План - конспект в 6 классе по теме Два музыкальных посвящения

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока музыки

в 6 классе по теме: «Два музыкальных посвящения.

«Я помню чудное мгновенье.».

Цель: расширение знаний учащихся о жанре вокальной музыки романс; определение образного строя произведения; систематизация музыкального опыта учащихся на основе восприятия и исполнения музыкальных произведений; обобщение представлений школьников о выразительных возможностях музыки; знакомство с именами известных исполнителей романса; поиск информации в Интернете о современных композиторах и исполнителях романса.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации «Я помню чудное мгновенье», видео и аудиозапись музыкальных произведений, магнитофон, электропианино, текст песни «Глобус».

План урока.

1. Оргмомент. Приветствие, вступительное слово учителя.

2. Вокально-хоровая работа.

2.1 Распевка.

2.2 Исполнение песни «Россия» Д. Тухманова, М. Ножкина.

3.Опрос по изученному материалу.

4. Изучение нового материала. Представление презентации «Я помню чудное мгновенье». 4.1 Работа с учебником (знакомство со стихотворением). 4.2 Слушание романса в исполнении И. Козловского. 4.3 Обсуждение, анализ романса. 4.4 Представление презентации «Я помню чудное мгновенье».

5. Знакомство с песней «Глобус» М. Светлова, М. Львовского. Разучивание 1-го куплета песни.

6. Обобщение - слово учителя. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте» (нисходящее Т3). 2. Вокально-хоровая работа. Начнем урок с вокально - хоровой работы. Что необходимо для подготовки голоса к пению? Какое правильное певческое положение туловища, головы, ног? Каковы правила правильного дыхания? Провожу упражнения на дыхание (упражнение «Свеча»). Проводим распевку (по ручным знакам, с привлечением учащихся - дирижеров). 2. Исполнение песни, разученной ранее - «Россия» Д. Тухманова, М. Ножкина. 2.1 Слушание песни в записи. Текст выведен на экран.

Я люблю тебя, Россия,

Дорогая наша Русь.

Нерастраченная сила,

Неразгаданная грусть.

Ты размахом необъятна,

Нет ни в чём тебе конца.

Ты веками непонятна

Чужеземным мудрецам.

Много раз тебя пытали,

Быть России иль не быть,

Много раз в тебе пытались

Душу русскую убить,

Но нельзя тебя, я знаю,

Ни сломить, ни запугать.

Ты мне - Родина родная,

Вольной волей дорога.

Ты добром своим и лаской,

Ты душой своей сильна.

Неразгаданная сказка,

Синеокая страна.

Я б в берёзовые ситцы

Нарядил бы белый свет.

Я привык тобой гордиться,

Без тебя мне счастья нет!

2.2 Исполнение в ансамбле по желанию. 2.3 Хоровое исполнение песни. 2.4 Работа над вокальными ошибками. 3. Опрос по материалу прошлого урока. Назовите тему четверти? Что значит инструментальная музыка? Что значит вокальная музыка? Приведите примеры вокальных произведений? С какими страинными русскими романсами мы познакомились? Назовите авторов этих романсов? Почему романс часто путают с песней, песней-романсом? 4. Изучение нового материала. Представление презентации «Я помню чудное мгновенье». Учитель: На сегодняшнем уроке продолжаем изучение темы «Мир образов вокальной музыки» 4.1 Работа с учебником (с. 14) - чтение стихотворения А.С. Пушкина. Вопросы после прочтения: Какой образ рисует это стихотворение? Озаглавьте каждое из шести четверостиший? С помощью каких средств чтец передает смену чувств и переживаний в стихотворении? А с помощью каких музыкальных средств это можно сделать в музыке? 4.2 Послушаем как это сделал композитор М.И.Глинка и тенор И.Козловский. 4.3 Обсуждение. Смысловая выразительность поэтической речи, ее нюансы в романсе передаются ритмическими акцентами, повторами («Как гений чистой красоты»), энергичным «поступательным» ритмом среднего раздела («Шли годы…»). Здесь музыка речитативно-декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежня светлая мелодия становится радостно - возбужденной. А сопровождение - подвижным и трепетным. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминание о первой встрече, горечь разлуки с любимой, радость вновь наступившего свидания. Композитор создает образ мимолетности: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую. Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой вокального стиля Глинки. 4.4 Представление презентации «Я помню чудное мгновенье» (знакомство с биографическими событиями жизни А.С. Пушкина, М.И. Глинки, А.П. Керн, Е.Е. Керн). 5. С романсом «Я помню …» перекликается и песня, с которой на сегодняшнем уроке мы познакомимся. Песня эта называется «Глобус». Слушание песни М. Светлова, М. Львовского «Глобус». Вопросы к слушанью: почему именно так названа песня? Какие музыкальные образы нам раскрываются в ней?

Я не знаю, где встретиться

Нам придётся с тобой.

Глобус крутится, вертится,

Словно шар голубой,

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы,

Но таких ещё пунктиров нету,

По которым нам бродить по свету.

Знаю, есть неизвестная

Широта из широт,

Где нас дружба чудесная

Непременно сведёт.

И узнаем мы тогда, что смело

Каждый брался за большое дело

А места, в которых мы бывали.

Люди в картах мира отмечали.

Кто бывал в экспедиции,

Тот поёт этот гимн,

И его по традиции

Мы считаем своим,

Потому что мы народ бродячий,

Потому что нам нельзя иначе,

Потому что нам нельзя без песен,

Потому что мир без песен тесен.

Повтор 1 куплета.

Хоровая работа - разучивание 1 куплета песни. 6. Обобщение. С какими произведениями мы познакомились на уроке (название, автор, жанр, исполнитель). Выставление оценок за урок. Запись домашнего задания: 1 куплет песни повторить, знать наизусть.

© 2010-2022