- Преподавателю
- Музыка
- ГЛОССАРИЙ «Слушание музыки. Музыкальная литература» Учебно-справочное пособие по предмету
ГЛОССАРИЙ «Слушание музыки. Музыкальная литература» Учебно-справочное пособие по предмету
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Таран М.М. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление культуры муниципального образования «Холмский городской округ»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
ГЛОССАРИЙ
«Слушание музыки. Музыкальная литература»
Учебно-справочное пособие по предмету.
Составитель: Таран М.М.
Преподаватель теоретических дисциплин.
Холмск
2014
Аббревиатура (от лат. Abbreviate - сокращаю) - сокращенное и упрощенное обозначение в нотном письме.
Абсолютный слух - слух музыкальный, совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Подразумевает высокую тонность восприятия, как отдельных музыкальных элементов (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей (ладовое чувство, чувство ритма, мелодичного, гармоничного и другие виды слуха). Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков.
Ad libitum (от лат. по желанию) по своему усмотрению.
A cappella (от итал. а капелла) - многоголосное хоровое пение, без инструментального сопровождения.
Аккомпанемент - сопровождение солиста, вокалиста или инструменталиста.
Альт - низкие, детские певческие голоса, а также исполняемая ими партия в хоре или вокальном ансамбле. В многоголосной музыке голос (партия), расположена выше тенора, но ниже сопрано.
Аллеманда - старинный танец немецкого происхождения, как бытовой и придворный танец появилась в Англии, Франции, Нидерландах в середине 16 века.
Ансамбль - совместная игра или совместное пение нескольких инструментов или голосов. Выражение хороший ансамбль - означает стройное, отчетливое исполнение, когда все участники составляют одно целое.
Антракт - музыка исполняемая в опере или в драматическом театре, между актами, перед открытием занавеса.
Апофеоз (от греч. - обожествление) - торжественное прославление героя или какого-либо события в заключительной сцене театрального представления.
Аппассионато (от лат.- страстный) - страстно, воодушевленно. Обозначает характер исполнения музыкального произведения или его части.
Аранжировка (от франц. - приводить в порядок) - переложение музыкального произведения для иного состава исполнителей.
Ариозо (от итал. - наподобие арии, напевно) - небольшая комбинация арии лирического характера.
Ария (от итал. - воздух) - композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории.
Багатель (от франц. - безделушка) - небольшая, нетрудная для исполнения музыкальная пьеса, главным образом для клавиатурного инструмента.
Балет (от итал. - танцую) - вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах.
Баллада - в средние века у романских народов - одноголосная, танцевальная песня. В 12-13 вв. - один из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. В народном искусстве Англии, Шотландии, Ирландии - сюжетно повествовательная песня на фантастическом, легендарно-историческом, бытовом материале. Характерны краткость в изложении событий и наличие драматической развязки (Шубер лесной царь).
Бальный танец - танец предназначенный для общественного развлечения, исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах или балах.
Баритон - мужской голос, на высоте средний между басом и тенором.
Баркарола (от итал.- лодка) - первоначально, песня венецианских гондольеров. Музыкальный размер. Движение мелодии мягкое, колеблющееся, ритмический рисунок, сопровождение монотонный, лад минорный, характер лирический. Со временем пьеса претерпела изменения: используется мажорный лад. Как жанр камерной, вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта.
Барокко (от итал.- причудливый, странный) - стиль в архитектуре, музыке. Наиболее ярко стиль барокко проявился в Италии, где его черты наметились в многохорных вокально-инструментальных полифонических произведениях.
Бас (от итал.- низкий) - самый низкий мужской голос. Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.
Бурре (от франц.- делать неожиданные скачки) - старинный, французский, народный танец. Возник около середины 16 века.
Былины - эпический жанр, русского музыкально-поэтического фольклора. Былины относятся к героическому эпосу. Значительная часть сюжетов былины восходит к эпохи Киевской Руси.
Ваганты (от лат.- бродячие, скитающиеся) - средневековые странствующие поэты и певицы. В Западной Европе слагали сатирические стихи, песни, пародии. Расцвет творчества 12-13 вв.
Валторна (от нем.- лесной рог) - медный духовой инструмент. Появилась в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога.
Вальс (от нем.- кружиться в танце) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением. Особенно интенсивно развивался в Вене в творчестве Штрауса - отца, позднее его сына Иоганна Штрауса, прозванного «королем вальсов».
Вариации - музыкальная форма, состоящая из темы и ее нескольких (не менее двух) измененных воспроизведений (вариаций). В балете - небольшой технический сложный, композиционно развитый танец.
Веснянки - украшенные, календарные, обрядовые песни призыва весны, приученные к равноденствию.
Виолончель - смычковый инструмент скрипичного семейства, басово-тенорового регистра. Конструкция виолончели аналогична скрипке, но виолончель больше по размерам. Классические образцы созданы в 17-18 вв. итальянскими мастерами Н. Амати, А. Страдивари и др., а также русскими и советскими мастерами И. Батовым, Т. Подгорным, Н. Фроловым и др.
Вокализ (от латин.- гласный, звучный, певучий) - упражнения для развития вокальной техники; концертное произведение, чаще для сопрано, с инструментальным сопровождением.
Гавот - старинный, французский, народный танец. В 17 веке гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер. Встречается в инструментальных сочинениях крупной формы, является постоянной частью танцевально-инструментальной сюиты.
Галоп - бальный танец 19 века. Исполняется в стремительном, скачкообразном движении. Возник в Германии в 1820-х годах, появился во Франции и распространился по всей Европе.
Гимн - название различных по содержанию торжественных песен. Гимнический характер свойствен ряду музыкальных произведений, а также их отдельным частям, входящим в инструмент, концерт, оперу, кантату, ораторию. В настоящее время государственные гимны приобрели значение звучащего символа государства.
Гитара - струйный, щипковый инструмент лютневого типа.
Гобой - язычковый духовой инструмент, входит в состав деревянной, духовной группы симфонического оркестра, используется как сольный и ансамблевый инструмент.
Гопак - украинский народный танец. Хореография танца включает прыжки и другие виртуозные, танцевальные движения. Существует сольный, парный, групповой. Темп быстрый. Нередко исполняется как самостоятельная музыкальная пьеса.
Гусли - деревянный, русский, многострунный, щипковый инструмент.
Джаз - род профессионального музыкального искусства. Возник на юге США в конце 19 начале 20 вв. В результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. В течение первых двух десятилетий 20 в. Сформировался новоорлеанский стиль джаза, затем чикагский стиль. На протяжении своей истории джаз не был замкнутым, музыкальным явлением. В результате его взаимодействия с модными, танцевальными ритмами и фольклором возникли рок-н-ролл, босанова.
Дивертисмент (от фр. развлечение) музыкальное произведение развлекательного характера. С 18 века - инструментальные, многочастные произведения как для камерного ансамбля или оркестра, так и для одного инструмента.
Дирижер (от франц.- направлять, управлять) - музыкант исполнитель, руководитель оркестра, хора, ансамбля, оперной труппы.
Дискант - высокий детский певчий голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
Дуэт (дуо, от лат.- два, двое) - название ансамбля из двух исполнителей вокалистов, инструменталистов. Вокальная пьеса для двух голосов с инструментальным сопровождением.
Духовой оркестр - коллектив исполнителей на духовых, деревянных и медных или только медных и ударных инструментах.
Жанр (от франц.- род, вид) - многозначное понятие характеризующее виды музыкального творчества. В прикладной музыке сформировались признаки первичных жанров (песенно-танцевальные жанры, марши и тд.) и вторичные жанры музыки (соната, концерт, симфония и т.д).
Жига - быстрый, старинный, народный танец кельтского происхождения (Ирландия). Музыкальный размер 3/4, 6/8, 6/4, 3/8. Во французской, клавирной сюите являлось заключительной частью.
Запев - в хоровых песнях начальная часть песни или куплета, исполняемая солистом (запевалой) или группой солистов. В куплетной форме часть куплета с обновляющимся текстом.
Запевала - певец-солист (солистка), исполняющий запев хоровой песни. В народном хоре ведущий певец.
Имитация - одни из древнейших элементов многоголосия.
Импрессионизм (от франц.- впечатление) - художественное направление, сложившееся в Западной Европе в конце 19 начале 20 вв. в творчестве К. Дебюсси. Музыкальный импрессионизм сближают с импрессионизмом в живописи, красочность, стремлении к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности.
Инвенция (от лат.- находка, приобретение) - небольшая двух-трех голосная пьеса, обычно имитационного склада.
Интерлюдия (от лат.- между игрой) - пьеса, разделяющая или связывающая части музыкального произведения.
Интродукция (от лат.- введение, вступление) - часть произведения, выполняющая функцию вступления.
Каватина - небольшая лирическая ария.
Камерная музыка - вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования.
Камерный ансамбль - группа исполнителей камерной музыки, выступающий как единый художественный коллектив (трио, струп, квартет и т.д.).
Камерный оркестр - оркестр небольшого состава, основу составляет струпная группа, дополняемая иногда фортепиано, несколькими духовыми, ударными.
Канон - музыкальная полифоническая форма, при которой мелодия в каждом имитирующем голосе, вступает до того, как она закончилась в другом голосе.
Кантата - один из основных жанров вокальной музыки, произведение исполняемое певцами-солистами и хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев - многочастное.
Кантилена - напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная.
Капелла - хоровой, исполнительный коллектив.
Капельмейстер - руководитель хоровой капеллы, в 19 веке. - дирижер симфонического театрального оркестра.
Квартет - ансамбль из 4-х исполнителей (инструменталистов или вокалистов). Музыкальное произведение 4-х певчих голосов или инструментов.
Квинтет - ансамбль для 5-х исполнителей или певчих голосов.
Клавикорд - струнный, клавишный, ударный инструмент. Считается родоначальником всех инструментов этого вида.
Кларнет - деревянный, духовой, язычковый инструмент.
Классицизм (от лат.- образцовый) стиль в литературе, искусстве 17- начала 19 вв.
Комедия дель арте - комедия масок, буффонное представление итальянского театра.
Контрабас - самый большой и низкий по звучанию струнный, смычковый инструмент.
Контральто - низкий, женский голос.
Контрданс (деревенский танец) - старинный, английский танец. Музыкальные размеры 2/4 и 6/8.
Концерт - произведение в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава или отдельных групп или соло. Классический концерт обычно рассчитан на одного солиста. Публичное исполнение музыки, обычно по заранее объявленной программе.
Концертмейстер - в оркестре один скрипач, солист симфонического или оперного оркестра, иногда заменяет дирижера. Музыкант возглавляющий каждую из видовых групп симфонического оркестра. Пианист помогающий инструменталистам, артистам, вокалистам разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.
Котильон - бальный танец французского происхождения, близок к контрдансу.
Краковяк - польский народный танец, упоминается уже в 14 веке. Имел торжественный характер воинского шествия. Музыкальный размер 2/4.
Кульминация (от лат.- вершина) - высшая точка музыкального развития, момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении.
Куплетная форма - самая распространенная в народной и профессиональной музыке песенная форма, основанная на повторениях неизменной мелодии песни, но с изменяющимся текстом.
Куранта - придворный танец итальянского происхождения, часть инструментальной сюиты. Умеренный темп, размер 3/4, 3/8.
Ламенто (от итал.- жалоба) - название пьес печального, скорбного характера.
Лезгинка - народный танец, распространен на Кавказе. Музыкальный размер 6/8. Мелодия четкая, динамичная, темп быстрый.
Лендлер - австрийский и немецкий народный, парный, круговой танец. Музыкальный размер 3/4, 3/8, темп умеренный, движения с прыжками.
Либретто - словесный текст оперы, оперетты. Литературный сценарий балетного спектакля. Краткое изложение оперы, оперетты, балета.
Литавры - древний ударный инструмент, входит в состав симфонического оркестра. Состоит из котлообразного корпуса, сверху обтянута кожаной мембраной. Корпус металлический, натяжение мембраны регулируется.
Лютня - струнный щипковый инструмент ближневосточного происхождения. Распространенный у народов Армении, Молдавии, Азербайджана и других стран Восточной и Южной Европы, а также Африки и Азии.
Мандолина - старинный, щипковый инструмент типа лютни.
Мануал (от лат.- ручной) - клавиатура для рук в многоклавиатурных инструментах. На органе до 7, клавесине до 3. Расположены одна над другой.
Мелизмы - небольшие, относительно устойчивые упражнения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми, условными знаками или мелкими нотами: форшлаг, трель, мордент, группетто и др.
Мелодекламация (от греч.- напев, петь и декламация) - художественное чтение, сопровождаемое музыкой.
Мелодия - одноголосно выраженная, музыкальная мысль.
Менестрель - в средние века профессиональный музыкант и поэт, иногда рассказчик, служивший у феодала, странствующий музыкант.
Менуэт - старинный французский танец. Стал придворным танцем (1670). Музыкальный размер 3/4. Музыку менуэта вводили в музыкально-сценические произведения, в сюиты, симфонии, в камерные произведения (сонаты, трио, квартеты).
Месса - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором важная роль отводится музыке.
Музыка - искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании.
Мюзет - тип французской волынки. Старинный французский, народный танец. Темп быстрый.
Мюзикл - музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства.
Ноктюрн (от лат.- ночной) - распространившееся сначала 19 века, название пьес (обычно инструментальных, реже - вокальных) лирического, мечтательного характера.
Нонет - ансамбль из 9-ти музыкантов - исполнителей (инструменталистов или вокалистов).
Нюанс - оттенок звучания. Различают динамические оттенки и оттенки характера.
Ода - инструментальная или вокально-инструментальная композиция, предназначавшаяся для празднования определенного события, для прославления какой-либо идеи или личности.
Октет - ансамблевая группа из 8-ми музыкантов - исполнителей (вокалистов и инструменталистов).
Опера - вид музыкально-театрального искусства, музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Оратория - крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
Орган - клавишно-духовой инструмент. Состоит из труб, воздуха, нагревательного механизма и аппарата управления.
Оркестр - большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.
Павана - торжественный медленный танец распространенный в Европе в 16 веке. Для него характерны четкость строения, преимущественно аккордовое изложение. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный.
Партитура - способ нотной записи многоголосного музыкального произведения. Предназначена для исполнения ансамблем, хором или оркестром.
Партия - в многоголосной вокальной, вокально-инструментальной, ансамблевой и оркестровой музыке одно из слагаемых фактуры музыкальных произведений, предназначенных для исполнения музыкальным голосом или отдельным музыкальным инструментом.
Пассаж - отрывок произведения, последовательность звуков в быстром движении.
Пассакалья - песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары. В 17 веке стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Ее черты - торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-х дольный метр, минорный лад.
Песни без слов - небольшая, инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса, в которой доминирует напевная мелодия и сопровождение.
Пиццикато - прием извлечения звука щипком, на струнных смычковых инструментах.
Полонез - польский танец. Развился на основе народного «пешего» танца -шествия степенного, торжественного характера. Полонезом открывались торжественные, танцевальные вечера и придворные балы. Имеет 3-х дольный размер.
Прелюдия - небольшая инструментальная пьеса. Первоначально представляла собой импровизационного характера. Вступление к основной пьесе (обычно фуге).
Программная музыка - род инструментальной музыки, а также музыкального произведения, имеющие словесную программу и раскрывающее ее содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное произведение. Простейший вид программной музыки - картинная программность (музыкальные картины природы, народных празднеств и т.д.).
Простые формы - музыкальные формы из 2-х или 3-х частей (возможны повторения), каждая из которых не сложнее периода. Возникли в песенной и музыкальной музыке. В 13 веке.
Период - наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законченную музыкальную мысль. Нормативная продолжительность периода 8 или 16 тактов в зависимости от темпа, размера, жанра сочинения.
Регтайм (от англ.- неровный, рванный) - стиль фортепианной игры и связанный с ним жанр танцевальной фортепианной пьесы. Специфика регтайма - несовпадение регулярной ритмической пульсации в партии левой руки и свободно синкопированной полуимпровизационной темы в партии правой.
Реквием (от лат.- покой, отдых, успокоение) - траурная, заупокойная месса, состоящая из нескольких частей.
Рефрен (от франц.- припев) - в форме рондо, повторяющийся раздел с основной темой.
Речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи.
Романтизм - художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18-19 вв. Особый акцент в романтической музыке на воплощении мечтательных, лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений. Композитор романтик передает свои чувства, мысли, свои впечатления от окружающего мира, в особенности от природы, с повышенной эмоциональной выразительностью.
Романс - камерное, вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Рондо - форма музыкального произведения, ведущее свое происхождение от песен с припевом (рефреном). Главная тема + рефрен + повторяется трижды, а между ее повторами находятся изменяющиеся разделы - эпизоды.
Сарабанда - величавый испанский танец. Размер трехдольный, движение медленное. Являлось одной из частей музыкальной сюиты.
Секстет - вокальный или инструментальный ансамбль из 6-ти исполнителей; произведение, написанное для 6-ти инструментов или голосов.
Септет - ансамбль из 7-ми исполнителей; произведение для 7-ми инструментов или голосов.
Серенада (от итал.- вечерняя музыка) - исполнявшиеся на открытом воздухе одночастные или многочастные вокальные инструментальные пьесы в честь кого- либо или как обращение к любимой женщине. Вокальная, короткая, лирическая пьеса для одного голоса с инструментальным сопровождением или для какого-либо инструмента соло с сопровождением.
Симфония (от греч.- созвучие, согласие) - многочастное (циклическое) произведение. Свой классический образ симфония приобрела в творчестве композиторов венской, классической школы Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Бетховена. Это 4-х частный сонатно-симфонический цикл, включающий аллегро в сонатной форме, медленную часть, менуэт и финал. Стабилизировался исполнительский аппарат - парный состав симфонического оркестра. Композиторы венской школы создали различные типы симфонизма, народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, в дальнейшем лирико-эпические и лирико-психологические песенного симфонизма.
Скерцо (от итал.- шутка) - инструментальная пьеса (самостоятельная или часть сонаты, симфонии), обычно 3-х частного строения..
Скрипка - струнный, смычковый инструмент. Самый высокий по регистру инструмент семейства смычковых.
Соло - исполнение одним певцом или инструменталистом самостоятельной партии в многоголосном сочинении при одновременном звучании хора или оркестра, музыкальное произведение для исполнения одним голосом или инструментом с аккомпанементом или без него.
Соната (от итал.- звучать) - один из основных жанров инструментальной музыки. Соната - циклическое произведение (3 часа) камерной музыки. Сонаты пишутся как для фортепиано и других инструментов соло , так и для небольшого ансамбля.
Сонатина - небольшая соната, по масштабу соната облегченной фактуры, имеющая относительную простоту тематического материала и его незначительного развития.
Сонатная форма - музыкальная форма называется еще: сонатное или симфоническое аллегро, т.к. ей присуще подвижное и даже быстрое движение, и потому что она является первой, а нередко и последней существенной частью сонаты и симфонии. Состоит из трех разделов - экспозиции, разработки и репризы; возможны вступления и кода.
Сонатная экспозиция - включает изложение и первоначальное развитие основных тем в различных тональных планах.
Разработка - высшая степень напряжения всего развития.
Реприза - повторение, т.е. восстановление нарушенного противопоставлением данных тем равновесия, посредством проведения всего тематического материала в одном тональном плане.
Сопрано - самый высокий, женский, певчий голос, основные разновидности: драматическое, лирическое и колоратурное.
Спрингданс (от норверж.- прыгать) - норвежский, крестьянский танец. Получил название в связи с особенностью исполнения в припрыжку. Музыкальный размер 3-х дольный, темп оживленный и постепенно ускоряющийся к концу танца, ритм пунктирный.
Стиль - свойство, манера, характерные черты, совокупность черт, система выразительных свойств, указывающих на индивидуальную манеру письма композитора (того или иного времени, эпохи), а также мастерство исполнителя.
Сюита (от франц.- ряд, последовательность) - многочастное, инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес.
Тарантелла - итальянский танец, очень быстрый и подвижный, размер 6/8.
Тема - мотив, мелодия. Одноголосная мелодия (в фуге) или мелодия со всеми голосами сопровождения.
Тарелки - древний, ударный инструмент. Представляет собой два металлических диска, с чашеобразными возвышениями в центре или ударяют друг о друга и глушат прижимая к груди.
Тембр - окраска, звучание голоса инструмента, то, что отличает друг от друга издаваемые различными инструментами тоны даже одинаковой высоты, длительности и силы.
Темп - степень скорости движения музыки.
Тенор - высокий мужской голос, бывает драматический - сильный, полнозвучный и лирический - мягкий, нежный.
Терцет - ансамбль из 3-х голосов или инструментов: музыкальное произведение для 3-х голосов или инструментов.
Токката - виртуальная пьеса быстрого, но мерного движения в одинаковых, «мелких» по длительности дробных тонах.
Тремоло - быстрое чередование одного и того же тона или аккорда.
Трель - очень быстрое чередование 2-х соседних тонов или полутонов.
Треугольник - звенящий ударный инструмент. Это стальной треугольник, о который ударяют стальной палочкой.
Трио - ансамбль для 3-х голосов или инструментов.
Тромбон - медный духовой инструмент со специальным механизмом (кулисой).
Труба - духовой, медный, мундштучный инструмент, по звучанию самый высокий из медных духовых инструментов.
Туба - самый низкий по звучанию медный инструмент.
Тутти - звучание всех инструментов оркестра.
Увертюра (от франц.- открывать) - инструментальное вступление к крупному произведению (опере, балету, оратории, театральному спектаклю); самостоятельное, независимое от театра музыкально-драматическое или изобразительное (программное) произведение.
Ударные инструменты - инструменты, на которых звук извлекается ударом. Различают ударные инструменты с определенной высотой (литавры, колокольчики, ксилофон и др.) и с неопределенной высотой (барабаны, бубен, треугольник, кастаньеты и др.).
Унисон - однозвучие, образуемое двумя или более голосами, нулевой интервал, одновременное исполнение одного и того же музыкального текста двумя или несколькими музыкантами.
Фагот - деревянный, духовой, язычковый инструмент. Обладает своеобразным тембром, это один из основных сольных, ансамблевых и оркестровых духовых инструментов.
Финал - заключение, завершительная часть симфонии, сонаты, концерта, а также конечные сцены опер или отдельных актов оперы.
Флейта - деревянный или металлический духовой инструмент. Существуют продольные и поперечные флейты, обладает высокими звуковыми и техническими возможностями, отличается относительной легкостью звукоизвлечения.
Форма музыкальная - тип композиции: сонатная форма фуга, вариационная форма, канон, 2-х частные и трехчастные песенные формы инструмннтальной и вокальной музыки, циклические формы.
Фортепиано - клавишный струнно-ударный инструмент. Название возникло от контраста во звукоизвлечении форте-пиано (громко-тихо).
Форшлаг - мелодический орнамент (украшение) из одного или 2-х быстро исполняемых соседних тонов перед основным тоном.
Фрагмент - отрывок музыкального произведения.
Фуга (от лат.- бег) - полифоническая форма, содержащая имитационное экспонирование индивидуализированной темы и ее дальнейшие проведения в разных голосах, в разных регистрах и иной тональности. Проведение тем отделены в фуге друг от друга интермедиями.
Фугетта - небольшая фуга, сравнительно простая, по содержанию и композиционным приемам.
Хор - группа исполнителей вокального, многоголосного произведения. Хор однородный - или мужской, или женский или детский; смешанный - мужчины, женщины и дети.
Халлинг - норвежский, сольный, мужской народный танец. Музыкальный размер 2/4, реже 6/8, ритм разнообразен, части чередуются, темп умеренный, ускоряется к концу танца.
Хормейстер - руководитель хора, хоровой дирижер.
Хота - испанский парный танец, энергичный по характеру, в подвижном темпе и 3-х дольном метре.
Циклическая форма - многочастная форма: сюиты, сонаты, симфонии, концерты, квартеты (ансамбли), кантаты, мессы, а также другие виды музыки, состоящие из нескольких самостоятельных частей, пьес, связанных единым замыслом (вокальный цикл, фортепианный цикл).
Чакона - инструментальная пьеса, народный испанский танец, музыкальный размер 3/4 или 3/2, темп медленный, величавый.
Чардаш - венгерский народный танец. Музыкальный размер 2/4 или 4/4, состоит из 2-х контрастных частей - медленной, патетической и быстрой, стремительной.
Челеста (небесный) - клавишно-ударный инструмент с нежно-звонким и светлым тембром. Струны заменены металлическими пластинками.
Экосез - шотландский танец оживленного движения в четком размере 2/4.
Экспозиция (показ) - название одного раздела в фуге, сонатной форме, рондо-сонате.
Экспромт - инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса, импровизированного характера.
Элегия - пьеса грустного, скорбного настроения, лирическая песнь - размышления.
Эпилог - заключение, итог. Заключительная часть музыкально-сценического произведения.
Этюд - вокальное или инструментальное произведение, цель которого развить ту или иную сторону техники.
Юмореска - музыкальное произведение шутливого характера, близкое к скерцо.
16