Музыкальное развитие дошкольников - формы работы

Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Взаимодействие ребенка и родителей – актуальный вопрос в современном обществе, ведь изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенко...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективные формы сотрудничества детского сада с семьей

по вопросам музыкального развития дошкольников.


Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Взаимодействие ребенка и родителей - актуальный вопрос в современном обществе, ведь изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Поэтому взаимодействие семьи и специалистов дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач.

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, учить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях. Поэтому важно заинтересовать родителей, сделать их союзниками в работе по музыкальному воспитанию детей. Заинтересованность родителей в музыкальных видах деятельности повышает у детей интерес к музыке, вызывает проявление у детей музыкальных способностей, эмоциональный всплеск у всей семьи, способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

Важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников является поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей.

Работа по привлечению родителей к участию в музыкальном воспитании детей предполагает несколько этапов:

  1. Знакомство с родителями - на данном этапе устанавливаются доверительные отношения.

  2. Педагогический мониторинг (знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами) - на данном этапе проводится анкетирование родителей и диагностика детей.

  3. Формирование установки на сотрудничество - знакомство родителей с результатами диагностирования детей, выявление проблем и определение путей их решения.

  4. Педагогическая поддержка и помощь - проведение групповых и индивидуальных консультаций, разработка рекомендаций, организация выставок совместного творчества.

  5. Организация совместных мероприятий - привлечение родителей к участию в различных видах деятельности совместно с детьми.

С целью привлечения родителей к активному взаимодействию нами используются следующие формы сотрудничества музыкального руководителя с семьей ребенка:

  • индивидуальные беседы с родителями;

  • консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;

  • выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей;

  • просмотр непосредственной образовательной деятельности с детьми (с последующим обсуждением);

  • конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей;

  • анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребенка в семье;

  • занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического, музыкального развития детей, рациональными методами и приемами воспитания, формирования у родителей практических навыков. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через организацию выставок, создание газет и т. д.

Преобладающая часть родителей не профессиональные педагоги. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми и в организации культурного досуга, умении выражать свои эмоции, чувства. Зачастую детские праздники и развлечения воспринимаются родителями, как своего рода развлечение для себя, устраиваемое воспитателями и детьми. И любой праздник приходится начинать с просьбы выключать мобильные телефоны и не жалеть аплодисментов, улыбок для своих детей. К нашему сожалению, при проведении анкетирования обнаружились и родители, которые ни разу не были даже в кукольном театре. И мы с педагогами решили попытаться изменить такую ситуацию, начав с совместной культурно-досуговой деятельности, так как ее организация не занимает в дошкольных образовательных учреждениях должного положения, носит по преимуществу, ситуативный характер. А родители заботясь, как они считают, о развлечении ребенка в выходные дни, практически никак не организуют свободное время детей в будни.

А между тем, культурно-досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения, важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и обеспечению дошкольнику возможностей войти в культуру через творчество.

Культурно-досуговая деятельность имеет следующие виды в дошкольном образовательном учреждении: развлечения, концерты, народные игры, познавательные вечера, театрализованные представления, забавы, праздники (международные, государственно-гражданские, народные, фольклорные, православные), творческие вечера. Досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей.

Традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (активное восприятие музыки, музицирование, пение, инсценировки художественных произведений и сказок, рисование, конструирование, ручной труд и др.) культурно-досуговой деятельности детей.

В процессе досуговой деятельности успешно решались следующие задачи:

  • способствовать активному включению родителей в совместную культурно-досуговую деятельность;

  • развивать творческие способности и эстетический вкус детей и их родителей;

  • познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье;

  • формировать позитивные, бережные взаимоотношения между детьми и родителями;

  • обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении;

  • содействовать посещению различных студий и центров творчества в зависимости от интересов ребенка.

В результате проведенной работы, родители стали проявлять искренний интерес к культурно-досуговой жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами совместной деятельности.

Организация совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов», вечеров вопросов и ответов, практикумов является эффективным методом развития традиций домашнего музицирования, что оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности. Основное в этой деятельности - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях. Родители, принимающие активное участие в жизни группы и детского сада лучше понимают вопросы воспитания и развития своего ребенка в детском саду.

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, музыкального руководителя и родителей. При этом активность детей увеличивается, так как с ними играют, поют и танцуют родители. Взрослые помогают музыкальному руководителю в подготовке к празднику, готовят медали, призы, совместно придумывают конкурсы. Совместная подготовка и проведение кукольных театров и драматизаций также играет большую роль во взаимодействии музыкального руководителя и родителей, которые совместно с музыкальным руководителей изготавливают декорации и костюмы, помогают, выучить слова постановки. Итогом является показ детьми драматизации на родительском собрании.

Многие папы и мамы принимают участие в праздниках и развлечениях, организованных в детском саду лишь в качестве зрителей, а педагогам на утренниках зачастую нужна группа поддержки. Что же делать? Подсказка пришла из Сиднея, где организаторы Олимпийских игр каждому зрителю предложили «олимпийский чемоданчик», в котором находились предметы для работы на трибунах. Это майки разных цветов, фонарики, флаги и т. д. Мы назвали свой чемоданчик «веселым». В нем содержатся разные предметы, которые используются на праздниках: серпантин, конфетти, фонарики, маски, ободки на голову с ушками, рожками в виде звездочек, сердечки на палочках, предметы «шумового оркестра». Эти атрибуты используют родители, желающие принять участие в развлечении в составе «группы поддержки». Данный метод позволяет привлечь к мероприятию малоактивных родителей, так как возникает необходимость массового участия в мероприятии.

Интерес представляет и взаимодействие с семьей по вопросам музыкально-ритмической деятельности. Семья должна поддерживать интерес к ритмике, создавать ситуации для танцевальных импровизаций. Можно использовать музыку при выполнении физических упражнений (утренняя гимнастика, лечебная физкультура).

Незабываемые радостные переживания, настроение создают у детей праздничные действия - театральные представления с участием родителей, концертные выступления детей для родителей, совместные выступления детей и родителей.

Получая положительный эмоциональный заряд в совместной с родителями деятельности, ребенок открывается навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений. Совместная деятельность дарит детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, сплочение в успешном достижении цели. Подобные мероприятия, объединяющие детей и родителей, воспитывают у детей уважение к старшим. Взрослые же видят детей с неожиданной для них стороны и стремятся к развитию их творческих способностей. В их отношениях возникает содружество и взаимопомощь.

Таким образом, успешность музыкально-эстетического воспитания дошкольников в большой степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой стороны, родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально - эстетическое развитие.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни, так как каков человек - таков и мир, который он создает вокруг себя.

Литература

  1. Бондаренко И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И. В. Бондаренко. - М.: Айриспресс, 2007. -144с.

  2. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. - М.: Мозаика Синтез, 2007. -144с.

  3. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М.: Издательство Скрипторий, 2008.

  4. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок / Л. Я. Поляк. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.- 48с.

© 2010-2022