Вокально - хоровая работа на уроках музыки

Содержание: 1.   Пояснительная записка………………………..2 стр. 2.   Цели и задачи раздела…………………………3 стр. 3.   Психологические особенности младших школьников и подростков……………………………………..4-6 стр. 4.   Ожидаемые результаты……………………….7-8 стр. 5.   Методы и приемы, используемые в вокально-хоровом процессе………………………………………..9-17 стр. 6.   Заключение…………………………………….18 стр. 7.   Список используемой литературы…………....19 стр.   Пояснительная записка.            В современных условиях социально-культурного развития ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………..2 стр.

  2. Цели и задачи раздела…………………………3 стр.

  3. Психологические особенности младших школьников и подростков……………………………………..4-6 стр.

  4. Ожидаемые результаты……………………….7-8 стр.

  5. Методы и приемы, используемые в вокально-хоровом процессе………………………………………..9-17 стр.

  6. Заключение…………………………………….18 стр.

  7. Список используемой литературы…………....19 стр.


























Пояснительная записка.

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции. В концепции художественного образования, разработанной Российской Академии образования, указывается то, что в процессе гуманизации общественной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения. Поэтому разнообразные формы творчества, исполнительства становится доминирующими в педагогическом воспитательно-образовательном процессе.

Программа Д.Б. Кабалевского отвечает целям разностороннего развития личности. Его концепция ознаменовала собой реальную возможность воплощения в широкой педагогической практике преподавания музыки как живого образного искусства. Исходя из цели музыкального образования, Кабалевский расширяет содержание и задачи уроков музыки в школе и провозглашает принципиальное соответствие методов познания самому методу познания музыке, и хоровому пению в том числе. Одним из базовых компонентов структуры программы является певческая деятельность (вокально-хоровая работа). Хоровое пение, по мнению Кабалевского, представляет собой в большей степени духовное накопление личности, исполнительского мастерства и общей культуры школьников, даёт возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению подлинного искусства.

Как отмечает Кабалевский, «каждый класс - хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

Мне кажется, неправомерным сокращение времени, отводимого на уроке музыки на вокально-хоровую деятельность из-за загруженности на уроках, увлечением терминологией, которая требует повторения и закрепления из урока в урок.

Поскольку именно сформированные у учеников прочные знания вокального репертуара и навыки его исполнительства способны стать преградой современному "музыкальному мусору" (выражение Д.Б. Кабалевского). Собственно многолетняя работа учителя музыки в общеобразовательной школе подтвердила предположение о том, что любимым видом деятельности для учащихся остается исполнительство.

Методическая ценность раздела заключается в том, что вокально-хоровая работа становится важным фактором музыкально-творческого саморазвития младших школьников и подростков. Кабалевский неоднократно подчеркивал, что программа по музыке принципиально вариативна. Необходимо творческое отношение учителя к

работе, поэтому в разделе вокально-хоровой работы был обновлен музыкальный материал. Каждое произведение, включенное в урок, рассматривается с точки зрения художественной ценности и увлекательности для школьника.

Цели и задачи вокально-хоровой работы

Цель: способствовать творческой самореализации школьника посредством хорового пения.

Познавательные задачи:

  • Развитие музыкального слуха, музыкальности, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;

  • образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

  • приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.

Развивающие задачи:

  • Формировать вокально-хоровые навыки;

  • развить память, уровень исполнительского мастерства;

  • развить умение применять на практике полученные знания;

  • развить навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения.

Воспитательные задачи:

  • воспитание устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира;

  • формирование потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;

  • формирование эмоционально-целостного отношения к музыке;

  • привитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.



Психологические особенности младших школьников и младших подростков.


Необходимо отметить, что вокально-хоровое обучение детей сопряжено с целым рядом объективных трудностей. Эти трудности связаны с необходимостью формирования и совершенствования певческих навыков, в то время как сам певческий голос ребёнка находится в стадии постоянного развития. Не менее трудным является интеллектуальное развитие детей, связанное с приобретением багажа музыкальных представлений и теоретических знаний. Именно поэтому качество работы учителя музыки связано с полнотой его знаний в области детской психологии. Чтобы управлять музыкальным развитием детей, прежде всего, необходимо знать и понимать специфику психофизического и общего (интеллектуального, эмоционального) развития ребёнка, этапы его становления, особенности мироощущения и восприятия, только тогда в полной мере осуществим индивидуальный к каждому ребёнку. Глубокое понимание особенностей психофизического развития детей способствует достижению высокого качества учебно-воспитательной работы учителя. Психологической наукой установлено, от рождения до старшего возраста ребёнок проходит определённые стадии культурного развития, каждая из которых характеризуется различным отношением его к внешнему миру, различным характером отдельных культурных приёмов.

С.Л.Рубинштейн считал, что психика и сознание детей в огромной степени зависят от воспитания и влияния окружающей среды. По его мнению, основной закон психического развития ребёнка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. При этом нельзя отрицать и роли природных задатков, то есть тех анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, которые отличают одного ребёнка от другого.

Таким образом, в своей педагогической работе учитель музыки должен учитывать определённые закономерности характерные для каждой возрастной группы. Главное и определяющее при анализе этих особенностей заключается в том, что все психические процессы у ребёнка имеют свои отличия по сравнению со взрослым человеком.

В урочной и неурочной деятельности взаимодействую со всеми возрастными группами, но в большей степени соприкасаюсь с младшими школьниками и младшими подростками. Сам урок музыки, его структура и драматургия в начальной школе, во многом определяются психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, такими как моторная активность, способность и потребность в новых сенсорных впечатления, интеллектуальная активность, любознательность, интерес к познанию, синкретичность восприятия, целостность процесса познания.

Важнейшая роль принадлежит мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Учителю необходимо обратить внимание на формирование у детей способности регулировать свою деятельность в соответствии с требующим социально-значимым результатом школьного обучения ,то есть обеспечить включение ребёнка в социальную деятельность, поведение, общение.

Требуется также учитывать и определённые психологические сложности данного возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, излишняя моторная активность и, в тоже время ,«моторная зажатость», недостаточная вокально-слуховая координация, а часто и нарушение двигательной координации, склонность к непосредственному сопереживанию, к эмоциональной идентификации в процессе восприятия музыки, стремление конкретизировать музыкальные впечатления, заменить их примерами из личного жизненного опыта, стремление к самовыражению в любых самых разнообразных формах.

Высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы всех органов чувств позволяет им интенсивно обогащать свои зрительные , слуховые, обонятельные и , особенно, речеслуховые представления, которые являются основой образной памяти, образного мышления, богатого воображения и ассоциаций.

Для воссоздающего воображения детей характерны сила, яркость, живость. Дети легко перевоплощаются в различных героев художественных произведений. Младшие школьники эмоционально отзывчивы, непосредственно и откровенно выражают свои переживания, чувства. Но в то же время они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, у них пре5обладает непроизвольное внимание.

Ещё одной очень важной особенностью является низкая распределяемость внимания-всего 2-3 объекта.

Период обучения в 5-7 классе занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы.

Младший подростковый возраст охватывает период от десяти до двенадцати лет и характеризуется особенностями, такими как повышенная утомляемость. Это связано с расходованием всё возрастающего количества энергии, более всего нервной, в условиях, когда возникает несоответствие между развитием сердца, кровеносных сосудов и общим ростом тела.

Страдает и мозг, не получающий требуемого количества крови. Малокровие мозга является одной из причин быстрого переутомления, вялости, иногда обмороков. Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны. К чему это приводит? Во-первых, к угрозе здоровью. Кроме того, к немотивированным поступкам. Рост отрицательных явлений в поведении младших подростков самым непосредственным образом связан с утомлением. В то же время известно, что уроки музыки чаще всего планируются в расписании последними, так как считаются более лёгкими, нежели занятия "основными" предметами. Каким же образом проводить урок, чтобы хоть в минимальной мере нейтрализовать отрицательные явления возраста и активизировать процесс музыкального обучения?

Проявляя постоянный интерес к новым песням и прослушиваемым произведениям, младшие подростки тяготеют к стереотипным действиям и стандартам поведения, чему может быть лишь одно объяснение: стандарты поведения менее утомительны. Очень велико у младших подростков желание отмежеваться от всего детского. Они боятся прослыть маленькими и проявляют высокую чувствительность к любой попытке взрослого подчеркнуть, что они ещё дети, хотя многие из них продолжают играть в "кошки-мышки" и в "расшибалочку". Эта особенность заставляет нас подчёркнуто внимательно относиться к выбору певческого репертуара, в том числе и к подбору текстов вокально-хоровых упражнений.

Мне удаётся учитывать эти особенности, создать на уроке оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.








Ожидаемые результаты освоения вокально-хорового раздела программы.


При компетентностном подходе ожидаемым результатом образовательного процесса является не система знаний, умений, навыков, а заявленных государством ключевых компетенций, без которых невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Компетентность-это мера освоения компетенции, она включает в себя знания, умения, навыки, опыт.

Компетентность представляет собой культурное новообразование личности, то есть совокупность ценностей, убеждений мотивов, знаний, действий дорастающих до полноценных деятельностей.

Педагогические технологии, методы и приёмы создают благоприятные условия для достижения высокого уровня развития компетенций.

Освоив вокально-хоровой раздел программы, учащиеся приобщаются к шедеврам мировой художественной культуры.

Приобщение к профессиональному музыкальному творчеству, направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, активизации творческого логического мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие учащихся.

Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в произведении, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и двухголосном.

В ходе обучения музыки школьники приобретают навык коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение).

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя( в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса( звонкостью, полётностью и т. п.), навыки следования дирижёрским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых, основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

Подробнее остановлюсь на умениях и навыках учащихся, которые формируются в результате прохождения раздела программы «Вокально-хоровая работа на уроках музыки».

1 класс.

  • Умение одновременно начинать и заканчивать песню.

  • Понимание дирижёрского жеста.

  • Умение петь простейшие попевки в небольшом диапазоне от ре-ми1 - до си-до2.

  • Умение петь напевно естественным, полётным, негромким звуком.

2 класс.

  • Умение протягивать гласные звуки.

  • Умение чётко и ясно произносить согласные.

  • Умение слушать себя и своих товарищей.

3класс.

  • Знание основных типов голосов.

  • Умение петь на одном дыхании более длинные фразы.

  • Умение импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели.

4 класс.

  • Умение петь в унисон.

  • Умение владеть певческим дыханием.

  • Умение слышать себя и других в хоре, сливая свой голос в общее звучание.

  • Певческий диапазон до1-ре, (ми)2.

5 класса

  • Умение распределять дыхание при исполнении песни с различными динамическими оттенками.

  • Умение артистично выступать перед публикой.

  • Умения определять музыкальные средства.

  • Умение соблюдать динамические оттенки.

6 класс

  • Умение петь в унисон.

  • Умение определять лад и умение передавать характер и настроение музыкального произведения.

  • Умение донести до слушателя музыкальный образ.

  • Умение петь кантиленно.



Методы и приемы, используемые в вокально-хоровом процессе.

Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования - личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. В отечественной педагогике продолжает нарастать тенденция вариативности не только в содержании обучения и воспитания детей, но и в области методов и форм организации музыкальной деятельности. Ученые и педагоги разрабатывают новые методы и приемы музыкально-эстетической работы с детьми, вплоть до создания нетрадиционных музыкальных технологий. Прогрессивные музыкальные технологии способствуют творческому развитию детей, их инициативы, самостоятельности.

Под методами музыкального образования понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников. В педагогической деятельности учителя музыки применяют практически все общепедагогические методы, выполняющие обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции.

В начальных классах основными методами являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. в среднем звене, исходя из специфики предмета, все применяемые общепедагогические методы приобретают на уроках музыки несколько другую форму. Например, словесный метод на уроках музыки применяется в качестве образно-психологического настроя на духовное единение ребенка с вокальным искусством.

Методы и приемы музыкального обучения тщательно отобраны и проверены практикой. Каждый метод направлен на то, чтобы заинтересовать, увлечь музыкой учащихся, помочь усвоить им содержание музыкально-дидактического материала.

Все методы и приемы находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и форм работы помогает мне реализовать цель вокально-хоровой работы - способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового пения.

Важнейшими методами изучения и освоения раздела программы являются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а также образовательные технологии как личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, технология сотрудничества, гуманистическая технология.

Метод музицирования и соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве. Этот метод я применяю и на уроке, когда задействую весь класс в музицировании. Во внеклассной работе приобщаю как можно больше детей для участия в концертах, конкурсах, фестивалях.

Метод "Музыкальный театр" является одним из методов разработанным в системе музыкального воспитания К. Орфом. Данный метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства - звук, жест, танец, слово, литературный текст и звук. "Музыкальный театр» помогает ребёнку музыку сделать зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе. Этот метод я использую в первом классе, чтобы озвучить и передать движения в песнях: «Шёл медведь", где дети показывают тяжёлую походку медведя,"Улиточка"-ребята изображают рожки улитки и кусочек пирога, который она просит, двух дерущихся котов в песне "Два кота", шагающего ёжика в песне "Резиновый ёжик", "Уж как шла лиса по травке"-мягкую поступь лисички.

Построение урока музыки как уроков творчества, предполагает такие практические методы, как импровизация. Работа по этому методу преследует две цели: первую - выработка интонационного ладового слуха, вторую-развитие творческой фантазии. Вокальной импровизацией занимаюсь с первого класса и не более 5 минут. Объясняю детям, что они сегодня попытаются спеть не только знакомую мелодию, но и сами придумают мелодию которую я им предложу. Для этого надо вслушаться в слова, понять их смысл и представить себе будущую музыку и такой вид работы носит название -импровизация. - Ребята, а вы представляете себе серенького зайчика? Как он выглядит, как движется? - А какой музыкой мы можем передать характер зайчика? Школьники дают ответы на вопросы и демонстрируют пробные показы вокальной импровизации. Использую на уроках различные виды импровизации: вопрос-ответ. Импровизация на эмоционально-образную ситуацию «Мы гуляем в поле и в лесу». В 3-4 классах импровизация на определённое настроение, на заданный ритм, темп, динамику. Чаще всего при импровизации от ученика требуется умение продолжить за учителем мелодию и завершить в тональности, но наряду с этим не отказываюсь от выхода за пределы тональности, когда мелодия может уходить во всевозможные "вопросительные", "незавершённые интонации".

Метод проектов позволяет школьнику пройти путь от идеи до её реализации. Проект - это замысел, план.

Метод проектов - совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических навыков. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт. Я в своей деятельности использую тип игрового проекта. Вот уже третий год работаю над проектом «Музыкальный театр детям».

Цель проекта - приобщить детей к музыкальному искусству.

Мной были поставлены два спектакля и приурочены к неделе музыки-"Теремок" и "Муха Цокотуха". Сейчас идёт работа над оперой "Стрекоза и муравей". В проекте задействованы младшие школьники.


Приёмы вокально-хоровой работы.


Ориентация на результат, ради которого был выбран тот или иной метод, является условием выбора приёмов. Система приёмов определяет не только содержание метода, но и его своеобразие в действии. Один и тот же приём может входить в состав различных методов. Отбирая приёмы , учитель однозначно понимает цель ,на которую они будут направлены. В практике школьного образования уроки музыки являются единственным предметом, где дети осваивают коллективные формы деятельности. Считаю важным, чтобы хоровое пение было для детей, именно, деятельностью, а не формой, в которой развиваются вокально-хоровые навыки. Для этого сами учащиеся должны стать полноправными субъектами этой деятельности. Дети любят приём, который называется "музыкальные шаги". Содержанием действий является какая-либо ритмическая формула, например, ти-ти-та. Все действия выполняются только ногами. Необходимо активизировать свое слуховое внимание. Дети стоят за своими партами, начиная с левой ноги, выполняют движение на месте - ти-ти-та (левая, правая, левая). Способы исполнения могут быть различны: по цепочке, по рядам.

Принципы в вокально-хоровой работе.


Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину. Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами.

Назову принципы, которыми я руководствуюсь в своей деятельности.

1) принцип музыкального развития.

2) принцип наглядности.

3) принцип активности.

4) принцип интереса, увлечённости, положительного отношения к музыке.

5) принцип оптимизации процесса обучения, выявления особенностей каждого учащегося.

В работе с детьми необходимо помнить, что музыкальное мышление вообще является то что оно протекает в эмоциональной форме. Музыка, конечно же, воздействует на их чувства, но, в большей мере, я должна полагаться на свои собственные действия, осуществляемые в рамках урока. Опора на эмоционально-образное восприятие детей позволяет мне использовать принцип активности, так как интересное преподнесение музыкального материала способствует более активному его усвоению, то есть, «учись быстро, чтобы ни у учителя, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием».

Большое значение, на мой взгляд, приобретает и речь учителя, которая наряду с жестом, является мощным средством воздействия на детский коллектив. Если речь красочна и иллюстративна, то она вызывает живой и непосредственный отклик у детей. Такой метод работы основан на использовании также принципа словесно образной наглядности в обучении, при котором абстрактные понятия становятся доступными, благодаря, опоре на примеры из жизни, через словесные описания или рассказ.

В 5 классе поём песню "Болдинская осень" Л. Хайтовича и при знакомстве с песней стараюсь узнать их мнение о А.С.Пушкине, но и сама дополняю беседу интересными фактами из жизни поэта.

Принцип наглядности способствует восприятию материала в вокально-хоровой работе и активизирует такие интеллектуальные операции как память и внимание. Известно, что память ребёнка развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Стараюсь исполнить произведение очень ярко, образно, чтобы вызвать у них живой интерес.

Среди дидактических приёмов, используемых мной на уроке, важное место принадлежит принципу доступности, что предполагает такую организацию вокально-хорового обучения, при которой учебный репертуар по содержанию, объёму, методам преподавания соответствует возрасту учащихся и уровню их общего развития. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, я увеличиваю число народных песен, предложенных программой. В первом классе дети любят петь "Ворона". Эта песня дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа. Дети сами ищут движения, характеризующие персонаж: "ворон в красных сапогах, позолоченных серьгах".

Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т.д.

В четвертом классе мы поем колядки, заклички, в которых ребята стараются искать свою индивидуальную манеру исполнения.

В программе по музыке есть западноевропейская музыка, с которой мы знакомим ребят. Но «Херувимская №7» Бортнянского по красоте и значимости ничуть не меньше. Поэтому хотелось бы через русскую духовную музыку пробудить любовь и к нашей исконно русской культуре.

Обращусь к фрагментам уроков музыки в разных классах, когда духовная музыка органично и естественно вплетается в художественно-педагогическую ткань, атмосферу урока.

Ребята спели колыбельную мамы Козы из оперы «Семеро козлят», вспомнили разные эпизоды из мультфильмов про медвежонка Умку, про мамонтенка, который искал маму. Потом вспомнили колыбельные, которые им пели мамы, и видно, как глаза их светятся теплом, потому что в мире существует вечная тема мать и дитя.

В третьем классе, в разделе «Песенность», идет разговор о возникновении христианства на Руси, отличие обычного пения от церковного песнопения на примере «Богородице дево, радуйся». Дети поют и делают вывод, что церковные произведения очень песенные по характеру.

Россия издревле считалась домом Богородицы. Именно к Богоматери обращался русский человек в самые трудные минуты своей жизни, как ребенок, который бросается к матери при виде любой опасности. Эта мысль развивается в подвиге Александра Невского, Ивана Сусанина. Для нас ария Сусанина - молитва. Именно с таким чувством дети поют это произведение.

Тема Рождества и Пасхи одна из любимых тем младших подростков. Сейчас многие композиторы отражают эту тему в своих произведениях. Одним из них является молодой композитор Людмила Марченко. Дети с удовольствием исполняют ее песни «Ангел», «Рождество», «Пасха». Песни очень светлые и возвышенные по характеру.

Часто в вокально-хоровой работе я использую игровой метод. Дети младшего школьного возраста отличаются преобладанием образных форм мышления "доминантой" эмоционального восприятия действительности. Общаясь с этой категорией детей необходимо помнить, что они способны воспринимать логическую информацию в течении достаточного краткого периода времени, поэтому стараюсь чередовать логическое усвоение материала с игровыми формами работы. Именно игра позволяет легче и быстрее приучить детей к дисциплине и вниманию на занятиях. Более того, игровые элементы в арсенале учителя музыки, на мой взгляд, формируют эстетические потребности ребёнка, стимулируют раскрытие его творческого потенциала. В ходе игры происходит интеллектуальный и эмоциональный прогресс, осуществляется мало заметный и плавный переход от "не труда " к труду, то есть игра выступает как основная и наиболее естественная форма обучения учащихся.

Постепенно народно-игровые формы занятий могут стать потребностью для учителя и учеников, потому что процесс совместного творчества будет приносить радость всем.

Игровые методы работы помогают активнее осваивать новый и трудный для понимания материал ,связанный с запоминанием музыкальной терминологией, приобретением вокально-хоровых навыков. Практический опыт показывает, что применение игровых форм в вокально-хоровом обучении весьма актуален как метод стимулирования учебной деятельности. Такая организация вокально-хоровой работы способствует развитию творческих способностей ,развивает воображение и наглядно-образное мышление ребёнка, расширяет его круг эмоциональных представлений и позволяет добиться точности восприятия музыкального произведения, а, следовательно, адекватности в исполнении.

На своих уроках повсеместно стараюсь использовать метод междисциплинарных взаимодействий. Одним из главных и эффективных путей осуществления развития и воспитания в ходе занятий является использование учителем связи с жизнью, связи теории с опытом - это основополагающий принцип теории. Этот принцип реализуется в первую очередь через практическую направленность, через широкое использование межпредметных связей, через опору на жизненные наблюдения учащихся, на их опыт. Умение эффективно использовать межпредметные связи служит делу повышения не только обучения, но и развития и воспитания.

Предметная область «Искусство» в системе школьного образования -одна из наиболее «открытых» областей, допускающее органическое взаимодействие элементов знания между музыкой, литературой и изобразительным искусством. Природа этого явления заключается в единой эстетической направленности различных видов искусств.

При разучивание песенного репертуара, я обращаюсь к знаниям и умениям, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла. Например, разучивая романс «Островок» С. В.Рахманинова я прошу детей правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слово в словосочетании. Исполняя песню Садко «Заиграйте мои гусельки» я обращаюсь к знаниям из литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические произведения, умение анализировать средства и приёмы художественной выразительности.

Одним из главных секретов высокой активности школьников в учебном процессе состоит в использовании здоровьесберегающих технологий.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности. Кроме того, всякий творческий труд, в том числе на поприще искусства, действует оздоравливающе на человеческий организм. Искусство становится одним из творцов здоровья человека- духовного и физического. Известный венгерский композитор З. Кодаи писал: «Чудесное свойство ритма, дисциплинирование нервов, тренировка гортани и лёгких, всё это ставит пение рядом с физической культурой. И это и другое нужно ребёнку ежедневно не в меньшей степени, чем пища».

Большие возможности для охраны и развития голоса заложены в хоровом пении, но в работе с первыми классами возникают определённые трудности в обучении детей пению. Ребёнок не понимает, как петь, так как привык к речевой технологии. Пение носит характер крикливости.

На занятиях в 1 классе я использую фонопедический метод, с помощью, которого я решаю многие задачи. Фонопедический метод направлен на развитие качественных характеристик голоса (певческого или речевого),так и на формирование певческо-исполнительских навыков. Автором этого метода является В.В.Емельянов. Во втором своём предназначении данный метод выполняет функцию средства освоения навыков элементарного голосового музицирования без обучения элементов собственно музыки.

Артикуляционный аппарат у детей зажат. Мало подвижные губы, вялый язык, зажатая челюсть. Для развития аппарата использую фонопедические игры.

Цель: Научить ощущать мышцы артикуляционного аппарата, управлять ими(поднимать губы, двигать языком, эластично открывать рот).

«Домик для язычка»

Жил был язычок. Он был очень грустный, потому что у него не было домика. Он часто простужался и болел. Но однажды язычок нашёл себе домик-рот. Там было уютно и тепло. Он установил две двери: зубы и губы(предложить детям показать). В домике не было окон, но зато были стены-щёки. Они могли раздуваться как шарики (показать, повторить). Язычок любил прыгать на стенки (толкнуть язык то вправо, то влево). В домике был чердак, Язычок часто наводил там порядок(язык положить между губой и зубами,)Внизу был подвал, Язычок прятался там от грозы(перевести язык вниз между губой и зубами).Ещё Язычок любил бегать по дому(круговые движения языком между губами и зубами).

У маленьких детей дыхание поверхностное, диафрагма, межреберные и грудные мышцы развиты слабо. Дыхание является и энергетическим средством в работе голосового аппарата. Выдох оказывает влияние на характер звучания.

Цель игр: развитие дыхательной мускулатуры.

«Путешествие на машинках»

Сегодня мы отправимся в путешествие на машинах. Накачаем шины: «ш-ш-ш-ш»(на каждый звук активно работает стенка живота, контроль рукой).Заправим бензин: «сссссссссс» (на одном выдохе, каждый раз постепенно увеличивая длительность выдоха)Проверим работу мотора : «вбр», «вбр», «вбр»(вибрация губ).

Используя этот приём, поддерживается высокий тонус дыхательной активности. Описанное упражнение обычно проделывается на первых занятиях. У детей овладевших первичными навыками, надобность в этих упражнениях отпадает.

Хорошая дикция- это ясное и чёткое выговаривание звуков. Она зависит от правильности дыхания, артикуляции. Дикционные упражнения -ещё один способ тренировки дыхания

Упражнение: Бут-кут-кот-кат-кэт-ки

Вут-кут-кот-кат-кэт-ки

Гут-кут-кот-кат-кэт-ки и т.д.

У некоторых детей слабо развит фальцетный регистр. Я прошу детей покричать в грудном регистре и не прекращая фонации перевести в фальцетный режим.

Игра:»Дракончик», Лифт»

На уроках музыки важно соблюдать технику безопасности при вокально-хоровой работе. Правильно проводимые вокальные упражнения укрепляют здоровье школьника. Важна система вокальных упражнений. Чтобы распевание было для детей не утомительным, стараюсь разнообразить этот вид работы, предлагаю исполнить упражнения в разных вариантах.

Приём «эхо»

Сначала весь класс поёт распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поётся ряд распеваний с движением по хроматической гамме.

Приём «перекличка»

Я делю класс на две группы. Сначала распевание поёт одна группа, затем его же повторяет другая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнительностей меняется.

Чтобы результативно реализовать здоровье сберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу провести оценку этих направлений: личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. И поэтому в своей работ я уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению.

В методике обучению пению необходим индивидуальный подход. Хоровое пение является эффективным средством творческого развития ребёнка. Дети, у которых ярко выражены способности к вокальному исполнительству, становятся солистами. С ними ведётся индивидуальная работа. Таковыми являются Оксана Лязаева-5кл., Мхитарян Лида-4кл. Они являются лауреатами районного конкурса «Серебряные колокольчики», постоянными участниками школьных концертов и фестиваля искусств.

Период обучения в пятом - седьмом классе занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы. Вместе с тем практика уроков музыки показывает, что подростки на них часто не получают достаточного объема музыкальных впечатлений, знаний и умений. Одной из главных причин этого является то обстоятельство, что учитель музыки малокомпетентен в вопросах работы с учащимися подросткового возраста и проводит уроки в среднем звене школы формами и методами, существенно не отличающимися от методики музыкального воспитания младших школьников.

Я считаю, что методы музыкальной работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и творческую инициативу подростков. Все большее значение приобретает создание проблемных ситуаций.

Учителю важно помнить, что музыкально-познавательная деятельность ребят должна быть основана на выразительном «осмысленном интонировании и вне его, вне оперирования конкретными музыкально-слуховыми представлениями осуществляться не может». Поэтому огромное значение имеет постоянное расширение и укрепление музыкальной памяти подростков, активное накопление их интонационного музыкального «словаря» (Б. Асафьев). Эта задача имеет тем более важное значение, что без свободного оперирования разнообразными стилевыми и жанровыми интонациями невозможно научиться понимать современный музыкальный язык - язык полистилистики с огромной духовной и художественной емкостью его значений.

Среди исполнительских видов музицирования по-прежнему приоритетное значение имеет певческая деятельность ребят.

В средних классах мне приходится сталкиваться с тем, что дети сами просят петь на уроке, причём готовы делать это все 45 минут, которые идёт урок.

Внимательно отношусь к состояние певческого голоса подростков. В работе с девочками также требуется соблюдение щадящего певческого режима. Именно в певческой деятельности наиболее успешно и «зримо» проявляется их способность к собственной творческой интерпретации музыкальных образов.

Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов.

Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Надо учить детей, подростков думать, размышлять. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению к тайне. Если это настоящее произведение искусства, его невозможно познать до конца.

Дети с удовольствием поют такие песни как "Болдинская осень", "Серебряные колокольчики" Л.Хайтовича, «Школьная тропинка» М.Кудряшова, песни из кинофильма "Приключение электроника".

Значимый акцент в выборе репертуара делаю на исполнение духовной музыки.

Эффективность вокально-хоровой работы на уроке в значительной мере предопределяется степенью активности и заинтересованности учащихся в учебно-познавательном процессе, а так же их самостоятельностью.

Самостоятельность в учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке характеризуется и уровнем аналитического мышления. При формировании аналитического мышления стараюсь подвести учащихся к умению анализировать и оценивать итоги своей деятельности и деятельности своих товарищей по учёбе. Таким образом, формирую навык контроля и самоконтроля, то есть наблюдение учащихся за собственной работой, за работой своих товарищей, анализ и самоанализ, нахождение своих собственных ошибок и ошибок товарищей по учёбе.

Соблюдение учителем музыкально-дидактических принципов и методов в обучении и рациональное применение их в соответствии с возрастными особенностями детей позволяет основательно усвоить и воспроизвести музыкальный материал в практической деятельности.







Заключение.


Главное, в чём я убедилась работая в школе учителем, это то, что невозможно научить ребёнка, если ему не интересно на уроке, если он не увлечён процессом познания. Думаю, что первый постулат удачного взаимодействия учителя и ученика- заинтересованность ребёнка на уроке. Существует довольно много способов сделать урок интересным, повысить активность детей.

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.

Я считаю, что главная задача учителя музыки, сформировать эстетически грамотного человека, который сможет адекватно ориентироваться в современном мире. Независимо от того какую специальность выберет тот или иной человек, где он будет учиться и работать, его будет окружать искусство.

Мы, взрослые люди, любим, когда замечают наши успехи и начинания. По заслугам оценивают наш позитивный вклад в общее дело. На мой взгляд, для учащихся ещё больше, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому необходимо поощрять даже небольшой успех ученика, отмечать его личные достижения в познании искусства, формировать на уроке творческую атмосферу и взаимопонимание. И тогда большинство ребят ответит нам уважением и любовь к искусству пронесут через всю жизнь.






Список используемой литературы:


1) Затямина Т.А.Современный урок музыки М.,2008.Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. М.,2010

2) Искусство и образование-3(65)10-журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания.

3) Искусство и образование-6(62)09.

4) Афанасенко Е .Х. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации. Учитель, 2009.

5) Суязова Г.А. Мир вокального искусства .Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Волгоград, 2009.

6) Рябчикова Е.П. Учебно - методическое пособие для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования для учителей музыки общеобразовательных школ. Нижний Новгород.2009.

7) ДавыдоваМ.А. Поурочные разработки по музыке. М., 2010.

8) Рачина Б. С. Путешествие в страну музыки. Учебно - методическое пособие.Санкт-Петербург.1997.

19

© 2010-2022