Конспект урока по музыке для 6 класса «Увертюра Эгмонт. Разделы сонатной формы»

Урок музыки в 6 классе  Раздел: Мир образов камерной и симфонической  музыки. Тема: Увертюра Эгмонт. Разделы сонатной формы. Цель: Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена  Закрепить и углубить понятие “сонатная форма”. Задачи: 1.Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии. Научить распознавать образы музыкального произведения. Расширить понятие “сонатная форма” и сопоставить его с развитием сюжета в драме Гёте «Эгмонт». Дать понятие “программное произведение”. 2.Расширить кругозор учащихся в области искусства и литературы (эпоха Возрождения) 3. Воспитывать культуру слушания классической музыки. Ход урока: 1.Организационный момент: Вход под музыку, музыкальное приветствие 2.Повторение Беседа о Людвиге Бетховене, фактах его биографии. Людвиг Ван Бетховен ( 1770-1827)- великий немецкий  композитор, автор нового симфонического  жанра – программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. 2. Изучение нового материала. Программная музыка - это музыка, которая имеет специальную программу или сюжетное название. Жанры программной музыки: опера, балет, песня, романс. Увертюра - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм. Разделы сонатной формы экспозиция(выставка) –показ главной и побочной партий; эти партии или противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую; разработка ( развитие) – главная и побочная партии звучат по-новому; реприза (повторение) – повторяются партии  из экспозиции; кода – ( окончание, завершение) – итог действия сочинения, самая громкая часть. Увертюра «Эгмонт»: Вступление: тема жестоких завоевателей, тема порабощенного народа(прием контраста). Экспозиция: Главная тема - тема народа перерастает в тему борьбы, героического порыва. Побочная тема – чередуются интонации обеих тем вступления: зловещий ритм сарабанды (старинного испанского танца) и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры. Слушание Увертюра «Эгмонт» Бетховена (6 –Д№2- 4 Программная увертюра – 01(20)) Вопросы: Как развивались основные образы увертюры? Как использует Бетховен принцип контраста в своей музыке? Опиши тембры инструментов исполняющих основные темы увертюры.  3.Пение   «Служить России» Разучивание мелодии и текста новой песни. 5.Домашнее задание: Увертюра. Л.Бетховен.
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 6 классе №28

Раздел: Мир образов камерной и симфонической музыки.

Тема: Увертюра Эгмонт. Разделы сонатной формы.

Цель:

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена

Закрепить и углубить понятие "сонатная форма".

Задачи:

1.Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии.

Научить распознавать образы музыкального произведения.

Расширить понятие "сонатная форма" и сопоставить его с развитием сюжета в драме Гёте «Эгмонт». Дать понятие "программное произведение".

2.Расширить кругозор учащихся в области искусства и литературы (эпоха Возрождения)

3. Воспитывать культуру слушания классической музыки.

Ход урока:

1.Организационный момент: Вход под музыку, музыкальное приветствие

2.Повторение

Беседа о Людвиге Бетховене, фактах его биографии.

Людвиг Ван Бетховен ( 1770-1827)- великий немецкий композитор, автор нового симфонического жанра - программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.

2. Изучение нового материала.

Программная музыка - это музыка, которая имеет специальную программу или сюжетное название.

Жанры программной музыки: опера, балет, песня, романс.

Увертюра - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм.

Разделы сонатной формы

экспозиция(выставка) -показ главной и побочной партий; эти партии или противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую;

разработка ( развитие) - главная и побочная партии звучат по-новому;

реприза (повторение) - повторяются партии из экспозиции;

кода - ( окончание, завершение) - итог действия сочинения, самая громкая часть.

Увертюра «Эгмонт»:

Вступление: тема жестоких завоевателей, тема порабощенного народа(прием контраста).

Экспозиция:

Главная тема - тема народа перерастает в тему борьбы, героического порыва.

Побочная тема - чередуются интонации обеих тем вступления: зловещий ритм сарабанды (старинного испанского танца) и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры.

Слушание

Увертюра «Эгмонт» Бетховена (6 -Д№2- 4 Программная увертюра - 01(20))

Вопросы:

Как развивались основные образы увертюры?

Как использует Бетховен принцип контраста в своей музыке?

Опиши тембры инструментов исполняющих основные темы увертюры.

3.Пение

«Служить России»

Разучивание мелодии и текста новой песни.

5.Домашнее задание: Увертюра. Л.Бетховен.

Краткое содержание трагедии.

Читается за 5-10 мин.

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая прини­мает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего намест­ника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических священников, от постоянных войн.

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарем, Макиавелли, составляет отчет Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случи­лись большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отве­чает ей тем же.

Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники - это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближенных Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идет по неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же рассчиты­вают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму.

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор - смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба - это позаботиться о стареющей матери.

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришел сын Альбы - Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возмож­ности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

Узник остается один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу страж­никам, пришедшим вести его на казнь.

© 2010-2022