Технологическая карта урока по музыкальной литературе «Композиторы романтики»

Технологическая карта урока по музыкальной литературе Преподаватель  высшей категории Хабирова Елена Насимовна МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина  села Иглино, ИглинскогорайонаРеспублика Башкортостан  Учебный предмет: музыкальная литература Класс: второй год обучения Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская Тема урока: Композиторы эпохи романтизма .   Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.   Цели и задачи:  Повторить и закрепить полученные знания о  композиторах- романтика...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по музыкальной литературе

Преподаватель высшей категории Хабирова Елена Насимовна

МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина

села Иглино, ИглинскогорайонаРеспублика Башкортостан

Учебный предмет: музыкальная литература

Класс: второй год обучения

Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская

Тема урока: Композиторы эпохи романтизма .

Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.

Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные знания о композиторах- романтиках: Франце Шуберте, Фридерике Шопене, Роберте Шумане, Ференце Листе. Активизировать музыкальные представления , слух и память. Уметь сопоставлять факты , события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.

Оснащение и оборудование урока:

компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Портреты композиторов Шуберта, Шопена, Шумана, Листа. Таблички с тестами заданий.

Ход урока.

Учитель : Здравствуйте дорогие ребята. Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный композиторам-романтикам. В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь 19 век .Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Сегодня на нашем обобщающем уроке мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое секста?

Ученики: это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.

Учитель : вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все кто это сделает правильно получат оценку «5».

Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на 4команды путем жеребьевки с помощью красных, желтых, и синих жетонов.(соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора

( Франц Шуберт, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Ференц Лист) в который вы должны собрать все 6 правильных ответов на задания. Ведущий читает задания на карточках, которые в перемешанном виде лежат на столе вниз надписью.Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает ее себе. Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют остальные команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.

Приложение:

Прилагается образец карточек и контрольных листов

(3 шт. по количеству команд)

Контрольный лист :

  1. Портрет композитора

  2. Краткие сведения из биографии( без указания фамилии и имени)

  3. Перечень наиболее выдающихся произведений.

  4. Высказывания композитора об искусстве, о своей жизни.

  5. Оценка творчества композитора.

  6. Музыкальный фрагмент из его произведений(название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)

В процессе игры каждое поле должно быть закрыто карточкой с заданием которое зачитывает ведущий. Все предложенные задания распечатываются и разрезаются, затем при правильном ответе отдаются игрокам.

Образцы карточек с заданиями:

  1. Портрет Франца Шуберта(1797-1828)

  2. Родился В 1797 году в местечке Лихтенталь ,в предместье Вены в семье школьного учителя. С детства воспитывался в музыкальной семье. Во время учебы в конвикте на его способности обратил внимание Антонио Сальери и стал учить его композиции. Не послушав отца работать школьным учителем, он оказался на грани нищеты, но не смотря на это сочинял музыку. Слава и успех пришли к нему благодаря друзьям, которые исполняли его произведения( в частности Михаэль Фогль).

  3. Неоконченная симфония, Серенада, Аве Мария, Форель, Музыкальные моменты и Экспромты., вокальные циклы «Прекрасная мельничиха»,» «Зимний путь». Баллада « Лесной царь».

  4. В своем единственном произведении в прозе «Мой сон»композитор написал: «Так снова я удалился ,и с сердцем , исполненным бесконечной любви к тем, которые пренебрегли мною, снова отправился на чужбину. Песни пел я долгие, долгие годы»

"От всей глубины души моей я ненавижу односторонность, которая многих заставляет думать, что только то, чем они занимаются, является лучшим". Ф.Шуберт

  1. «Смерть похоронила здесь богатое сокровище. Но еще более прекрасные надежды»- такая надпись друга композитора Грильпарцера высечена на памятнике под бюстом творца.

  2. симфония, Серенада,Форель.


  1. Портрет Фридерика Шопена(1810-1849).

  2. Родился в 1810году в местечке Желязова Воля . В семье все время звучала музыка. 20 лет своей жизни он прожил в Польше , а потом вынужден был уехать навсегда. Все оставшуюся жизнь он прожил воФранции.Вкоторой в то время жили многие знаменитые деятели культуры и искусства. В 1848 году едет на гастроли в Лондон, где дает уроки , зарабатывая себе на жизнь. Там он последний раз играет на польском балу.

  3. Мазурки , вальсы, полонезы, фантазия,экспромты. прелюдии, этюды.

  4. « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я долженнаходиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой».

« Музыка не имеет отечества: отечество ее вся вселенная»
5)«Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине". Ф.Лист (о Шопене)

«Он (Шопен) создал свой фортепианный стиль, в которомсочетается и виртуозность,и тонкийглубокий лиризм. Он создал новые типы звучания фортепиано, новый колорит звучания на фортепиано, новая техника в педали», «( Шопен )это бард, рапсод, дух, душа

фортепиано". А.Рубинштейн

6)Звучат фрагменты произведений: Ноктюрн фа -диез минор, Вальс до -диез минор, Мазурка, Этюд№12 Революционный.

1)Портрет Роберта Шумана(1810-1856)

2)Родился в 1810 году в Цвиккау , в Саксонии. Музыкальные дарования проявились у мальчика рано, и в 7 лет его отдали обучаться игре на фортепиано.После окончания гимназии поступил на юридический факультет Лейпцигского университета , но любовь к музыке взяла верх, и он берет уроки игры у замечательного педагога того времени Фридриха Вика . Из-за травмы пальца, он отказался от карьеры пианиста и полностью посвятил себя композиции и музыкальной критике. Вместе с друзьями оно основал газету, которая стала пропагандировать прогрессивные направления в искусстве. В 1844 вместе с женой Кларой посещает Россию. Последние годы жизни провел в клинике для душевнобольных.

3)Цикл пьес для фортепиано «Карнавал», вокальный цикл «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины». «Бабочки» (1829-1831), вариация «Аbegg» (1830), «Симфонические этюды» (1834), «Карнавал» (1834-1835), «Фантазия» (1836), «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериана» (1838) и множество других произведений 30-х годов для фортепиано открыли новую страницу в истории музыкального искусства.

4 )«Всё человеческое в человеке и в художнике
тоже подвержено времени и его влияниям, это
относится и к голосу и к красивой внешности.
Но всё, что выше этого - душа, поэзия -
сохраняются у любимцев Богов в
неприкосновенной свежести во всех возрастах…»(Р.Шуман)

5) «…Романтизм все более сводится к чистой лирике…- пишет Н. Я. Берковский.- Мечта не превращалась в предметный мир, как романтики того ожидали, она осталась в человеке, ее значение свелось к раскрытию внутренней его жизни, к глубокому свидетельствованию о ней».


  1. Фрагменты из произведений: Марш давидсбюндлеров , Бабочки.


  1. Портрет Ференца Листа (1811-1886)

2) Родился 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене. Педагогом Ференца по игре на фортепиано был К. Черни, по композиции - А. Сальери.

Выступая в концертах с девяти лет, стал знаменит как пианист-виртуоз.

В 1823-1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность.

В своём композиторском творчестве выдвигал идею синтеза нескольких искусств, прежде всего музыки и поэзии. Отсюда основной его принцип - программность (музыка сочиняется на определённый сюжет или образ). Итогом путешествия по Италии и знакомства с картинами итальянских мастеров стал фортепианный цикл «Годы странствий»

Гастролировал по всей Европе с неизменным триумфом, но затем он оставил концертную деятельность и поселился в Веймаре, приняв должность придворного капельмейстера. В Веймаре были созданы самые значительные произведения: В 1847-1885 гг. написал 19 венгерских рапсодий, призванных донести до европейского слушателя музыку родной автору страны.

В 64года принял сан аббата, но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам.

В 1875 г. по инициативе композитора в Будапеште открылась Музыкальная академия (ныне носит его имя),став её первым президентом и профессором.

Скончался 31 июля 1886 г. в городе Байрёйт.

3)«Фауст-симфония» , «Симфония к "Божественной комедии"» по Данте), два фортепианных концерта ,«Этюды трансцендентного исполнения» (этюды высшего исполнительского мастерства), 12 симфонических поэм, 19 венгерских рапсодий.

4)"Работайте, - если бы ваши вещи даже не игрались, не издавались, не встречали сочувствия, верьте - они пробьют себе почетную дорогу; у вас громадный и оригинальный талант". Ф.Лист

«Есть музыка, которая к нам идет, и - другая, которая требует, чтобы мы к ней шли» (Ф. Лист)

5)В своем завещании он ( Ференц Лист) написал: «Всем, что я сделал за двенадцать последнихлет, я обязан женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако,мешали зло и мерзкие

интриги … Имя этой любимой женщины - княгиня Каролина Витгенштейн.»

  1. Фрагменты из произведений: Грезы любви, Венгерская рапсодия №2.

В конце урока подводятся итоги , выбирается команда, закрывшая

наибольшее количество вопросов.



© 2010-2022