Из опыта работы с хоровым коллективом

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19



Организация и работа хорового коллектива

(из опыта работы)

учителя музыки

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Белая средняя общеобразовательная школа»

Ищенко Надежды Николаевны



ВВЕДЕНИЕ

Хоровое пение - искусство истинно народное

А.В.Свешников

Хор - это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.

Хоровые занятия решают задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Именно хоровое пение как искусство истинно массовое развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.

Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка, поэтому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.

Процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских и технических трудностей, поэтому стремлюсь воспитывать в детях трудолюбие, убеждая их подчинить свои личные интересы интересам коллектива. Это важные задачи я ставила перед собой организовывая хор, ведя учебно-воспитательную и целенаправленную работу по усвоению разнообразного репертуара. И, конечно, важное значение имеют организационные вопросы работы хора.

Создание хорового коллектива

Когда я поставила перед собой задачу создать хор, прежде всего определила, что это будет коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении будет охватывать, какой у хора будет репертуар.

Заранее определила объем работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитала сколько времени будет отведено на слушание музыки, беседы, разборы услышанного, разучивание произведений.

Организацию хорового коллектива я начала с приема будущих певцов. Приемлемыми требования были следующими. Поступающий по своему выбору должен исполнить без сопровождения песню или ее часть. Или предлагала сама спеть ребятам еще одну мелодию из наиболее известных песен.

Для полного ознакомления с голосовыми данными и слухом играла на фортепиано короткие попевки и просила повторить их голосом.

Старших школьников прослушивала дважды, и именно при повторном прослушивании обращала внимание на диапазон, чтобы наиболее точно определить первое это сопрано, второе или альт. Голоса называла именно так, а не первым и вторым, иначе ребята будут задавать вопрос: «Почему я второй?».

Все данные, касающиеся голоса, слуха и памяти записывала в специальную тетрадь. Это позволило мне следить за его развитием. Считаю что в хор нужно принимать детей, слабо проявивших себя на прослушивании, но имеющих большое желание заниматься пением.

Я обратила внимание, что дети при первом прослушивании не могут показать всех своих возможностей из-за стеснительности или отсутствия необходимой музыкальной подготовки. На практике я убедилась, что горячее желание, воля, настойчивость и работоспособность таких ребят приводили в конце концов к отличным результатам. Также при приеме в хор я прослушивала детей не только индивидуально, но и по группам (особенно малышей), так как некоторые из-за робости не могут проявить своих способностей. Первое занятие я назначаю на определенный день и час для всех принятых детей. Впоследствии вновь принятые дети сначала занимаются отдельно для того, чтобы я смогла познакомить с самыми необходимыми вокально-хоровыми навыками. И лишь после этого вновь поступивших объединяю с основным составом хора.

На первом организационном собрании хора рассказываю о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями, о его самоуправлении. Сразу же на первом собрании начинаю занятие. Стараюсь проводить его эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело - хор.

На первом занятии рассказываю о тембровых особенностях человеческого голоса, о его разновидностях, особенностях детских голосов. Объясняю ребятам, что каждый голос по-своему хорош и важен в звучании хора. Рассаживаю ребят по партиям, новичков сажу с опытными певцами. В конце занятии начинаю разучивать новое сочинение. Назначаю постоянные дни занятий. Большое значение имеют условия работы хора. Поэтому репетиции провожу в большом, светлом помещении.

Немаловажным фактором для успешной работы хора считаю расположение детей. Рассаживаю их полукругом по росту, в два-три ряда, так, чтобы каждый ребенок видел дирижера. В концертах детей ставлю так же как они были рядом на повседневных репетициях. Слежу за тем, чтобы рядом в партии находились относительно сильные и слабые певцы, а на стыке двух партий - обязательно более опытные исполнители.

Большую часть репетиционного времени хор поет сидя, но отдельные произведения исполняем стоя, приближаю таким образом условия к концертным.

Считаю, что обязательным условием успешной хоровой работы является деление хоров на младший (1-3 классы), средний (5-7 классы), старший (8-11 классы) или младший и старший. Таким образом создаются условия творческого развития среднего и старшего хоров и у младшего будет стимул, после третьего класса перейдут в средний. Хотя бывали и ранние переходы, дети с хорошими способностями переводились в старший.

Младший хор

Младший хор характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы - ре - второй октавы.

Тембр голоса трудно определить. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. Главную задачу, которую я ставлю перед собой - добиться унисонного звучания хора.

Ребята должны усвоить дирижерские жесты. Особое внимание уделяю дыханию. Каждое занятие младшего хора начинаю с распевания.

Хоровые уроки стараюсь проводить стремительно, эмоционально. Готовлю ребят к тому, что они будут активом для проведения конкурсов, концертов, спевок.

Все занятия подчиняю главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой.

Для достижения этой цели важно создать творческую атмосферу в коллективе. Стараюсь вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям. Считаю очень важным воспитывать в детях любовь к процессу совместного пения. Стремлюсь воспитывать в своих учениках не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного, умеющих ясно выражать свое мнение, свои мысли, активно относящихся ко всему, что касается коллектива - его успехам, неудачам, поведению. Обсуждаем все услышанное, увиденное.

В младшем хоре иногда применяю элементарное музицирование по принципам системы К.Орфа. Дети по очереди играют свои не сложные ритмические партии, аккомпонируя хору. Примерный набор инструментов: бубен, треугольник, кастаньеты, барабан, маракасы, металлофон.

Также в своей работе использую методику Емельянова. Что способствует укреплению детского голосового аппарата.

Работу с младшим хором стараются разнообразить. Провожу литературно-музыкальные композиции. Выбираю солистов, создаю музыкальный спектакль. Ребята не только поют, но и говорят, читают стихи, двигаются по сцене. Привлечение других жанров активизирует исполнительство, делает его более разнообразным, эмоциональным. Даю возможность проявить свою непосредственность.

В конце года младший хор участвует в концерте.

Средний хор

Основные задачи, которые стоят передо мной - это привить навыки двухголосного пения.

Средний хор - это важнейшее звено во всех хоровой работе школы. Дети именно в этом возрасте не только хотят участвовать во всех интересных делах, но и могут проявить себя всесторонне. Детей 10-12 лет отличает огромная энергия, желание все знать, всему научиться. В связи с расширением диапазонных и исполнительских возможностей расширяю и репертуар. Развиваю гармонический слух, укрепляю самостоятельность каждой хоровой партии. Провожу занятия по партиям.

Средний хор активно выступает в концертах в школе, за ее пределами.


Старший хор

Он состоит из учеников 7-11 классов. В старшем хоре продолжаю и закрепляю предыдущую работу во всех направлениях. Старший хор становится основным музыкальным очагом в школе, является основным исполнительским коллективом школы..

В психологическом отношении возраст 12-16 лет характеризуется прежде всего как самоутверждающий себя. Поэтому в своей работе я стараюсь учитывать специфические особенности данного возраста. В старшем хоре возрастает роль коллектива творческого, доброжелательного и требовательного к себе и другим.

В значительной мере возрастает значение индивидуального подхода к каждому из хористов. Изучаю их интересы, стремления. Специфические черты характера. Лучше узнать участников хора помогает мне проводимая ансамблевая работа. Ансамблевые занятия помогают мне активизировать интерес детей к хоровым занятиям, способствует проявлению их способностей.

Самоуправление в хоре (учебно-воспитательная работа)

Хор - это коллектив. Каждое занятие - это собрание единомышленников, любителей хорового искусства.

Поэтому перед учащимися ставлю задачу: подчинить свое «я» целям коллектива.

Самоуправление - это форма проявления детской активности, которая учитывает наклонности школьников. Стараюсь сделать так, чтобы каждый участник хора проявил себя.

С первых занятий я окружила себя активном детей. Создаю условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские способности учащихся. Для этого сначала проверяю учащихся на простых задачах организационного характера. По очереди дежурят по хору. Дежурные отвечают за порядок в помещении, посадить участников хора на места, выяснить количество отсутствующих.

Особое значение придаю выборам органов самоуправления в хоре. Вначале сама разбираюсь, кто из хористов наиболее подходит для выполнения обязанностей членов совета хора.

Председателем хора выбираем учащегося, к мнению которого прислушиваются, воле которого подчиняются.

Проводя воспитательную работу с хором, особое внимание уделяю активу, поручаю им сложные задачи. Актив в нашем хоре выполняет все необходимое по построению хора перед концертом, следит за формой хористов, отвечает за свое звено во время поездок.

Деятельность совета проходит под моим контролем. Разумную инициативу совета всегда поощряю.

Председатель осуществляет руководство и контроль над организационной деятельностью совета, помогает мне следить за посещаемостью, успеваемостью, дисциплиной хористов.

Ответственные хоровых партий ведут учет посещаемости хористов свое партии.

Большое значение для успешной работы коллектива имеет строгая дисциплина, связанная с контролем за посещаемостью. Этому помогает совет хора.

Особую роль отвожу совету в организации и проведении вечеров отдыха. Такие вечера способствуют раскрытию особенностей каждого ребенка в различных областях. Непринужденная атмосфера, занимательный характер таких вечеров помогают сплочению в коллективе.

Учебно-воспитательная работа строится исходя из общих задач воспитания. Основное место отвожу репертуару, в процессе усвоения которого учащиеся приобретают необходимые навыки и умения, получают художественное образование.

Подбираю такой репертуар, в котором постепенно усложняю задачи, учитывая возможности детей. В работе над произведениями стараются раскрыть творческие способности ребенка, формировать художественные взгляды, эстетический вкус, развить музыкальные слух и память.

Исполнительский уровень коллектива в значительной мере зависит от мастерства каждого исполнителя. Индивидуальная работа занимает важное место. Проверяю усвоение партий, обращаю внимание на развитие голоса каждого ребенка. Регулярная индивидуальная работа помогает мне направить внимание на нагрузки детей.

Важная часть работы посвящается гигиене голоса. Обращаю внимание учащихся на бережное отношение к своему голосу.

Общественно-полезная работа включает выступления хора в концертах, проведение вечеров. Подобные мероприятия оказывают серьезное воспитательное воздействие не только на исполнителей, но и на слушателей.

Обязательно планирую участие хора в творческих отчетах (школьном, районном).

Всю организационно-воспитательную работу ориентирую на осуществление всестороннего развития личности ребенка.

Первые шаги хора

Для того, чтобы хор стал музыкальным очагом в школе, чтобы хористы полюбили сами занятия, а не только концерты, я стараюсь более тщательно готовиться к каждому занятию, уделяю серьезное внимание репертуару.

Участники нашего хора раскрывают себя не только в пении. Хор становится агитбригадой, где поют, сочиняют, участвуют в общественной жизни школы. В процесс становления коллектива выявляются самые разнообразные способности его участников. В начале деятельности хора вместе с нами выступали чтецы, танцоры. Мы старались с первых шагов стать активными пропагандистами музыки вообще, хоровой в частности.

Репетиции

Каждое занятие начинаю в установленное время, редко заменяю и переношу репетиции. Здороваюсь с ребятами музыкально.

Начинаю распевание. Затем разучиваю новую песню. Если это первое знакомство с песней, то пред ее разучиванием рассказываю о композиторе, о произведении. Далее показываю песню. Рассказываю художественное содержание песни, образ, стиль, обращаю внимание на трудные места для исполнения.

Никогда не записываю слова песен, считаю, что в этом нет необходимости, так как при методе пофразного заучивания песни при ее многочисленном повторении слова учатся сами с собой.

Стараются длительно не заучивать одно и то же место, так как это снижает интерес детей к произведению.

Если мелодия трудно усваивается, учу ее по фразам, по интервалам на фермате.

Не спешу с разучиванием всех куплетов, так как ребята с большим удовольствием поют уже знакомую мелодию с новыми словами, поэтому процесс разучивания не тороплю. В каждом новом куплете обращаю внимание на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета.

Большое значение придаю выработке активной артикуляции, выразительной дикции при пении. После того как разучила с хором основные мелодии, перехожу к художественной отделке произведения в целом. Никогда не стремлюсь сегодня же выучить песню до конца. Считаю важным раскрыть ее смысловое значение.

После разучивания повторяю уже выученные песни. Песни с начала до конца не исполняем. Повторяем отдельные места по партиям.

В конце занятия поем одну или две песни, готовые к исполнению. Устраиваю своеобразный «прогон», который служит мне контактом как дирижера с исполнителем. Отрабатываю язык дирижерских жестов, понятных хористам.

Стремлюсь к тому, чтобы ребята во время репетиции не уставали, чтобы занятия были интересными и дети не чувствовали утомления.

Вокальное воспитание в хоре

Считаю вокальное воспитание в хоре важнейшей частью всей хоровой работы в коллективе.

Работу провожу на собственных показах, часто использую показ с помощью ребят. Применяю индивидуальный подход к хористам, слежу за вокальным развитием каждого из них.

Ребята знают что каждый из них в любой момент должен быть готов спеть тот или другой отрывок, поэтому внимательно следят за показом.

Огромное значение в процессе овладению любым материалом занимает внимание. «Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющим для личности определенную значимость». Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса. Пению, как любому искусству необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику. Детский организм находится в постоянном развитии. На практике я убедилась, что пение в детском возрасте не только вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикулярных аппаратов. Совершенно исключаю форсированное пение. Слежу за тем, чтобы дети не пели громко. Учу петь ребят не напрягаясь, естественно, петь в удобном диапазоне, развивая голос. Провожу беседы с детьми о том, что следует бережно относиться к своему голосу.

А) Певческое дыхание

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Обучение пению способствует выработке широкого, более редкого дыхания. Провожу соответственную работу. Свое внимание направляю на певческое дыхание, глубокое и ровное. Отмечаю, что важную роль в формировании дыхания играет пение по руке (дирижерские жесты «вступление» и «снятие»), умение распределить дыхание по фразам.

Работаю над постепенным дыханием, умением распространить дыхание на всю исполняемую фразу.

Практикую смешенное дыхание при участии рта и носа. Добиваюсь у детей смыкания связок, использую мягкую и твердую атаки, наиболее щадящие голосовой аппарат, хотя без твердой атаки трудно обойтись. Применяю ее осторожно и не долго.

Работаю также над цепным дыханием. Каждый певец сам контролирует свое дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и вновь берет дыхание.

Б)Звукообразование.

Звук, образующийся в гортани в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука пространства, называемые резонаторами.

Верхний резонатор (головной) - полости глотки, рта, носа.

Нижний (грудной) резонатор - полости бронхов и трахеи.

В младшем хоре у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора - ответственный период.

Задачу, которую я ставлю перед собой - это умелое смешение и исполнение как головного, так и грудного регистров у детей, Стараюсь добиться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса.

В) Артикуляция.

Важнейшая часть всех вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием и интонированием. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Поэтому провожу специальную работу по активизации артикуляционного аппарата. Учу правильно открывать рот при пении, правильно располагать губы, освобождаться от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободно располагать язык во рту. Объясняю хористам, что при пении важны особенности произношения, напевность гласных, умение округлять их, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Постоянно слежу за артикуляцией при работе хора над произведением.

Г) Распевание

Рассматривая вокальное воспитание в хоре я намечаю общие задачи для каждого возраста.

В младшем хоре основная задача - выявление головного регистра. Начинаю распевание с нот соль-ля первой октавы, все упражнения провожу в небольших диапазонах.

Упражнения пропеваем закрытым ртом или на слоги лю, ле, ли, лё. Постепенно музыкальные фразы упражнений удлиняю. Делаю это прежде всего для отработки тянущего звука.

Активно содействует формированию звука с одновременным стимулированием работы дыхательного аппарата четкая артикуляция.

Провожу специальные упражнения для активизации языка.

Пропеваем скороговорки с крещендо и диминуэндо.

На развитие заднего отдела артикуляционного аппарата провожу упражнения на гласные о, у.

На развитие мягкого неба провожу упражнения с закрытым ртом с переходом на слоги ма, ни.

Он освобождение челюсти помогают мне упражнения на слоги дай, бай.

Часто на распевания использую материал исполняемых произведений, разучиваемых произведений.

Кроме одноголосных упражнений использую двухголосные упражнения. В своей практике употребляю постоянные упражнения, знакомые.

Если на репетиции дети сидят, то на распевании они тоже сидят. Если за распеванием следует концерт, во время которого хор стоит, то распевание провожу тоже стоя.

Распевание неотделимо от последующего процесса хоровой работы.

Развитие навыков многоголосия и пения без сопровождения.

Под хоровым пением подразумевается прежде всего пение многоголосия. Одна из важных задач, которую я ставлю перед собой - это укрепление многоголосия. От этого зависит не только качество хорового исполнения, но и общий уровень их музыкального развития.

Особенно красочно и сочно хор звучит без музыкального сопровождения. «Чтобы в полной мере понять и оценить достоинства хорового пения, нужно слышать, как хор звучит без инструментального сопровождения. В этом случае все то, особенное, что свойственно человеческим голосам - живые интонации речи, непосредственность и теплота чувств - все проступает и обнаруживается с наибольшей ясностью и заставляет наш слух внимательно подмечать малейшие оттенки исполнения» - А.В.Свешников.

В воспитании навыков многоголосного пения чрезвычайно важная роль принадлежит мелодическому слуху. Но важен и гармонический слух. Всю работу по воспитанию навыков многоголосия связываю с развитием различных сторон музыкального слуха детей.

Постоянно обращаю внимание на чуткость своего пения и товарищей.

Учу детей использовать контрастность звучания в одной песне: «Во поле береза стояла» петь на разные слоги.

1 куплет - чтобы был слышен характер колыбельной (слог «мо»)

2 куплет - радостное восприятие весеннего солнечного утра (слог «зи»)

3 куплет - дать твердый ответ на поставленный вопрос (слог «да»)

Разбиваю хор на три группы, предлагаю спеть по одному куплету. Анализ пения делают сами ребята. В старшем хоре этот вид занятия проводится осознанно.

Стараюсь совершенствовать в хористах критический подход к своему пению и пению товарищей.

Постоянно совершенствую внутренний слух, развиваю способность внутренне слышать музыку.

Развиваю умение предслышать звучание отдельных ступеней лада, интервалов, аккордов. Это позволяет хору петь интонационно чисто.

Активная и целенаправленная работа над всеми видами музыкального слуха, помогает ребятам преодолеть психологический барьер. Провожу специальные упражнения. Исполняю на фортепиано небольшие двухголосные мелодии и прошу ответить на вопросы: как движется нижний голос? Из скольких звуков состоит его мелодия? В каком из голосов проходит главная музыкальная тема?

Одновременно выучиваю с хором несколько песен с сопровождением. Не дублирующим мелодию. С особым вниманием работаю над ансамблем хора и сопровождения. Дети должны постоянно слышать аккомпонимент, для этого во время репетиций играем его громче, чем поет хор.

Серьезную, целенаправленную работу над совершенствованием гармонического слуха. Это помогает подготовить детей к двухголосному пению.

Я начинаю работать с подголосочного вида двухголосья. Подголосочность наиболее типична для русских народных песен. Сначала помещаю подголосок в верхнюю часть диапазона. Песня «пойду-ль я выйду-ль я. Предлагаю детям после первых четырех тактов возвращаться к началу мелодии, т.е.звуку до второй октавы. Разделяю хор на две группы и прошу первую петь песню, вторую после 4-х тактов задержаться на звуке до.

Больше трудностей вызывает помещение выдержанного звука в нижний голос. В этих случаях предлагаю хористам сначала задержаться на выдержанном звуке всем хором, мысленно исполняя мелодию, затем мелодию пою только я, и потом одной половине хора исполнять выдержанный звук, другой мелодию.

С достаточной легкостью достигается двухголосие в мелодиях гетерофонного склада. Здесь двухголосие появляются эпизодически и почти всегда один из голосов повторяет без изменения предыдущую попевку.

В своей работе я часто применяю исполнение канонов. Это дает мне большую пользу в становлении многоголосия. В основе этой музыкальной полифонической формы лежит имитация. На практике я убедилась, что простейшие виды имитационной полифонии, каноны, усваиваются детьми сравнительно просто. Исполнение разными голосами одной и той же мелодии значительно облегчает восприятие образующейся многоголосной ткани.

Посте того как усваиваются детьми простейшие формы многоголосия, перехожу к пению песен, упражнений, в которых свободно переплетаются различные виды многоголосия.

Воспитывая навыки многоголосного пения, особое внимание уделяю динамическим контрастам и сопоставлению в одновременном звучании различных видов звуковедения. Отдавая преимущество тому или иному голосу, можно спеть его громче или non legato в противовес напевному звучанию. Такой прием помогает поющим почувствовать необходимую уверенность и устойчивость в интонировании. Успешному многоголосному пению мне помогает деление хора на партии, которые должны быть количественно и качественно равноценны.

Пение без сопровождения. Достижение успеха в этой работе сопряжено прежде всего с целенаправленным совершенствованием интонационного и вокального мастерства каждого участника хора. Начинаю эту работу с самых простых образцов.

Вначале выбираю песни в умеренном темпе.

После того, как песни в умеренных темпах начинают звучать без сопровождения уверенно, перехожу к мелодиям в более подвижном и быстром движении.

Обращаюсь к песне «Виноград у нас в бору растет».

Эта песня имеет диапазон в квинту, очень простое метроритмическое развитие. Для того, чтобы справиться с исполнением ее без сопровождения в быстром темпе я проделала следующую работу. Мы разучивали ее на слоги в умеренном темпе, добиваясь напевного звука. Далее делю хор на две неравные группы: в меньшую выбираем самых способных детей, во вторую - всех остальных. Первой группе поручаю исполнять 1,2,5,6, а второй 3,4,7,8 такты.

Первая группа показывает как нужно правильно и красиво вокально петь, а вторая группа стремится в очному подражанию. Пример первых благоприятно сказывается на улучшении качества звукообразования коллектива.

Как только песня успешно исполняется в умеренном темпе, его постепенно ускоряю.

Становление любого вокально-хорового навыка связано с решение многих технических задач. Чтобы эта работа не была изнурительной, приносила удовлетворение, я стараюсь проводить ее живо, увлекательно. Заинтересованность детей в полном раскрытии содержания песни, их увлеченность исполнительским процессом активизирует весь ход занятий, открывает путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка.

Репертуар хора

Репертуар - самый важный вопрос жизни хора. Репертуар - это его лицо. Его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере судить о творческом лице коллектива, его исполнительских возможностях. Вот поэтому я тщательно продумываю каждое произведение.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, в значительной мере способствует эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, повышает ответственность перед коллективом.

Пение в хоре является как бы народной, общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее - эти слова замечательно музыканта, дирижера А.В.Свешникова очень точно характеризуют сущность хорового искусства как истинно массового, коллективного.

Выполнение этого призвания возможно только через разнообразный репертуар, в котором должны сочетаться произведения патриотические и игровые, лирические и шуточные. Это должны быть произведения современных композиторов и классиков, русская музыка и зарубежная, народное творчество и старинная музыка. Каждое из этих произведений обогатит духовный мир ребенка, расширит их музыкальный горизонт. Главный критерий в работе формирования репертуара - психофизические возможности детей. Возрастных групп. Формируя репертуар для определенной возрастной группы обращаю внимание на соответствие художественного содержания произведения возможностям восприятия детей, проверяю тесситурные условия и диапазон каждого голоса, определяю нагрузки на дыхательный аппарат, сопоставляю технические возможности хора с теми, которые предъявляются данным сочинением.

Я включаю в репертуар три группы сочинений. Одна группа соответствует исполнительским возможностям коллектива, другая опережает эти возможности, третья - легче достигнутого уровня. Соблюдая этот принцип активизируются репетиции, сознательно усваивается материал.

В начале занятий разучиваю с детьми наиболее сложные произведения, добиваюсь усвоения самых важных вокально-хоровых навыков, работаю над самыми трудными в интонационном произношении фрагментами. В конце репетиции разучиваю самые легкие произведения или исполняем хорошо освоенные сочинения.

С моей помощью дети вникают в содержание произведения, переживают музыкальное развитие, находят точные исполнительские выразительные средства, эти навыки постепенно накапливаются благодаря репертуару.

Формируя репертуар включаю в него такое количество произведений, которое в полной мере способствовало бы активной творческой деятельности.

В заключении хочется сказать, что хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речи», помогает выявить музыкальные способности. Б.М.Теплов утверждал следующее: «Мы не имеем таких знаний, которые позволили бы давать отрицательный диагноз о музыкальности ребенка до начала систематического и квалифицированного музыкального воспитания и обучения». Хоровое пение может обеспечить такое музыкальное воспитание и обучение большой массы детей. При этом музыкальное воспитание строго на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей, а не по принципу отсева менее слабых.

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, в целом являются формирование музыкальной культуры детей.


© 2010-2022