Открытый урок на тему Русские народные ударные музыкальные инструменты часть1

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальная гостиная

«Ударные русские народные музыкальные инструменты»

Цели и задачи:

• накопление слухового восприятия;

• развитие образно-эмоционального восприятия;

• знакомство с народными ударными инструментами,

• знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов;

• приобщение детей к игре на русских народных инструментах;

• обогащение словарного запаса ребенка.

Музыкальный репертуар: пьеса П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»

Оборудование: музыкальные инструменты (ложки, бубен, маракасы, бубенцы, колокольчики).

Ход занятия:

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся c музыкальными инструментами. Инструменты эти придумал народ, поэтому называются они народные. Какие русские народные инструменты вы знаете?

Дети:

Балалайка, ложки, бубен, трещотка.

Педагог: Молодцы!

Народные инструменты можно разделить на четыре группы: ударные, духовые, струнные, клавишно-пневматические. Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни, и в трудовые будни, и в праздники. Удивительные голоса русских народных инструментов помогали людям жить. Талантливые народные умельцы в каждом инструменте отражали традиции своей деревни, местности, края, своей Родины. С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для сопровождения пения или пляски. Известно, что на пирушках в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук.

А сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир народных музыкальных инструментов, а вот каких именно вам придется догадаться самим.

Педагог предлагает детям хлопать в ладоши, ударять ногой по полу, ударять ладошкой по ладошке, затем ударять в бубен, ударять в барабан.

Педагог задает детям вопросы:

- На каких инструментах играли?

- Каким способом?

- Что делали ладошкой, барабанной палочкой, чтобы получился звук?

Затем уточняет: звук возникает от удара - это от слова ударять - «ударный звук», возникло название - ударный инструмент. Значит ударные инструменты те, в которые ударяют ладошкой, молоточком, друг о друга.

Педагог:

Посмотрите-что это? (показывает дерев. Ложки)

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы. В наше время ложки узаконили свое место не только в оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Музыкантов, которые играют на ложках, называются ложкарями, они знают много приёмов игры на ложках. Играют обычно тремя или пятью ложками. Некоторые виртуозы - ложечники закрепляют по нескольку ложек за поясом, в голенищах сапог и успевают пройтись по всем ложкам с такой скоростью, что и взглядом не уследишь. Ловкий ложечник напоминает фокусника или жонглёра, только жонглирует он не предметами, а звуком. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, послушайте, как звучат такие ложки (показ)

Педагог: Сейчас давайте рассмотрим, как устроены бубенцы (дети рассматривают разные бубенцы). Вы видите, что инструмент неправильной формы. На нем есть металлические, маленькие бубенчики, внутри которых свободно перекатываются маленькие металлические предметы. Бубенцы прикреплены к кольцу из кожи, закрепленному к деревянной рукоятке. Этот инструмент имитирует звон колокольчиков русской тройки.

Педагог:

Посмотрите на этот музыкальный инструмент- как он называется? (показывает Бубен).

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Педагог:

Кричит без языка, поет без горла,

Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола - это какой музыкальный инструмент - струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Посмотрите здесь на картинке - вот язык колокола.

А есть колокола без языка.

Что надо сделать, чтобы он зазвучал?

Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой - «колотушкой».

Где вы видели настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал?

Чем можно заменить колокола?

Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола - специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Педагог:

Я продолжаю свой рассказ. И колокольчики, и бубенчики живут в обиходе людей с древних времен. Выгоняет пастух стадо рано утром - а у каждой буренки на шее висит колокольчик, с его высоким звоном она не потеряется в лесу - пастух ее обязательно найдет. Запрягают лошадь, чтобы отправиться в дорогу - а под дугой висит колокольчик, звенит-заливается. Вот послушайте, как композитор передал в музыке его веселое звучание (включается аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из альбома «Времена года»)

Услышали звучание колокольчиков? Хотите им подыграть? (Дети берут инструменты, и идет повторное прослушивание с подыгрыванием на колокольчиках и бубенцах).

Педагог:

Посмотрите на этот ударный инструмент, он называется трещотка.

А почему он так называется? Потому, что она трещит.

Верно, иногда трещотку трескотухой называют. Почему?

Потому что она громко и резко трещит.

Педагог поет и аккомпанирует себе на трещотке:

Треско, треско, трескотуха

Протрещала прямо в ухо:

Раз, два, раз. два, три -

Мне, дружочек, помоги.

На трещотке можно играть, резко сжимая и разжимая пластины или совершая плавные, волнообразные движения руками.

(Дети по желанию импровизируют на трещотке) .

Педагог обращает внимание детей на то, что есть еще одна трещотка, только форма у нее необычная. На что похож инструмент?

На флаг.

Да, поэтому этот инструмент называется трещотка-флажок. Но у него есть еще одно название, и вы его сразу отгадаете. Деревянная рамка трещотки движется (педагог показывает) … Как?

По кругу.

Правильно. Поэтому инструмент называется круговая трещотка.

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Педагог:

Я заканчиваю свой рассказ, но вы знаете, на самом деле у колокольчиков и бубенчиков еще есть много различных применений. Советую вам поговорить об этом дома, расспросить у родителей, что они знают об этих удивительных музыкальных инструментах.

Педагог:

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение в исполнении оркестра русских народных инструментов.



© 2010-2022