусства рекомендуется использоватьсовременные педагогические технологии:

  • уровневую дифференциацию,

  • коллективные способы обучения,

  • театральную деятельность,

  • развивающие и проектные технологии и др.

Осуществление различных типовпроектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Основные виды контроля

  • вводный

  • текущий

  • итоговый

  • индивидуальный

  • письменный

  • контроль учителя

Формы контроля:

  • наблюдение

  • самостоятельная работа

Описание учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Музыка» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в VIII-IX классах в объёме 34 (по 17 часов в каждом классе)

VIIIкласс-17 часов в неделю, из расчёта 1 час в неделю

IXкласс-17часа в неделю, из расчёта 1 час в неделю


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связейс уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Личностными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:

  • формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Предметные результатывыпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

ИКТ-компетентности обучающихся:

Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

  • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством использовать звуковые и музыкальные редакторы;

  • использовать программы звукозаписи и микрофоны.

  • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

  • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

  • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Учащийся научится:

  • выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио, презентаций);

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Содержание предмета «Музыка» для 8 класса.


Урок 1. Классика и современность. Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере.

Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны».

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми).

Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления.

Урок 8. «Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся.

Урок 9 Обобщающий урок.

Урок 10. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.

Урок 11. Пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Урок 12. Зримая музыка

Урок 13.Исторический портрет. Александр Невский.

Урок 14.Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино

Урок 15.Знаки и символы искусства

Урок 16.Презентация творческого проекта

Урок 17. Обобщающий урок.

Содержание предмета «Музыка» для 9 класса.

Урок 1 Классика и современность.

Урок 2. Жанровое многообразие музыки. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке.

Урок 3. Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной.

Урок 4 Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи.

Урок 5. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Урок 6 Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Урок 7. Марши, история русского марша

Урок 8. Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Урок 9. Искусство предвосхищает будущее. Какие знания даёт искусство.

Урок 10 Музыка в быту Музыка как вид искусства. Эстетизация быта.

Урок 11 Массовые, общедоступные искусства. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека.

Урок 12. Музыка в кино. Особенности киномузыки Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

Урок 13. Знаки музыкальных хитов. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы.

Урок 14. Законы музыкальной композиции, основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений.

Урок 15. Музыка кинематографа

Урок 16.Презентация творческого проекта

Урок 17. Обобщающий урок.

Планирование результатов изучения учебного предмета учащихся VIII класса

В процессе обучения музыкальному искусству в VIII классе основной школы учащиеся будут:

• иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

• определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.


Планирование результатов изучения учебного предмета учащихся IX класса


В процессе обучения музыкальному искусству в IX классе основной школы учащиеся будут:

• понимать роль музыки в жизни человека;

• понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

• оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

• иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

• сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

• знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;

• совершенствовать умения и навыки самообразования.




Описание учебно-методического и научно-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя

  • Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

  • Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.

  • Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.

  • Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2005.

  • Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.

  • Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.

  • Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.

  • Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. - М., 1996.

  • Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002


Литература для учащихся

  • учебник «Музыка. 8-9 класс», М., Просвещение, 2014г.

  • Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г

  • Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»

  • Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

Печатные пособия

  • Портреты композиторов.

  • Таблицы признаков характера звучания

  • Таблица длительностей

  • Таблица средств музыкальной выразительности

  • Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  • Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

  • Транспарант «Симфонический оркестр»

  • Транспарант «Волшебный мир оперы»

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  • Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  • Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей, из балетных спектаклей, с записью известных оркестровых коллективов, из мюзиклов.

  • Нотный и поэтический текст песен.

  • Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

  • Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Интернет-ресурсы

  • Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа :ru.wikipedia/org.wik

  • Классическая музыка-Режим доступа :classic.сhubrik.ru

  • Музыкальный словарь -Режим доступа:dic.academic.ru

  • Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»


Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Музыка» (Учитель-Макеева Н.М.)

8 класс


Тема урока.

Проблемные вопросы

Ключевые понятия темы

Предметные результаты

Формируемые

УУД


Дата

план

Дата

факт

1.

Классика и современность

Определять роль музыки в жизни человека

Классическая музыка. Музыка «Серьезная» и «легкая».

Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров.

Личностные:

Смыслообразование (внутренняя мотивация учения)

Регулятивные:

Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Познавательные:

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- умение строить речевое высказывание соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность)

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

2 .

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель).

Ария, песня, дуэт, трио, речитатив. Ансамбль, хор. Оркестр.

Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений

3

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Ария, песня, дуэт, трио, речитатив. Ансамбль, хор. Оркестр.

Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».

4

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Плач, причет (причитания)

5

В музыкальном театре. Балет.

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер.

. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия.

6

В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.



Хор. Батальные сцены. Плач-причитание. Пластический монолог

Углубление знаний о жанре балета.

7

Героическая тема в русской музыке.

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

.

Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям .

8

В музыкальном театре. Американская национальная опера «Порги и Бесс».

Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Джазовая музыка. Симфоджаз.

Контраст.

9.

Обобщающий урок

«Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей» Д.С. Лихачёв

Музыкотерапия.

Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально- сферу человека.

10.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.

Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена

Живопись. Музыка. Архитектура.

Знать/понимать:

искусство

классификация видов искусства

Уметь:

определять место и роль искусства в жизни человека и общества;

11.

Пейзаж в живописи, музыке, литературе. Зримая музыка

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров

Изо:

А.Саврасов «Грачи прилетели»

И.Левитан «Озеро.Русь»,

Музыка:

А.Вивальди

П.И.Чайковский

Уметь:

-устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями;

-анализировать средства изображения пейзажа в текстах, музыке и живописи;

13.

Исторический портрет. Александр Невский.

Личность А. Невского.

Портреты наших великих соотечественников

Музыка:

С.Прокофьев «Александр Невский (фрагмент кантаты)

Кино:

С.Эйзенштейн «Александр Невский»

Уметь:

-определять, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением)

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре­менных характеристик.

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

14.

Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными

ассоциациями расширяют ее возможности.

Иллюстрации к трагедии А.Пушкина «Моцарт и Сальери»

Музыка:

Опера ._А.Моцарта «Свадьба Фигаро»

Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульета»

Кино:М.Форман «Амадей»

Уметь:

-осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный, язык жестов, графики и др;

-аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций худ. произведений;

-ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях искусства.

15.

Знаки и символы искусства

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом.

Музыка:

Государственные гимны

Инструментальные пьесы «Вечное движение» Н.Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова

Знать/понимать:

Знаки, символ

Уметь:

раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др.

16.

Презентация творческого проекта

В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем - житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Проект, проектная деятельность (идея, этапы, своя роль…)

Умения:

-разрабатывать художественную идею в замысле проекта;

-намечать способы реализации собственной художественно-практической деятельности;

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


17.

Обобщающий урок.

Музыка для слушания по желанию уч-ся

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приёмы музыкального развития и жанры

Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Музыка» (Учитель-Макеева Н.М.)

9 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал для слушания

Предметные результаты

Формируемые УУД

Дата

план

Дата факт

1

Классика и современность.

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Бах Токката и фуга ре минор

в классическом звучании и современной обработке

Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить примеры жанров.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

2

Жанровое многообразие музыки

Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки

Г.Свиридов, Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (Романс, Вальс, Военный марш)

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта»

Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка.

Уметь:

- приводить примеры различных музыкальных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

3.

Песня - самый демократичный жанр музыки

Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Роль песни в жизни человека.

Значение песни в жизни человека. Мелодия - душа песни. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма

Песни А.Пахмутовой, И.Матвиенко, М.Дунаевского, А.Ермолова

Знать:

- понятия: куплетная форма, строение песни;

- виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла);

- исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль)

Р: предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре­менных характеристик).

Познавательные:

Общеучебные

формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

4

Вокальные жанры

5

Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох.

Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария - и особенностями их развития в разные исторические эпохи.

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта»

Ф.Шуберт Серенада

Херувимская песнь (знаменный распев)

П.Чесноков Всенощное бдение

Бах Высокая месса

Знать:

- особенности духовной и светской песни;

- понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса

Р: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей,

- умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концепту­альный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей,

6

Танец. Разнообразие танцевальных жанров.

Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с творчествомвом М.Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

М.Глинка Вальс-фантазия

Е.Дога Вальс

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов

7.

Марши, история русского марша.

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки.

Г.Свиридов Военный марш

Агапов Прощание славянки

Ф.Мендельсон Свадебный марш

М.Глинка Марш Черномора

Моцарт Турецкий марш

Уметь:

- приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

К:

извлекать не­обходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию

П:

- умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концепту­альный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей


8

Жанры маршевой музыки

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки.

Г.Свиридов Военный марш

Агапов Прощание славянки

Ф.Мендельсон Свадебный марш

М.Глинка Марш Черномора

Моцарт Турецкий марш

Уметь:

- приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

9.

Какие знания дает искусство.

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу.

Музыка:

И.Бах: фуга

Уметь:

-давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, сопровождающим жизнь человека;

-выявлять жизненные ассоциации музыки

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

10.

Музыка в быту

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Функции легкой и серьезной музыки в жизни

Музыка:

Камерный ансамбль

Мастер женских полуфигур. Музыкантши

Симфонический оркестр

Духовой военный оркестр

Знать/понимать:

музыка: серьезная, легкая, танцевальная, маршевая

Умения:

определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки;





П: выявить взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

Р: аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности;»

11.

Массовые, общедоступные искусства.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание.

Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

Кино:

Кадр из фильма «Веселые ребята», «Женщина, которая изобрела любовь»

Вера Холодная, звезда русского дозвукового кино

Мультфильм «Времена года»

Телепроекты

Музыка:

П.Чайковский «Осенняя песнь (Октябрь), «На тройке (Ноябрь)

-уметь выявлять эстетическую, нравственную, и практическую направленность театральных постановок и фильмов;

анализировать и соотносить

- делать собственные умозаключения, выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

12.

Музыка в кино. Особенности киномузыки

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики

Кино:

М.Калатозов «Летят журавли»

Музыка в театре и кино.

«Обыкновенное чудо» - пьеса Е. Шварца, Музыка:

Энио Морриконе - кинокомпозитор

Уметь:

анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов;

Р: предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре­менных характеристик).

Познавательные:

Общеучебные

формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

13.

Знаки музыкальных хитов.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино

Музыка:

Томазо Альбинони «Адажио»

Исполнители:

Сара Брайтман

Николай Басков

Лара Фабиан

Кино:

Г.Бардин. Мультфильм «Адажио»

Уметь:

на основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта».

П: интерпретировать музыкальное произведение разных исполнителей

14.

Музыка кинематографа

Роль музыки в кино и на телевидении

А.Петров, В.Лебедев, А.Шнитке, А.Зацепин, А.Рыбников

Уметь:

- называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;

- проводить интонационно-образный анализ;

- определять форму музыкального произведения

П:- умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концепту­альный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей

15.

Законы музыкальной композиции, основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений.

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное.

Музыка:

Примеры знакомой учащимся вокально - хоровой, инструментально - симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.

Умения:

собирать личную фонотеку и составлять перечень музыкальных произведений по разделам: «Классическая музыка», «Народная музыка», «Современная музыка» с личными комментариями.



Р: намечать способы реализации собственной художественно-практической деятельности

16.

Презентация творческого проекта

В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем - житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Проект, проектная деятельность (идея, этапы, своя роль…)

Умения:

разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта;

определять свою роль в проекте;

передавать красоту современного человека средствами любого вида искусства.

17.

Обобщающий урок.

проследить за тем, какие произведения полюбились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры

Музыка для слушания по желанию уч-ся.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приёмы музыкального развития и жанры.

Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.


© 2010-2022