- Преподавателю
- Музыка
- План интегрированного урока В гостях у сказки
План интегрированного урока В гостях у сказки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яшина О.Р. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок
«Единство музыки и изобразительного искусства»
Участники: учащиеся художественного отделения.
«В гостях у сказки»
Цель: постижение чуда красоты окружающего мира через музыку, изобразительное искусство и собственное творчество. Развитие умения видеть, слышать, чувствовать и передавать прекрасное зрительное через рисунки, создавая эмоциональные фантазийные образы, используя как средство пластику линии и цвет.
Задачи:
-
Предметно-информационная составляющая:
-
Интеллектуально-познавательный аспект - сказочные герои.
-
Эстетико-познавательный аспект - зрительные ассоциации и образы, увиденные и услышанные посредством музыки.
-
Знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приёмами работы.
-
Деятельно-коммуникативная составляющая:
-
Осваивание различных техник и приёмов работы с художественными материалами.
-
Развитие абстрактного мышления, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
-
Личностно-ориентационная составляющая:
-
Воспитываем усидчивости, аккуратности в работе.
-
Учимся умению получать удовольствие от работы.
-
Расширяем кругозор детей, формируем музыкальный и художественный вкус.
Форма работы: урок-практикум.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий
Категория обучающихся: учащиеся 9-11 лет художественного отделения школы искусств.
Музыкальный материал: М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»; П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы».
Изобразительный ряд: иллюстрации к русским народным сказкам.
Оборудование:
-
для учителя: музыкальный центр, лист бумаги для демонстрации приёмов работы красками.
-
для учащегося: лист бумаги, простой карандаш, гуашь, акварель.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Изложение материала.
Яшина О. Р.: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам познакомится со сказочными героями. А также у нас встреча с великими русскими композиторами Модестом Петровичем Мусоргским и Петром Ильичом Чайковским и их произведениями.
Модест Петрович Мусоргский - это величайший русский композитор. Он был очень необычайным человеком. Музыку, которую он написал, современники не понимали, его друзья - композиторы часто жестоко критиковали написанное. Говорили, что он пишет непонятно, коряво, некрасиво, неправильно. А между тем, в произведениях этого композитора много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.
Сегодня я предлагаю вам, познакомится с произведением Мусоргского «Картинки с выставки» - это фортепианная сюита, написанная в 1874 году. Поводом к созданию цикла послужила посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Гартмана. Под впечатлением рисунков и эскизов своего безвременно скончавшегося друга Мусоргский создал 10 разнохарактерных пьес. Каждая из пьес служит музыкальной иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Об этом говорят их программные названия: «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота» и т. д.
Давайте подробнее познакомимся с этим циклом. Каждая из девяти пьес - это небольшая сценка. Скрепляет цикл «Прогулка», где Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине.
Всего картинок - десять, но мы остановимся на двух.
«Избушка на курьих ножках»
На рисунке художника Гартмана были изображены часы в виде избушки Бабы-яги. Баба Яга - излюбленный персонаж русских волшебных сказок. Старая злобная колдунья, с устрашающим обликом - хромая, горбатая, Баба Яга живёт в глухом лесу, в избушке на курьих ножках. Происхождение злой старухи языческое. У наших предков она была грозным божеством. Её боялись, ей приносили «требы» - жертвы.
В
русских сказках со временем стёрлись следы вредной старухи, а её смешные «привычки», «нечисть», окружавшая Ягу в лесной избушке на курьих ножках, придали ей черты комического персонажа.
Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сцену в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полёт Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
В пьесе три части. Первая и третья изображают полёт Бабы-Яги, а средняя - картину дремучего сказочного леса.
Музыка начинается с сильных и резких звуков, изображающих удары клюки Бабы-Яги. «Баба-Яга вышла во двор, свистнула - перед ней явилась ступа с шестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, шестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели». Затем впечатление чего-то фантастического, страшного усиливается. И вот мы уже представляем с вами полёт нашей героини. Летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом.
Но вот вихрь стихает. Баба-Яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается вторая часть пьесы. Характер музыки здесь совсем иной - глухой, таинственный, настороженный. Здесь более сдержанный темп, приглушённая звучность. Этот эпизод рисует картину ночного сказочного леса. Так и, кажется, будто сейчас увидишь лесную «нечисть». Вскоре всё умолкает, и воцаряется зловещая тишина.
Вдруг раздаётся громкий, резкий удар. Появляется тема полёта Бабы-Яги. Начинается третья часть пьесы. В конце произведения музыка обрывается где-то наверху: Баба-Яга словно взвилась в вышину ночного неба и исчезла.
Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народно-сказочных образов.
Следующий композитор нашего урока Пётр Ильич Чайковский - это тоже гениальный русский композитор. Его музыка - самая популярная в мире. Несколько лет назад ЮНЕСКО проводило статистические исследования, и они показали, что Чайковский - самый исполняемый в мире композитор.
Сейчас мы с вами послушаем пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Этот альбом композитор сочинил специально для своего племянника Володи. В альбоме 24 пьесы, которые показывают мир ребёнка: его мечты, его игры, его настроение.
«Болезнь куклы»
Наверное, у всех присутствующих здесь девочек были или есть куклы, которых они очень любили или любят и играют с ними. У нашей героини произошло несчастье с её любимой игрушкой. Что-то сломалось в старой игрушке, её движения неловки, жалки. И хочется помочь, и нечем.… Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох…ах…», из её глаз падают слёзы.
А теперь мы опять возвращаемся к Мусоргскому и его «Картинкам с выставки».
«Балет невылупившихся птенцов»
На рисунке Гартмана были изображены будущие «звёзды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до звёзд им ещё далеко.
Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда в музыке необычайно высокий «птичий» регистр звучания. Вся пьеса от первой до последней ноты «щебечет» очень тихо и нежно. А в конце мы слышим победный писк проклюнувшегося птенца.
-
Постановка цели и задач урока.
Тема нашего урока «В гостях у сказки»
Цель урока - создание композиции проиллюстрированной музыкальными произведениями с использованием различных материалов и техник.
Задачи, которые будем решать на уроке:
-
Расширяем композиционные задачи в предложенной теме.
-
Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных материалов, о различных техниках.
-
Развиваем эстетико-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках.
-
Практическая работа.
А теперь вы попробуйте сами побывать в роли сказочников. Попробуйте нарисовать главных героев нашего урока: Баба-Яга, больная кукла, птенцы.
-
Мотивация.
-
Как вы думаете, ребята, что вам может дать сегодняшний урок?
-
Для чего вам нужно развивать свои чувства, эмоции?
-
Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания? (ответы детей)
- Правильно, чтобы стать интеллектуально развитыми и образованным человеком, уметь понимать искусство, получать эстетическое удовольствие от окружающего мира, эмоционально чувствовать классическую и народную музыку, великие произведения изобразительного искусства.
-
Анализ работ.
Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? (Картины и музыка).
- А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы? (Сказочные герои).
-
Итог.
Чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, я предлагаю разместить ваши работы в классе, и пусть они поднимают вам настроение своими яркими красками.
Урок окончен! Всем спасибо! До свидания!
Модест Петрович Мусоргский
Пётр Ильич Чайковский
Список литературы
-
Владимиров В., Лагутин А., Музыкальная литература: для IV класса ДМШ. - 6-е изд. - М.: Музыка, 1980. - 159с.
-
Михеева Л., Музыкальный словарь в рассказах. - М.: 1984. - 168с.
-
Науменко Т. И., Алеев В. В., Музыка. 5кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 224с.: ил., нот. ISBN 5-7107-4413-1
-
Осовицкая З., Казаринова А., В мире музыки: Учеб. Пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. - М.; СПб.: Музыка, 1997. - 200с.: ил. ISBN 5-7140-0352-7
-
Осовицкая З., Казаринова А. С., Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый гол обучения предмету. - М.: Музыка, 2002. - 224с., нот, ил. ISBN 5-7140-0700-х
-
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 кл. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008. - 176с. ISBN 978-5-9928-0041-8
-
Шорникова М., Музыкальная литература: музыка, её формы и жанры: первый год обучения: учебное пособие / М. Шорникова. - Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 186, [1] с.: ил. ISBN 978-5-222-12821-3
1