ДОКЛАД «Видеозапись на уроках музыкальной литературы»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ГОРОДА ТАЙШЕТА









ДОКЛАД


«Видеозапись на уроках

музыкальной литературы»






Выполнила:

преподаватель по музыкальной литературе

Квасова И.А.








Тайшет

2015г.



Видеозапись на уроках музыкальной литературы

Технические средства обучения (ТСО) уже довольно давно вошли в наши образо-вательные учреждения и в XXI веке получили широкое распространение. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смот-рит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные (зрительные), аудиосредства (звуковые) и аудиовизуальные (зрительно-звуковые) ТСО. К последним и относится телевидение и звукозапись.

Остановимся на психологических особенностях использования ТСО.

ТСО повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том слу-чае, если учитель хорошо представляет и понимает психологические основы их примене-ния.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована ещё Я. А. Каменским, назвавшим её «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы всё, что только можно представлялось для восприятия чувствами. Современные ТСО имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовать на основе учёта психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллио-ны бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учи-теля, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.

Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлекс «Что такое?»: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начина-ет приглядываться, чтобы понять что это такое.

Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащим-ся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использо-вать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влия-ние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и вос-приятия.

В учебно-воспитательном взаимодействии учителя и ученика одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протя-жении всего урока. К. Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фак-тором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый учитель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Он указывает учителю несколько средств сохранения детского внимания: усиление впечатле-ния, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность препода-вания .

Эти средства присущи и видеозаписи. Используя ТСО, необходимо учитывать сле-дующие психологически особенности внимания. Сосредоточенность снимания - удержа-ние внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15-20минут, а потом требуется переключение внимания, краткий отдых. Объём внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7 + - 2. Распределение внимания - одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому на экране главное изображение выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы уилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики.

Полученные с помощью видеозаписи знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.

Разнообразные и неиссякаемые возможности ТСО у ряда учителей порождают ув-лечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель.

Всё хорошо в меру - правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать «вторым золотым правилом» воспитания и обучения. Любое самое велико-лепное средство или метод обречены на провал, если учитель теряет чувство меры в их использовании.

Методика использования ТСО в учебно - воспитательном процессе

Подготовка учителя к исполоьзованию ТСО в учебно-воспитательном процессе.

При подготовке учителя к занятиям с использованием ТСО (видеозаписей) ему не-обходимо проделать большую работу. Опираясь на учебные планы, программы, методи-ческие пособия, определяющие общие рамки процесса обучения, преподаватель конст-руирует его программу с учетом стоящих перед ним задач, возможностей и интересов учащихся. Использование видеозаписей на уроках требует более тщательного подхода к проектированию системы собственных действий и действий учащихся. Она имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую.

Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределения ТСО (видеозаписей) по темам, т.е. соз-дание системы включения их в изучение материала по всему курсу или большому разделу.

Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной мето-дической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной для каждого преподавателя, но должна базироваться на общих принципах использования ТСО на уро-ке.

Для учителя очень важны поиски эффективной методики применения аудиовизу-альных средств обучения. Урок может быть насыщен самыми современными технически-ми средствами, но желаемая результативность - возрастание качества знаний, умений и навыков - достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.

Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения тех-нических средств:

а) недостаточная методическая подготовленность учителя;

б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных посо-бий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

в) бесплановость, случайность их применения;

г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нару-шаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения - усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени оп-ределяет качество понимания и усвоения учебного материала. Доя глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе актив-ной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизу-альных средств со словом учителя. На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы активно работал ученик. Слово учителя - необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью.

Учитель выделяет основные объекты и явления, раскрывает их сущность, сосредо-тачивает внимание на содержании видеозаписи, активизирует мыслительную деятель-ность учащихся, устанавливает связи между содержанием видеофильма и темой урока, подводит учащихся на основе сформированных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей - формированию понятий.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной видеофильм необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом фильме. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее сущест-венные стороны изучаемого на уроке материала.

От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядности и слова учителя.

Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе.

Учебный видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная на-сыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления ин-формации с телеэкрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические возможности видеофильма на уроке. Это источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобще-ния и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для самостоя-тельной работы учащихся.

Подавляющее большинство фильмов можно использовать в различных учебных ситуациях, в зависимости от целей и содержания урока. Так, например, видеофильм «Симфонические тайны» сначала можно смотреть по частям на первом году обучения: группа деревянных духовых инструментов, группа медных, группа струнных, а на обоб-щающем уроке - просмотреть фильм целиком. Но это не значит, что структура и содер-жание фильма строго предопределяют его дидактические функции на уроке. Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообраз-ных дидактических задач.

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видеофильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объём, качество со-держания и характер подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель; насколько уда-чен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности; в какой степени он соответ-ствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности.

Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать во-просы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном на-правлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4 - 6 минут, общее количество фрагментов на одном уроке не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке 20 - 30 минут. Многие видеофильмы не превышают этого времени. Фильм «Мусоргский» идёт 15 минут, «Композитор Глазунов» - 20 минут, «Судьбы скрещенье» (Мусоргский и Пушкин) - 22 минуты, «Последняя симфония» и «Портрет Рахманинова» - 25 минут.

Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без комментария учителя.

Необходимо продумывать время фильма в структуре занятия. При отборе материа-ла фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или в других классах. Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Важным моментом при подготовке к использованию видеозаписи является уста-новление её связи с другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.

Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его де-монстрацией учитель произносит непродолжительное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздержаться от его комментария; он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий должен быть предельно лаконичным, чётким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случа-ях, когда надо:

• пояснить непонятные места фильма;

• обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;

• подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учи-теля останутся незамеченными;

• теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;

• связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.

Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к кото-рым он относится. Лучше всего задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного - 2 -3. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи следует ставить вопросы, направляемые на описание картин и т.п.

Примерные вопросы

• Какой из эпизодов фильма наиболее запомнился? Почему?

• Как музыка помогает нам понять характер того или иного героя?

• Что нового и интересного вы узнали из этого эпизода?

• Что рассказывают нам о композиторе его произведения?

Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.

Если фильм используется как источник знания и содержит новые для учащихся сведения, то для качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма.

Учебный видеофильм - эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики ещё некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

Важно учесть ещё и то, что одного только просмотра фильма для усвоения зало-женной в нём учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экран-ного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.

После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную сис-тему, сделать выводы, обобщения, направить мысль школьников на подтверждение поло-жений урока.

Чаще всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель вос-производит в памяти учащихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой ло-гической переработке: анализу, сопоставлениям и т.д. Бывает необходимо посмотреть фильм повторно. При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подроб-ности, пропущенные при первом просмотре. Повторный показ можно использовать в це-лях обобщения и контроля.

Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формирова-нию проблемы.

Подготовленный видеофильм учитель может продемонстрировать на уроке полно-стью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить записи или ка-кие-либо задания на доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с исполь-зованием видеозаписей сохраняется обратная связь между учителем и классом.

Дидактические возможности применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими СО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока.

Видеозапись на уроках музыкальной литературы.

Неотъемлемой частью методики преподавания музыкальной литературы является постоянное использование экранно-звуковых средств. Почти ни один урок не проходит без применения звукозаписей (фрагментов музыкальных произведений) и репродукций картин или фрагментов картин известных художников.

С одной стороны, экранно-звуковые средства облегчают работу учителя, с другой - несомненно, усложняют и обогащают её, делая более творческой, интересной, создавая условия для самообразования учителя, его профессионального роста.

Появление компьютерной техники значительно расширило возможности использо-вания видеозаписей в школе. Применение видеозаписей телевизионных передач (мы за-писали «Симфонические тайны», оперы «Евгений Онегин» и «Борис Годунов», фильм о Шаляпине «Маска и душа») имеет определенные преимущества по сравнению с прямой трансляцией: учитель получает возможность предварительно ознакомиться с содержанием и последовательностью изложения телепередачи, в любое время использовать её целиком или фрагментарно на уроке или при проведении внеклассного мероприятия, если надо - неоднократно её повторять. Российские и зарубежные ученые рассматривают видеозапись как современное перспективное средство обучения и воспитания.

Опыт использования видеозаписей на уроках музыкальной литературы, музыкаль-ной грамоты, истории хореографического искусства, истории театрального искусства, истории изобразительного искусства и др. в Детской школе искусств г. Сегежи позволяет говорить о несомненной целесообразности этой формы работы.

На сегодняшний день мы имеем 46 видеофильмов, среди них оперы «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Иван Сусанин», фильм-опера «Князь Игорь» (всего 17 опер), и балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» (9 балетов), биографические фильмы: «Мусоргский», «Последняя симфония» (6 симфония Чайковского), «Портрет Рахманинова», «Композитор Глазунов», «Судьбы скрещенье» (Мусоргский и Пушкин»). В школе имеется также «Комплексное аудиовизуальное пособие по слушанию музыки и изучению оперно - балетных жанров», состоящее из 40 лазерных дисков, которое включает в себя оперы : «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Снегурочка», «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро»; балеты: «Щелкунчик», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Петрушка»; кантату «Александр Невский».

Попробуем на конкретных примерах показать педагогические возможности ис-пользования видеозаписей на уроках. Прежде всего, необходимо выделить ситуации, где применение видеозаписей может дать и при разумном использовании даёт педагогический эффект.

Одна из таких ситуаций - необходимость ввести в класс документальные материа-лы, хронику событий. Видеозапись предоставляет возможность демонстрации уникальных кадров, какие, например, содержит фильм «Портрет Рахманинова». Рассказывая о выдающемся русском композиторе, автор отмечает, как важно «погрузиться в ту эпоху, когда творил великий музыкант, поэт или художник, узнать об атмосфере, которая царила тогда в обществе». Школьники видят кадры кинохроники второй мировой войны, кинокадры, запечатлевшие живого Рахманинова в кругу семьи.

Фильм «Судьбы скрещенье» (Мусоргский и Пушкин) рассказывает об истории соз-дания «Бориса Годунова» Пушкиным и Мусоргским, даёт возможность учащимся увидеть Михайловское Пушкина и Петербург, где создавал оперу Мусоргский. Услышать и уви-деть фрагменты из оперы «Борис Годунов», увидеть знаменитый портрет Репина, напи-санный в Николаевском военном госпитале, памятник Мусоргскому в Александро-Невской лавре, на котором выгравированы ноты и слова из монолога Пимена «Ещё одно последнее сказанье»…»

Другой случай, когда необходимо познакомить учащихся с образцами высокого исполнительского мастерства. Примером может служить видеофильм «Времена года в исполнении Михаила Плетнева.

Особенно уместно применение видеозаписи при изучении оперы. Природа оперы как жанра искусства требует слияния звукового ряда со зрительным. От взаимодействия слышимой музыки и зрительного впечатления и рождается художественный образ. Вне зрительной конкретности подростки вряд ли в состоянии правильно понять и хорошо ус-воить многие из особенностей изучаемых произведений. Только благодаря видеозаписи можно «увидеть» облик Бориса, Пимена, Варлаама и Юродивого из «Бориса Годунова»; Кончака, Галицкого из «Князя Игоря» и т.д.

Изучая оперы «Евгений Онегин», «Борис Годунов» мы использовали видеозапись опер с телеканала «Культура», ведущим которого является музыковед Святослав Бэлза. Видеозапись интересна тем, что С. Бэлза рассказывает об истории создания оперных ше-девров, показывает нам личность композитора-творца. Опера «Борис Годунов» интересна тем, что она исполняется на Псковской земле, у стен Святогорского монастыря, где нахо-дится могила А. С, Пушкина и исполняют её артисты Большого театра России. С не меньшим успехом использование видеозаписи применимо и при изучении ба-летов, и отдельных произведений. Так, например, в фильме «Последняя симфония» инте-ресен зрительный ряд: школьникам предоставляется возможность увидеть Дом-музей П. Чайковского в Клину, где создавалась Шестая симфония; Дом-музей в Воткинске, где ро-дился композитор; фотографии Дезире Арто и Надежды Филаретовны фон Мекк, которая долгое время оставалась его другом. Подбор и монтаж словесного и зрительного мате-риала приобретают в фильме особое значение, создавая целостный образ. Таким образом, видеозапись можно рассматривать как средство воспитания куль-туры зрительского восприятия и как средство воспитания общей культуры учащихся.

Список использованной литературы:

1. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку. Первый год обучения. Под ред. Е. Б. Ли-сянской. - М., 1996.

2. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку. Вып.3. Под ред. Е. Б. Лисянской. - М., 1998.

3. Акимова Л. Ю. Учимся слушать музыку. Вып.4. Под ред. Е. Б. Лисянской. - М., 1999.

4. Белов Л.А. Методические рекомендации по использованию видеозаписей в учебно-воспитательном процессе.- М., 1984.

5. Зазнобина Л. С., Прессман Л. П. О внедрении видеозаписи в школу//Советская пе-дагогика.- 1979.- № 7.

6. Каджаспарова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. - М., 2001.

7. Лагутин Л. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ.- М., 1982.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Времена года - В мире музыки - 2

2. Композитор Глазунов. - В мире музыки - 2.

3. балет «Лебединое озеро»,

4. Мусоргский «Вперед, к новым берегам». - В мире музыки - 2.

5. «Симфонические тайны (телеканал «Культура»): ведущий Дадли Мор, дирижер Джордж Шолти.

6. Судьбы скрещенье. - В мире музыки - 1.

7. Последняя симфония. - В мире музыки - 2

8. Портрет Рахманинова. - В мире музыки - 1.

9. «Спящая красавица

10. «Комплексное аудиовизуальное пособие по слушанию музыки и изучению оперно - балетных жанров», состоящее из 40 лазерных дисков, которое включает в себя оперы : «Жизнь за ца-ря», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Снегу-рочка», «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро»; балеты: «Щелкунчик», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Петрушка»; кантату «Александр Невский».





© 2010-2022