Конспект к уроку музыки на тему Авторская песня

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 8 классе в теме «Легкая и серьезная музыка»

Тема урока: «Авторская песня - лёгкая или серьёзная музыка?»

Тип урока: урок-открытие новых знаний.

Цель: способствовать пониманию детьми авторской песни как серьезного по содержанию направления в музыкальной жизни нашей страны и важным общественным явлением.

Задачи:

  • познакомить детей с предпосылками возникновения авторской песни, ее истоками;

  • познакомить с лучшими представителями этого направления, тематикой авторских песен;

  • учиться понимать содержание песен,

  • учиться исполнять авторские песни

  • на основе полученных на уроке знаний придти к выводу о значимости данного музыкального и общественного явления;

  • основываясь на содержание услышанных и исполненных песен, постараться найти ответ на поставленный проблемный вопрос урока.

Предварительная подготовка: заранее дается задание учащимся подготовить сообщения об Окуджаве, Высоцком, Визборе, Галиче и других бардах (на выбор)

Художественно-педагогическая идея урока:

«Думающая песня для думающих людей» (Б. Окуджава)

Ход урока.

1. Оргмомент. Здравствуйте! Я рада вновь видеть вас на уроке музыки. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Давайте начнем наш урок с песни, в которой звучат эти слова.

исполнение «Как здорово!» СЛАЙД .№1

2. Введение в тему урока, целеполагание.

- Взгляните на эпиграф к уроку, СЛАЙД №2

предположите, о чем пойдет речь сегодня.(о песнях, заставляющих думать, имеющих смысл и т.д…)

- Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы все песни несли значимый смысл, но сегодня у нас пойдет речь о таком явлении в жизни нашего общества как авторская песня СЛАЙД №3

Цель нашего урока: познакомиться с авторской песней и в свете нашей темы четверти постараться понять к какой области музыки она относится - легкой или серьезной, можно ли однозначно ответить на этот вопрос. СЛАЙД №4

- Авторскую песню еще называют бардовской. СЛАЙД №5

Бардами называли народных певцов у древних кельтских народов. В современном понимании - это создатель авторской песни.

3. Основная часть (информационный блок)

А) Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов и почитателей этого жанра. А Булат Окуджава, один из основоположников авторской песни, сказал просто и понятно: «Это поэзия под гитару». СЛАЙД№6

Б) Почему же авторская песня? - СЛАЙД №7

потому что создателем и стихов, и музыки был один и тот же автор, он же был и исполнителем своих песен. Вот и автор песни, с которой начался наш урок - Олег Митяев. СЛАЙД №8

В). Рассмотрим время и причины возникновения жанра. СЛАЙД 9

- Это движение возникло в 60-е годы 20 века как отклик на события времени, надежду на обновление общества. Этот период вошел в историю страны как «оттепель», смягчение давления политического режима на общество. Тогда и возник круг таких поэтов как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Булат Окуджава, Юлий Ким, Ада Якушева, Новелла Матвеева, Александр Городницкий и многие другие - люди совершенно разных профессий, вовсе не музыканты. Знакомы вам эти имена? - Да, мы исполняли и раньше песни некоторых из них, и сегодня их вспомним СЛАЙДЫ с 10 по 17

Авторская песня возникла и как противовес развлекательной эстрадной песне, бездуховности которой способствовала погоня за количеством, совершенно теряя при этом качество.

Г) На какой же почве выросла авторская песня? Что являлось истоками этого жанра? - это русский фольклор, песни, проникающие в душу, городской романс под аккомпанемент гитары, революционные и студенческие песни. СЛАЙД 18

Д). Отличительная черта бардовской песни - простота и доверительность. СЛАЙД 19

5. - Давайте задумаемся, почему же люди разных профессий, часто далекие от музыки, пишут песни. Что побуждает их к этому? СЛАЙД 20

Может быть, они, видя несовершенство мира, хотят об этом сказать, чтобы что-то изменить и в себе, и в обществе?

Авторская песня - раздумья о жизни человека, о добре и зле, о смысле жизни, о вечной ценности доброты, любви, сострадания, о человеческом достоинстве. СЛАЙД 21

Это мысли думающих людей для думающих людей…

- Кто же они - российские барды? Я просила вас подготовить сообщения о некоторых из них. Основоположниками жанра называют Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого. СЛАЙД 22

Послушаем сообщения сначала о них.

( дети выступают с сообщениями)

Сообщение о Б. Окуджаве. СЛАЙД 23

Как обобщение сообщения:

I.Булат Окуджава прошел всю войну, поэтому тема войны прочно вошла в его творчество. Своими песнями он и рассказывал о войне и выступал против неё. Еще в 7 классе мы познакомились с песней Окуджавы, которую он написал к кинофильму «Белорусский вокзал», песня «Нам нужна одна победа». Давайте её вспомним и исполним.

(исполнение песни)

О чем она? - о стремлении изгнать врага с родной земли любой ценой, и это стремление объединило всех от мала до велика.

Песни Булата Окуджавы получили широкое и бесспорное признание и оказали влияние на творчество других самодеятельных авторов, в том числе и на Владимира Высоцкого.

II.Сообщение о Высоцком. СЛАЙД№ 24

Высоцкого отличает ни с чем не сравнимая манера исполнения: он поет и согласные звуки, и особый тембр голоса.

Слушание песни «Я не люблю»

- Уже после смерти Высоцкого возникло убеждение в том, что сам Высоцкий - большой национальный поэт, внесший самобытный вклад в нашу культуру. В лучших своих песнях Высоцкий словно устремлялся к нравственным вершинам и звал за собой своих слушателей. Мы уже раньше исполняли его «Песню о друге» из кинофильма «Вертикаль». Давайте ее вспомним и исполним.

Исполнение песни.

О чем она? - о настоящей дружбе.

III.Сообщение о Юрии Визборе. СЛАЙД №25

Визбор любил сильных, добрых и мужественных людей и сам был таким. Он - это поэзия целого поколения. «Наполним музыкой сердца» - призывает он своих слушателей.

Слушаем песню «Наполним музыкой сердца».

А сами исполним одну из самых известных песен Визбора «Милая моя»

О чем песня?

Остальные сообщения мы заслушаем на следующем уроке, из всех сообщений составим папку и назовем ее «Российские барды»

Как видите, темы, волнующие бардов, самые разные СЛАЙД№26

- Пик популярности авторской песни пришелся на 80-е годы. Тогда повсеместно, особенно в студенческой среде, стали возникать КСП - клубы самодеятельной песни. Когда-то и я входила в такой клуб при нашем пединституте. И поверьте, ни с чем несравнимое чувство, когда все в тесном кругу. И не важно, какой у тебя голос, как ты играешь на гитаре. Важно - чувство единения, взаимопонимания.

«Давайте понимать друг друга с полуслова» - эти слова из песни Окуджавы конечно же понятны, близки и дороги тем, кто ценит подлинное человеческое общение.

Давайте и мы друг другу это пожелаем.

Слушание и исполнение песни.

6. Есть у авторской песни и грустная страница. СЛАЙД 29, 30

Это - Валерий Грушин.Ещё в школе Валерий увлекался турпоходами и из каждого привозил новые песни. Ими он щедро делился со своими слушателями. Был душой компании.

После школы Валерий Грушин поступил в Куйбышевский авиационный институт им. С. П. Королёва, где авторской песней увлекались многие. Созданное им трио «Поющие бобры» приобрело популярность как в институте, так и за его пределами.

29 августа 1967 года, на шестом курсе института, Валерий погиб во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции Хадома и его детей.

Друзья Валерия через год после гибели собрались вместе; пели, чтобы почтить память друга. Так родился ежегодный фестиваль авторской песни им. Грушина, проходящий под Самарой, в первые выходные июля, на берегах реки Волги, объединивший любителей и ценителей бардовской песни. И это одно из доказательств, что актуальность и востребованность жанра жива.

7.Подведение итогов. Итак, мы немало узнали об авторской песне. Вернемся к проблемному вопросу: авторская песня - легкая или серьезная музыка?

Для восприятия, для понимания - легкая, а по содержанию - в-основном серьезная, дающая пищу сердцу и уму.

Рефлексия. Закончим урок, как и начинали, в кругу. Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке, сказать, чему научились, что узнали.

5


© 2010-2022