Конспект урока по музыке во 2 классе на тему «Композиторы детям»

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент

Дата:

Время:

Место:

Участники (класс): 2 класс

Целевой компонент урока

Тема урока: «Композиторы детям»

Цель: создать благоприятные условия для знакомства учащихся с творчеством композитора С.С. Прокофьева, его произведениями «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам» и «Пятнашки» из цикла «Детская музыка».

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 3 класса;

  2. Формирование умения анализировать музыку;

  3. Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;

  4. Формирование интереса к творчеству и к музыке С. С. Прокофьева.

Образовательные:

  1. Формирование знаний о творчестве С. С. Прокофьева и его музыкальном наследии;

  2. Формирование умения внимательно слушать музыку С.С. Прокофьва;

  3. Формирование умения воспринимать музыкальные произведения «Марш» и «Пятнашки» С. С. Прокофьева и выражать своё отношение к прослушанным произведениям.

Развивающие:

  1. Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство);

  2. Развитие умения анализировать музыкальные произведения;

  3. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке С.С. Прокофьева через музыкально - творческую деятельность и музыкально-исполнительскую деятельность.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  1. формирование нравственно-этического представления о творчестве С. С. Прокофьева;

  2. формирование умения слушать и анализировать музыку С. С. Прокофьева;

  3. Осознание жизненного смысла музыкальных образов из оперы С.С.Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».

Познавательные УУД:

  1. формирование умения осознанно строить речевые высказывания в устной форме при анализе произведения С. С. Прокофьева «Пятнашки» из цикла «Детская музыка».

  2. Формирование умения передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

Коммуникативные УУД:

  1. Приобщение к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

  2. Умение вести диалог с учителем;

  3. Умение эмоционально отвечать на вопросы;

  4. Умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Регулятивные УУД:

  1. Совместное с учителем составление плана к знакомству с произведением С.С.Прокофьева «Любовь к трём апельсинам»

  2. Формирование умения оценивания собственных достижений при знакомстве с творчеством Прокофьева.

  3. Определять музыкальный образ прослушанной музыки на основе собственного эмоционального состояния;

  4. Определять жанр прослушанной музыки.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: групповые, индивидуальные задания, фронтальные.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): УМК « Классическая начальная школа»; Алеев В.В., Кичак Т.Н. « Музыка» Издательство: Дрофа 2012 год.

Оборудование и оформление:

  1. Учебник: Алеев В.В., Кичак Т.Н. « Музыка» Издательство: Дрофа 2012 год.

  2. Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Музыкальный материал:

  1. Прокофьев С.С. « Пятнашки» из цикла «Детская музыка»;

  2. Прокофьев С.С. « Марш» из оперы «Любовь к трем апельсина

Физ. минутка:

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова - это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Восприятие музыки: прослушивание музыкальных произведений;

Исполнительство: (игра на барабане);

Творчество: изображение в рисунке героев отрывка из оперы «Любовь к трём апельсинам».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ УМК «Классическая начальная школа»; Алеев В.В., Кичак Т.Н. « Музыка» Издательство: Дрофа 2012 год;

  2. Анализ программы по музыке;

  3. Определение структуры урока;

  4. Определение цели и задач урока;

  5. Составление плана-конспекта урока;

  6. Подготовка презентации;

  7. Оформление доски: запись темы урока, названий музыкальных произведений, изучаемых на уроке;

  8. Подготовка УМК: учебник «Классическая начальная школа»; Алеев В.В., Кичак Т.Н. «Музыка» Издательство: Дрофа 2012 год;

  9. Проверка презентации, подготовка музыкальных произведений.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока (приветствие): 1мин.

Актуализация знаний: 4мин.

II. Открытие новых знаний: 35 мин.

Слушание: 9 мин.

Беседа по слушанию: 10 мин.

Исполнительство (игра на музыкальных инструментах) 3мин.

Физ. Минутка:1 мин.

Творческое задание:10 мин.

III. Рефлексия: 2мин.

IV. Итоги урока:2мин.

V. Домашнее задание:1мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

Музыкальное приветствие: (вход в класс по музыку С.С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам»)

  1. Организация начала урока:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

- Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты волшебных звуков. Меня зовут Виталина Геннадьевна.

У: Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Д: Лирический романс

У: С каким композитором вы познакомились?

Д: М. И. Глинка.

У: Что такое романс?

Д: Небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания

Что такое лирика?

Д: Вид поэзии, преимущественно выражающий личные настроения и переживания поэта, преимущественно в стихах.

У: С какими романсами вы знакомились?

Д: «Я помню чудное мгновение», «Утро туманное»

У: Можно ли назвать эти романсы лирическими?

Д: Да

У: Почему?

Д: Потому что в них слышна любовь и волнение.

  1. Открытие новых знаний.

1. Введение в тему:

У: Сегодня мы будем знакомиться с замечательным русским композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым.

- Может быть, кто-нибудь из вас знает об этом композиторе?

Д: Да, это русский.

У: Какие произведения С.С Прокофьева вы знаете и можете мне назвать?

Д: Никаких.

У: А сейчас мы продолжим знакомство с творчеством композитора С.С.Прокофьева.

Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Поэт Константин Бальмонт как-то назвал композитора «солнечным богачом». «Действительно, солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи» (Геннадий Рождественский).

А вот когда С. Прокофьев был маленьким, самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал оперы «Фауст» Шарля Гуно, «Князь Игорь» А. П. Бородина и увидел балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Вернувшись домой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые сочинения в жанре оперы - «Великан» и «На пустынных островах»

Сережа Прокофьев маленьким водил тесную дружбу с крестьянскими мальчиками, они принимали деятельное участие во всех играх и театральных затеях. Одной из любимых игр были пятнашки.

У: Ребята, а что такое пятнашки?

Д: Это когда водящий бегает за убегающими и пятнает их.

У: Правильно, дети весело бегают друг за другом с весёлым криком поймавшего: «Пятнашка!» Эту радость движения и задор игры мы слышим в его пьесе, которая так и называется… «Пятнашки»

У: Ребята, а кто из вас играл в пятнашки?

Д: Все.

У: Вам нравится играть в пятнашки? Почему?

Д: Да.

У: Сейчас вы послушаете произведение из фортепианного цикла «Детская музыка», которая называется «Пятнашки».

Внимательно послушайте и определите характер этой пьесы.

  1. Слушание: пьеса «Пятнашки»

Беседа после слушания:

У. Понравилось ли вам это произведение?

Д: Да, понравилось.

У: Какой характер этой пьес?

Д: Веселый, задорный.

У: Что вы представили, когда слушали это музыкальное произведение?

Д: Детей, которые бегают и играют в игру « Пятнашки».

У: Чтобы вы хотели делать, слушая эту музыку?

Д: Играть, бегать, танцевать.

У: Сейчас мы с вами поиграем, но только не в пятнашки, а проведем физ.

минутку

4.Физ. минутка

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова - это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

У: Мы продолжаем разговор о С. С. Прокофьеве. Композитор писал не только фортепианные произведения для детей, но и крупные музыкальные произведения, такие как опера.

У: Ребята, что такое опера?

Д: Большое музыкальное произведение, в котором поют.

У: Это крупное музыкальное произведение, в котором поют. А если сказать профессионально: опера - это тесный союз нескольких искусств - музыки, театра, живописи и танца, взаимно друг друга обогащающих, является одним из самых популярных жанров. Воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе музыки.

С.С. Прокофьева очень заинтересовала сказка «Любовь к трём апельсинам».

И поэтому к этой сказки он написал музыку, и эта сказка превратилась в оперу. Кто-то из вас читал эту сказку?

Д: Мы не читали эту сказку.

У: Послушайте сказку.

Король и его приближенный Панталоне выслушивают вердикт медиков о плачевном состоянии сына короля Принца. Король в ужасе: он стар, что теперь будет с царством, неужели оно перейдет к племяннице Клариче, жестокой и коварной женщине? Король вспоминает: однажды доктора обмолвились, что только смех может вылечить Принца. Панталон встрепенулся: надо объявить праздник, устроить игры, маскарады... И тут же вызывает Труффальдино, уж он-то может рассмешить любого.

Первый министр Леандро, желающий зла и смерти Принцу, под разными предлогами старается отговорить Короля от этой затеи. Но Король требует исполнить приказание.

В королевском дворце Леандро продумывает свои коварные планы.

Принц, пребывающий в вечной печали, в своих покоях наблюдает за комическим танцем, поставленным Труффальдино. Но все попытки рассмешить Принца тщетны.

Труффальдино выбрасывает склянки с лекарствами. Взбешенный Принц убегает.

Увидев волшебницу Фату Моргану, он пытается прогнать ее. Фата Моргана сопротивляется и Труффальдино, не выдержав, толкает ее: «Убирайся, проклятая!». Она с криком падает: видны смешные панталоны. И вдруг Принц начинает смеяться: «Какая... смешная... старушонка!».

Разъяренная Фата Моргана выкрикивает свое заклятье Принцу: «Влюбись в три апельсина! Сквозь угрозы, мольбы и слезы день и ночь беги, беги, беги к трем апельсинам!»

Принц преображается. Несмотря на приказ Короля остаться во дворце, Принц, забрав с собой Труффальдино, отправляется искать три апельсина, свое счастье, свою любовь.

Они знают, что апельсины находятся в замке Креонты, там их хранит ужасная и всесильная Кухарка. Маг Челий понимая, что он не в силах остановить Принца, дает ему в дорогу волшебный бантик - он должен понравиться Кухарке. И еще - важный совет: апельсины можно очищать только близ воды, иначе случится беда

Принц и Труффальдино крадутся на кухню. Появляется Кухарка с огромной ложкой и вдруг видит Труффальдино. Разгневанная, начинает его трясти. И вдруг замечает красивый бантик. Кухарка смягчается, бантик ей определенно нравится. Труффальдино, начинает заигрывать с Кухаркой и дарит ей желанный бантик. Труффальдино забирает апельсины (размером с человеческую голову) и вместе с Принцем скрывается.

По пустыне бредут Принц и Труффальдино, тащат за собой на веревке три апельсина. За время долгого пути они выросли до таких размеров, что внутри каждого может поместиться человек. Принц от усталости падает на землю и засыпает. Труффальдино мучает жажда, и он решает раскрыть один апельсин, чтобы напиться. Из апельсина выходит девушка в белом - принцесса Линетта. Она умоляет дать ей воды. Но кругом пустыня. Испуганный Труффальдино, желая спасти принцессу, вскрывает второй апельсин. И что же? Из него выходит принцесса Николетта и также молит дать ей хоть каплю воды. На глазах у потрясенного Труффальдино обе принцессы умирают. В ужасе от содеянного Труффальдино убегает.

Принц просыпается и видит единственный апельсин. Он разрубает его мечом - и перед ним является прекрасная девушка в белом, принцесса Нинетта. Принц падает перед ней на колени: «Принцесса, я ищу тебя по всему миру. Я люблю тебя больше всего мира!» Но Нинетта слабеет на глазах, умоляет дать ей глоток воды. И тут - о, спасенье! - являются на помощь Чудаки. Они тянут за собой дождевую тучу. Принцесса спасена! И, наконец, соединилась со своим любимым. Она просит Принца предупредить Короля и принести ей царские одежды.

И тут, появляются Смеральдина и Фата Моргана. Смеральдина, подбежав к Нинетте сзади, вонзает ей в голову волшебную булавку. Нинетту похищает огромная крыса. Фата Моргана приказывает Смеральдине занять место Нинетты и говорить всем, что она и есть Принцесса.

И в тот момент, когда происходит венчание, звучит торжественный марш. Сейчас вы послушаете «Марша» из оперы «Любовь к трем апельсинам» и постарайтесь, определить его характер.

  1. Слушание «Марша» из оперы С.С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам»:

Беседа после слушания

У: Как начинается этот Марш?

Д: Громко и пронизывающи.

У: Ребята, какой характер у этого марша?

Д: Торжественный.
У: Почему автор назвал это произведение именно так?

Д: Потому происходит торжественное венчание, в честь которого все маршируют.

У: Какой образ возник в вашем воображении?

Д: Возникает образ людей, которые маршируют по площади, в честь торжественно венчания.

У: Какие чувства автор передает в прослушанной музыке?

Д: Автор передает чувство величия.

У: Сейчас мы с вами разделимся на группы. Первая группа будет играть на барабанах

6. Исполнительство (игра на музыкальном инструменте)

У: Какой музыкальный инструмент является самым главным в исполнении марша?

Д: Барабан

У: На каких праздниках чаще всего исполняют марш?

Д: На день победы, день защиты детей.

У: А сейчас мы с вами будет отбивать ритм Марша на барабане.

7. Творчество.

Вторая группа будет рисовать. Вам необходимо в рисунке изобразить те образы, которые возникли у вас в процессе слушания марша. Можно нарисовать героев этой сказки, которые вам понравились.

III. Рефлексия (ответы на вопросы):

У: Как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

Д: « Композиторы детям»

У: О каком композиторе шла речь на сегодняшнем уроке?

Д: О Сергее Сергеевиче Прокофьеве

У: С какими произведениями С.С. Прокофьева вы познакомились?

Д: «Пятшанки», «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»

У: Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего урока?

Д: Игра на барабане, рисование, слушание пьесы «Пятнашки».

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Все молодцы, внимательно слушали меня, очень активно участвовали в работе, хорошо проявили себя в творческих работах. Отдельно хочу отметить некоторых ребят, которые сегодня получают хорошие отметки.

Оценки.

V. Домашнее задание:

У: Ваше домашнее задание, рассказать родителям о том, с какой сказкой вы познакомились и какие музыкальные произведения слушали.

Используемая литература:

1. Интернет ресурсы: «Википедия»;

2. УМК «Классическая начальная школа»: учебник: Алеев В.В., Кичак Т.Н. «Музыка» Издательство: Дрофа 2012 года

3. Методическая литература.

Приложение:

  1. Презентация;

  2. Иллюстрации, портреты С.С. Прокофьева;



© 2010-2022