Самообразование – важный критерий эффективной деятельности педагога

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообразование - важный критерий эффективной

деятельности педагога.

На сегодняшний день основная идея русской философско-педагогической мысли состоит в реформировании системы образования как средства совершенствования, преобразования жизни. В Главе I п. 1.1. Концепции модернизации российского образования говорится о потребности современного общества в повышении профессиональной квалификации работников образования, «... важной задачей также является формирование профессиональной элиты (п. 1.2.)» и «повышение социального статуса и профессионализма работников образования (п.1.4.)» [2, с. 6].

Весь комплекс функциональных обязанностей педагогов дополнительного образования требует от них, кроме преподавания предмета, умения воздействовать на развитие творческой личности ребенка, умения общаться с его родителями, осуществлять их педагогическое и культурное просвещение, знать специфику детей с девиантным поведением (т.е. с отклонениями в психическом развитии) и т.д. Поэтому параллельно с привычными понятиями «методическая работа», учебная, воспитательная и др. ввели понятие «развитие профессиональной компетентности». Успешность развития педагогической компетентности зависит от многих внешних и внутренних условий. К внешним условиям относятся общественные, профессионально-образовательные и деятельностные условия. К внутренним условиям относятся особенности психо-физиологической сущности личности педагога, высокий социально-нравственный и культурный уровень личности, профессиональная направленность педагога.

С целью изучения формирования профессиональной компетентности пре-подавателей дополнительного образования, нами был проведен эксперимент на базе Детской школы искусств «Вдохновение» при музыкально-художественном педагогическом училище г. Лениногорска республики Татарстан. В исследовательской работе приняли участие 20 педагогов данной школы искусств.

В начале опытно-экспериментальной работы, в 2008 г., мы предложили преподавателям анкету с одним закрытым вопросом: «Хотите ли Вы работать в нашей школе?»

Не определились в своем мнении 15% от общего количества преподавателей. 10% опрошенных показали деструктивный характер развития профессионализма. Положительно ответили 75%. Эти педагоги составляют тот пласт в педагогическом коллективе, который сохраняет и преумножает культурные традиции, этику взаимоотношений, создает особый психологический климат в жизни школы искусств. При проведении повторного опроса с той же группой педагогов через год, в 2009г., на этот же вопрос мы получили следующие результаты: 85% ― ответили положительно, 5% ― отрицательно, 10% опрошенных не определились в выборе.

Сравнение полученных данных говорит о том, что за год контингент педагогов, положительно относящихся к своей профессии, увеличился на 10%. Контингент преподавателей с негативной педагогической позицией уменьшился на 5%. Таким образом, устремленность педагогов к саморазвитию и активное участие в жизнедеятельности всего коллектива позволило обрести новый смысл своей деятельности.

Далее, в ходе нашего исследования педагогам, принявшим участие в опросе, было предложено дать определение понятиям: рефлексия, эмпатия, самопрезентация (имидж). Оказалось, что эти личные качества преподавателям мало знакомы. Только 20% знают, что рефлексия предполагает способность человека видеть себя со стороны, и лишь 15% опрошенных называют эмпатию как умение сопереживать другим людям, видеть себя на месте другого.

К сожалению, приходится констатировать, что наши педагоги недооценивают значимость себя как личности в деле воспитания и развития другого. Осознание себя как личности в педагогической профессии и своего личностного влияния на учеников процесс очень трудный, поэтому низка оценка педагогами своей рефлексивной культуры и имиджирования.

Развитая у человека эмпатия ― ключевой фактор успеха в тех видах дея-тельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании творческих детей. Поэтому эмпатия рассматривается, как профессионально важное качество педагога.

Создавая имидж, педагог формирует благоприятную Я-концепцию, тем самым повышает самооценку и самоуважение, снижает агрессивность и конформизм. Правильно созданный имидж педагога делает его более привлекательным для учащихся не только с внешней стороны, но и раскрывает его индивидуальность, повышает авторитет и престиж педагога.

При проведении исследования личностных качеств преподавателей, помимо ответов на конкретные вопросы анкеты, большое внимание уделялось высказываниям педагогов по различным аспектам жизни школы, способствующим и мешающим их личностному совершенствованию. Не секрет, что мотивационный аспект успешной деятельности значительно увеличивается с повышением оплаты труда. Но, как показали результаты анкетирования, высокая заработная плата является далеко не единственным фактором, влияющим на качество преподавательской деятельности. Большинство педагогов выделяет следующие позитивно влияющие аспекты:

― высокие требования и предоставление возможности для профессионального роста, что влечет за собой стремление педагогов соответствовать этим требованиям, повышение самооценки и, как следствие, личностный рост;

― хорошая материальная оснащенность рабочего места преподавателя и комфортные ощущения от пребывания в своем коллективе.

Полученные результаты стали толчком к смене взглядов педагогов на самих себя.

В своих высказываниях преподаватели большое внимание уделяли вопросу оценки их профессиональной деятельности со стороны коллег и администрации, отмечали, что адекватная оценка для самого педагога положительно воздействует на формирование его личности, побуждает интерес к более глубокому познанию своего предмета и развивает стремление к повышению педагогического мастерства. Для того чтобы трудности нашей жизни не убивали желания работать в системе образования, важно проявлять внимание к труду педагога, причем это должно найти выражение не только в материальном, но, очень важно, и в моральном отношении.

В итоге мы предположили, что развитие уровня профессиональной компетентности педагогов будет эффективно при:

― готовности преподавателей к саморазвитию и самообразованию;

― стремлению к профессиональному росту;

―благоприятных взаимоотношениях с коллегами, родителями, учениками;

― создании коллектива единомышленников;

― материальной и моральной поддержке со стороны администрации.

Одна из уникальных характеристик человека с высоким уровнем профессиональной компетентности ― это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Достигнув определенного уровня компетентности, человек как бы запускает маховик «самости», в результате чего у него начинает все активнее, все результативнее срабатывать самопознание; он все более эффективно управляет собой; он ориентирован на непрерывное саморазвитие; он стремится к творческой самореализации в любых видах деятельности.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. ― Казань.: Центр инновационных технологий, 2000.―608 с.

2. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И.Кононенко. ― М.: Вече 2000, 2003.―512 с.

3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образова-ния: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / М.М. Левина. ― М.: Академия, 2002.―272 с.

© 2010-2022