Лекция–концерт «Я помню вальса, звук прелестный»

Вальс... Кто не был увлекаем его волшебными звуками?! Он обладает огромными возможностями воплощения различных образов и состояний души. Недаром это самый распространенный вид танца даже сегодня, когда умы и досуг молодежи заполняет эстрадная и рок-музыка.  Урок в форме концерта - это показательное мероприятие, дающее возможность не только проконтролировать усвоенность теоретического материала по курсу истории музыки, но и показать зрителю свои достижения, увлечь его красивой игрой и танцем. Дан...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАУ ДОД «Детская школа искусств»

г. Лихославль



Лекция-концерт «Я помню вальса,

звук прелестный»







Подготовила:

Преподаватель вокально - хоровых дисциплин

МАУ ДОД «ДШИ»

Пшеничная И.Н.











г. Лихославль

Вступление: горят свечи, входят ведущие под музыку вальса.

Ведущий: «Я помню вальса, звук прелестный, осенней ночью в поздний час, его пел голос неизвестный и песня чудная лилась. Да то был вальс прелестный, томный, да то был дивный вальс».

Ведущий: Добрый вечер, дорогие наши родители, преподаватели, учащиеся, гости!!!!! Сегодняшний вечер мы посвящаем вальсу!

Вальс возник на основе народных танцев в конце 18-го века, и уже в 19 веке из крестьянского танца превратился в городской, завоевав всю Европу. Одним из ближайших его предшественников был австрийский лендлер, отличавшийся разнообразными плясовыми фигурами и подвижной мелодикой; ¾ или 3/8, темп различный от очень мелодичного до самого быстрого. В начале 19-го века Европа «закружилась» в вихрах вальса. Его с упоением танцевали в Вене, Париже, Берлине, Петербурге. Среди бальных танцев, вальс выделяется лирической настроенностью, романтической полётностью, он остается символом высокой романтической любви. Вместе с тем вальс обладает огромными возможностями воплощения различных образов и состояний души.

Ведущий: Выступает уч-ся 2 класса Волкова Аня. Хромушин, «Кукольный вальс»

Выступает уч-ся 4 класса Сергеева Катя. Майкапар, «Вальс».

Выступает уч-ся 5 класса Герасименко Эллина. Майкапар. «Меланхолический вальс»

Ведущий: Вальс один из популярнейших бальных танцев 19-20 века. Бал, бал, бал….Каждому видится своя картина бального праздника.

«И зал плывёт, плывёт в протяжных напевах счастья и тоски,

Сиянье люстр и блеск зеркал

Слились в один мираж хрустальный

И веет, веет втер бальный

Теплом душистых опахал».

В эпоху Пушкина бал открывался полонезом, а вторым танцем стал вальс. Детей в дворянских семьях обучали танцам с 5-6 лет. Изящество движений, хорошая осанка, приобретённые на уроках танцев, в светском обществе считались признаком хорошего тона. Необходимые атрибуты бала для девушек были: бальная книжка, веер, перчатки.

Вальс танцуется парами в плавном круговом движении.

«Как вихрь жизни молодой, однообразный и безумный,

Кружится вальса вихрь шумный,

Чета мелькает за четой».

Ведущий: В исполнении танцевального коллектива вы увидите «Вальс».

Ведущий: Многие композиторы создавали вальсы, как самостоятельные пьесы. В этих вальсах много лирики, неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении. При этом в полной мере сохраняются жизнерадостность и непосредственность бытового танца. Но сыграть их не так то просто, это большие концертные произведения.

Всем нам известны вальсы Шуберта, Чайковского, Шопена, Грига и др.

Сейчас прозвучит известный «Вальс» норвежского композитора Грига.

Григ в своих произведениях воплотил мелодии и ритмы норвежских народных танцев. «Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины и из этого клада ….. я пытался создать норвежское искусство».

Ведущий: выступает уч-ся 4 класса Ошеко Лиля. Григ «Вальс»

Ведущий: «Королем вальса» называю австрийского композитора Иогана Штрауса. Современники называли вальсы Штрауса патриотическими песнями без слов. В музыкальных образах он отразил самые задушевные и привлекательные черты характера австрийского народа, красоту народного пейзажа. Лучшие вальсы это «Голубой Дунай» , «Сказки венского леса», «Императорский вальс», «Розы с юга» все они представляют своего рода танцевальные поэмы.

Ведущий: В русской музыке к этому жанру обращались многие композиторы. Сегодня мы прослушаем малоизвестные вальсы. Вот один из них. Даргомыжский «Меланхолический вальс». Мы знаем Даргомыжского как композитора, который работал преимущественно в сфере вокального оперного творчества. Его знаменитые оперы «Русалка», «Каменный гость», романсы- «Мне грустно», «Титулярный советник», «Мне минуло 16 лет» и др. Его вальсы отличаются выразительностью.

В исполнении уч-ся 5 класса Забелиной Жени прозвучит «Меланхолический вальс» Даргомыжского.

Ведущий: Вальс с середины 19 века получил широкое распространение не только как танцевальный и концертный жанр, но и как важная составная часть опер, балета. Всем нам известны вальсы из опер и балетов Чайковского «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

В нашем вечере прозвучит известный вальс Прокофьева из балета «Золушка». Романтическая музыка вальса светла и взволнованна. Вальс играет важную роль в музыкальной драматургии балета Прокофьева.

Выступает уч-ся 7 класса Панфилова Юлия. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

Ведущий: Жанр вальса развивается не только, как инструментальный жанр, но и как вокальный.

Многие композиторы писали романсы - вальсы «Средь шумного бала», «Я помню вальса, звук прелестный» и др. Очень удачная форма выражения чувств, ритм вальса служит лишь одним из средств создания поэтического интимного образа.

В исполнении уч-ся 4 класса Сергеевой Кати прослушайте песню композитора Олиферова «Пригласи меня, папа на вальс».

Ведущий: Сегодня на нашем вечере прозвучит известное произведение Шостаковича «Вальс- шутка». Этот вальс может навеять свои шуточные или сказочные истории. Музыкальный диалог «Вальса - шутки» превращается в танец игрушечных клоунов вокруг куколки принцессы или это хор насекомых, которые дразнят сытую лягушку.

В пьесе две музыкальные темы, но кого они изображают, фантазируйте сами, ведь музыка способна разбудить фантазию, вызвать яркие, неожиданные образы.

В исполнении уч-ся 4 класса Лебедевой Элины прозвучит «Вальс- шутка» Шостаковича.

Ведущий: Современные композиторы также обращаются к жанру вальс. Можно услышать удивительные по мелодике, ритму - джазовые вальсы, синкопы, акценты на слабые доли, сохранение ритма вальса в сопровождении, чередование сильных, слабых долей. Вот один из примеров : Рид «Прощальный вальс» прозвучит в исполнении уч-ся 5 класса Курочкиной Арины.

Ведущий: В исполнении ученицы 7 класса Ивановой Тони прозвучит вальс неизвестного автора «Под небом Парижа».

Вот подходит к концу наш вечер. Сегодня мы познакомились с удивительным музыкальным жанром камерной музыки с вальсом. Вальс изображает вереницу поэтических образов, богатый мир чувств, такая музыка покоряет сразу же.

Накануне Нового года примите наш новогодний подарок. В исполнении танцевального коллектива вы увидите «Декабрьский вальс».

Ведущий: Выступает уч-ся 4 класса Полежаева Полина «Новогодний вальс» Торопова.

Ведущий: И в заключении нашего вечера прозвучит песня «Серебристые снежинки» До новых встреч!!! Всего вам доброго!!!




© 2010-2022