Конспект урока по музыке на тему М. Глинка опера Руслан и Людмила

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Конспект урока музыки в 3 классе
по теме: М. Глинка опера «Руслан и Людмила»












Тема урока: М. Глинка опера «Руслан и Людмила».

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.

Цель: - познакомить детей с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила», дать понятия оперы, увертюры, финала.

Задачи: познакомить детей с понятиями: опера, увертюра, финал; развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру детей; формирование музыкально-слуховых представлений;

Методы: - словесный (беседа, рассказ), наглядно зрительный, метод свободного дирижирования.

Музыкальный материал: М. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила», финал оперы «Руслан и Людмила».

Наглядный материал: портрет М. Глинки.







Ход урока:

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель».

У: Откройте тетради, запишите число и новую тему урока: М. Глинка опера «Руслан и Людмила».

Дети записывают в тетради тему урока.

У: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с оперой «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Учитель обращает внимание детей на портрет М. Глинки.

У: Что такое опера?

/ответы детей/

У: Опера - вокально-театральный жанр музыки.

Определение оперы записано на доске. Дети записывают в тетради.

У: А почему его называют вокально-театральным?

/ответы детей/

У: Потому что, оперу можно назвать театральным представлением. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным.

У: В основу оперы положено либретто (по-итальянски - книжечка) - литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в его основу. Открывается опера увертюрой - небольшим оркестровым вступлением ,создающим общее настроение всей оперы.

Определения оперы и увертюры написаны на доске. Дети записывают в тетрадь.

У: Сама опера состоит, в основном, из законченных вокальных номеров - арий, ансамблей и речитативов. Ария (по-итальянски - ветер, воздух) законченный эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Русская опера заняла одно из ведущих мест в мировом искусстве лишь в 19 веке! Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М. Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Но сегодня особое внимание хочу уделить опере «Руслан и Людмила» .

У: Ребята я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте. Я буду задавать вопросы. А чтобы вы лучше смогли представить образы, возникающие у вас при слушании стихотворения, можно закрыть глазки.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...

У: Кто автор стихотворения? О чем это стихотворение?

/ответы детей/

Учитель обращает внимание детей на картину к стихотворению "У лукоморья дуб зеленый..."

У: Ребята, я сейчас вам прочитала вступление к поэме Пушкина "Руслан и Людмила", а теперь мы с вами послушаем увертюру к опере М. Глинки "Руслан и Людмила" и постараемся представить себе и услышать описанные Пушкиным образы.

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»

У: Ребята, как звучала музыка? Изменялась ли динамика, темп? Характер звучания увертюры и характер стихотворения Пушкина схожи или различны? Какие образы возникали у вас при прослушивании увертюры?

/ответы детей/

У: Музыка Глинки соответствует стихам Пушкина. Все образы можно ярко представить. Динамика и темп музыки менялись - музыка то нарастала, то стихала.

Физическая минутка.

У: А теперь давайте превратимся в слушателей и послушаем финал оперы «Руслан и Людмила», и определим характер звучания музыки.

Звучит финал оперы «Руслан и Людмила».

У: Ребята, понравилась ли вам музыка? Какого характера она была? Какие образы у вас возникли при ее прослушивании? Какие средства выразительности использовал композитор?

/ответы детей/

Учитель обращает внимание детей на доску с выписанными словами (прилагательными) и предлагает детям выбрать слова характеризующие финал оперы "Руслан и Людмила".

- торжественно

- грустно

- громко

- грациозно

- нежно

- мощно

- величаво

Дети устно выполняют задание.

Подведение итогов:

У: С каким композитором мы сегодня познакомились? Что такое опера? Что такое увертюра? Как называется опера с которой мы сегодня познакомились?

/ответы детей/

Домашнее задание: выучить определения опера, увертюра.



© 2010-2022