- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока по музыкальной литературе «Композиторы романтики»
Технологическая карта урока по музыкальной литературе «Композиторы романтики»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хабирова Е.Н. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по музыкальной литературе
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена Насимовна
МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
села Иглино, ИглинскогорайонаРеспублика Башкортостан
Учебный предмет: музыкальная литература
Класс: второй год обучения
Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская
Тема урока: Композиторы эпохи романтизма .
Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.
Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные знания о композиторах- романтиках: Франце Шуберте, Фридерике Шопене, Роберте Шумане, Ференце Листе. Активизировать музыкальные представления , слух и память. Уметь сопоставлять факты , события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.
Оснащение и оборудование урока:
компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Портреты композиторов Шуберта, Шопена, Шумана, Листа. Таблички с тестами заданий.
Ход урока.
Учитель : Здравствуйте дорогие ребята. Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный композиторам-романтикам. В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь 19 век .Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Сегодня на нашем обобщающем уроке мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое секста?
Ученики: это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.
Учитель : вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все кто это сделает правильно получат оценку «5».
Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на 4команды путем жеребьевки с помощью красных, желтых, и синих жетонов.(соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора
( Франц Шуберт, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Ференц Лист) в который вы должны собрать все 6 правильных ответов на задания. Ведущий читает задания на карточках, которые в перемешанном виде лежат на столе вниз надписью.Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает ее себе. Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют остальные команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.
Приложение:
Прилагается образец карточек и контрольных листов
(3 шт. по количеству команд)
Контрольный лист :
-
Портрет композитора
-
Краткие сведения из биографии( без указания фамилии и имени)
-
Перечень наиболее выдающихся произведений.
-
Высказывания композитора об искусстве, о своей жизни.
-
Оценка творчества композитора.
-
Музыкальный фрагмент из его произведений(название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)
В процессе игры каждое поле должно быть закрыто карточкой с заданием которое зачитывает ведущий. Все предложенные задания распечатываются и разрезаются, затем при правильном ответе отдаются игрокам.
Образцы карточек с заданиями:
-
Портрет Франца Шуберта(1797-1828)
-
Родился В 1797 году в местечке Лихтенталь ,в предместье Вены в семье школьного учителя. С детства воспитывался в музыкальной семье. Во время учебы в конвикте на его способности обратил внимание Антонио Сальери и стал учить его композиции. Не послушав отца работать школьным учителем, он оказался на грани нищеты, но не смотря на это сочинял музыку. Слава и успех пришли к нему благодаря друзьям, которые исполняли его произведения( в частности Михаэль Фогль).
-
Неоконченная симфония, Серенада, Аве Мария, Форель, Музыкальные моменты и Экспромты., вокальные циклы «Прекрасная мельничиха»,» «Зимний путь». Баллада « Лесной царь».
-
В своем единственном произведении в прозе «Мой сон»композитор написал: «Так снова я удалился ,и с сердцем , исполненным бесконечной любви к тем, которые пренебрегли мною, снова отправился на чужбину. Песни пел я долгие, долгие годы»
"От всей глубины души моей я ненавижу односторонность, которая многих заставляет думать, что только то, чем они занимаются, является лучшим". Ф.Шуберт
-
«Смерть похоронила здесь богатое сокровище. Но еще более прекрасные надежды»- такая надпись друга композитора Грильпарцера высечена на памятнике под бюстом творца.
-
симфония, Серенада,Форель.
-
Портрет Фридерика Шопена(1810-1849).
-
Родился в 1810году в местечке Желязова Воля . В семье все время звучала музыка. 20 лет своей жизни он прожил в Польше , а потом вынужден был уехать навсегда. Все оставшуюся жизнь он прожил воФранции.Вкоторой в то время жили многие знаменитые деятели культуры и искусства. В 1848 году едет на гастроли в Лондон, где дает уроки , зарабатывая себе на жизнь. Там он последний раз играет на польском балу.
-
Мазурки , вальсы, полонезы, фантазия,экспромты. прелюдии, этюды.
-
« Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я долженнаходиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой».
« Музыка не имеет отечества: отечество ее вся вселенная»
5)«Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине". Ф.Лист (о Шопене)
«Он (Шопен) создал свой фортепианный стиль, в которомсочетается и виртуозность,и тонкийглубокий лиризм. Он создал новые типы звучания фортепиано, новый колорит звучания на фортепиано, новая техника в педали», «( Шопен )это бард, рапсод, дух, душа
фортепиано". А.Рубинштейн
6)Звучат фрагменты произведений: Ноктюрн фа -диез минор, Вальс до -диез минор, Мазурка, Этюд№12 Революционный.
1)Портрет Роберта Шумана(1810-1856)
2)Родился в 1810 году в Цвиккау , в Саксонии. Музыкальные дарования проявились у мальчика рано, и в 7 лет его отдали обучаться игре на фортепиано.После окончания гимназии поступил на юридический факультет Лейпцигского университета , но любовь к музыке взяла верх, и он берет уроки игры у замечательного педагога того времени Фридриха Вика . Из-за травмы пальца, он отказался от карьеры пианиста и полностью посвятил себя композиции и музыкальной критике. Вместе с друзьями оно основал газету, которая стала пропагандировать прогрессивные направления в искусстве. В 1844 вместе с женой Кларой посещает Россию. Последние годы жизни провел в клинике для душевнобольных.
3)Цикл пьес для фортепиано «Карнавал», вокальный цикл «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины». «Бабочки» (1829-1831), вариация «Аbegg» (1830), «Симфонические этюды» (1834), «Карнавал» (1834-1835), «Фантазия» (1836), «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериана» (1838) и множество других произведений 30-х годов для фортепиано открыли новую страницу в истории музыкального искусства.
4 )«Всё человеческое в человеке и в художнике
тоже подвержено времени и его влияниям, это
относится и к голосу и к красивой внешности.
Но всё, что выше этого - душа, поэзия -
сохраняются у любимцев Богов в
неприкосновенной свежести во всех возрастах…»(Р.Шуман)
5) «…Романтизм все более сводится к чистой лирике…- пишет Н. Я. Берковский.- Мечта не превращалась в предметный мир, как романтики того ожидали, она осталась в человеке, ее значение свелось к раскрытию внутренней его жизни, к глубокому свидетельствованию о ней».
-
Фрагменты из произведений: Марш давидсбюндлеров , Бабочки.
-
Портрет Ференца Листа (1811-1886)
2) Родился 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене. Педагогом Ференца по игре на фортепиано был К. Черни, по композиции - А. Сальери.
Выступая в концертах с девяти лет, стал знаменит как пианист-виртуоз.
В 1823-1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность.
В своём композиторском творчестве выдвигал идею синтеза нескольких искусств, прежде всего музыки и поэзии. Отсюда основной его принцип - программность (музыка сочиняется на определённый сюжет или образ). Итогом путешествия по Италии и знакомства с картинами итальянских мастеров стал фортепианный цикл «Годы странствий»
Гастролировал по всей Европе с неизменным триумфом, но затем он оставил концертную деятельность и поселился в Веймаре, приняв должность придворного капельмейстера. В Веймаре были созданы самые значительные произведения: В 1847-1885 гг. написал 19 венгерских рапсодий, призванных донести до европейского слушателя музыку родной автору страны.
В 64года принял сан аббата, но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам.
В 1875 г. по инициативе композитора в Будапеште открылась Музыкальная академия (ныне носит его имя),став её первым президентом и профессором.
Скончался 31 июля 1886 г. в городе Байрёйт.
3)«Фауст-симфония» , «Симфония к "Божественной комедии"» по Данте), два фортепианных концерта ,«Этюды трансцендентного исполнения» (этюды высшего исполнительского мастерства), 12 симфонических поэм, 19 венгерских рапсодий.
4)"Работайте, - если бы ваши вещи даже не игрались, не издавались, не встречали сочувствия, верьте - они пробьют себе почетную дорогу; у вас громадный и оригинальный талант". Ф.Лист
«Есть музыка, которая к нам идет, и - другая, которая требует, чтобы мы к ней шли» (Ф. Лист)
5)В своем завещании он ( Ференц Лист) написал: «Всем, что я сделал за двенадцать последнихлет, я обязан женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако,мешали зло и мерзкие
интриги … Имя этой любимой женщины - княгиня Каролина Витгенштейн.»
-
Фрагменты из произведений: Грезы любви, Венгерская рапсодия №2.
В конце урока подводятся итоги , выбирается команда, закрывшая
наибольшее количество вопросов.