- Преподавателю
- Музыка
- Статья Развитие музыкальных способностей у детей со сложной структурой дефекта
Статья Развитие музыкальных способностей у детей со сложной структурой дефекта
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наквасина О.Е. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.
Специфика работы с детьми со сложной структурой дефекта на уроках музыки обусловлена анатомо-физиологическими особенностями детей:
- открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе, что затрудняет артикуляцию звуков;
- высокое, узкое аркообразное нёбо, увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, затрудняя певческое дыхание;
- гипотонус мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) приводит к тому, что ребенок постоянно говорит и поет «в нос» или гнусаво;
- дыхание в основном через рот, что затрудняет правильное формирование певческого дыхания;
- относительно большой язык и относительно малая челюсть - дети держат рот открытым, а язык - высунутым наружу, что затрудняет правильное формирование звуков при пении.
Кроме того, для детей характерно:
- медленный темп усвоения речи окружающих;
- слабое развитие фонематического слуха;
- небольшой словарный запас.
Вместе с тем эмоциональная сфера данной категории детей остается сохранной. Ученики могут быть доброжелательными, послушными, ласковыми. Они способны любить, обижаться, смущаться, но вместе с тем бывают упрямыми, злобными, раздражительными.
На начальном этапе проведения вокально-хоровой работы с детьми необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка, оценить уровень развития музыкальных, творческих способностей, характер эмоциональных нарушений.
Исходя из цели музыкального воспитания, выделяется ряд задач вокально-хоровой работы для учеников:
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Вся вокально-хоровая работа с детьми делится на три этапа:
1. Диагностика. Обследование уровня музыкальных способностей учеников.
2. Установление контакта с учениками. Необходимо заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, как к личности учителя, так и к самим занятиям.
3. Работа на уроке.
Песенный репертуар для учеников подбирается следующим образом:
- в мелодии не должно быть скачков, глиссандо, длинных фраз, исполняемых на одном дыхании;
- содержание песен должно быть доступно для восприятия и понимания;
- диапазон мелодической линии в пределах октавы.
В репертуар для пения включаются произведения русской музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, современная. Внимание детей обращается на чистоту строя и ансамбля. Т.к. ученики в силу анатомо-физиологических особенностей не могут чисто интонировать, песни исполняются, с использованием приема мелодекламации (чтение текста в ритме мелодии). На уроках используется прием пения без сопровождения, что способствует выработке красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни является главной задачей и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения (смена темпа, характера музыки и т.д. в рамках одной песни).
Во время одного урока обычно исполняется 2-3 песни. В течение учебного года учащиеся выучивают от 12 до 15 вокальных произведений.
Структура урока имеет свои особенности. Урок начинается с гимнастики: дыхательной, мимической, артикуляционной. Достаточно много времени отводится подготовке певческого аппарата к пению:
- нормализация движения артикуляционных органов;
- нормализация дыхания, т.к. упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное певческое дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями. В некоторые упражнения включен речевой материал, произносимый на выдохе:
-активизация вдоха и выдоха;
-музыкально-ритмические упражнения (включение упражнений психогимнастики);
-упражнения на развитие силы голоса;
-упражнения на активизацию звукопроизношения (использование упражнений логоритмики).
Для расширения диапазона певческого голоса проводятся речевые и музыкальные игры (например, подражание голосам животных и птиц, распевания и попевки с подражанием окружающим звукам в разных регистрах). Для развития фонематического слуха в урок включаются игры и упражнения на различение качества звука (силы, высоты, длительности).
Все упражнения проводятся с использованием наглядности (картинок и печатного текстового материала). По мере усвоения того или иного упражнения, оно усложняется или включается новое.
Затем проводится работа над разучиванием и творческим раскрытием образа песни. Ученики знакомятся с песней, обсуждают ее содержание, разучивают текст. На разучивание ритмического рисунка мелодии песни отводится немало времени, т.к. ученикам сложно артикулировать текст в определенном ритме, а также одновременно вступить и закончить фразу.
Интонационная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей учеников и зависит от того, освоили они этот диапазон звуков или нет. Далее работаем над эмоциональной стороной песни и вокально-техническими нюансами исполнения. Ученики со временем приобретают навыки постепенного ускорения и замедления мелодии, изменения динамики, овладевают приемами легато и стаккато.
В работе с детьми учитывается индивидуальный темп работы каждого. В зависимости от успешности развития его музыкальных способностей есть возможность с каждым ребенком выполнить упражнения, доступные ему по уровню сложности.
Оценка на уроке имеет стимулирующий характер, учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического, анатомо-физиологического и музыкального развития ученика, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков.
Таким образом, специфика вокально-хоровой работы на уроках музыки обусловлена анатомо-физиологическими особенностями детей. Формирование вокально-хоровых навыков будет наиболее эффективно, если каждый урок будет планироваться с опорой на психофизические особенности, присущие детям. Разобравшись в структуре аномального развития личности ребенка, оценив уровень развития музыкальных, творческих способностей, характер эмоциональных нарушений учитель может разработать индивидуальный план вокально-хоровой работы данной категории детей с целью успешного овладения учениками программным материалом по музыке.
Литература:
1. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью. Дефектология. 1991.
2. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. 2000.
3. Статья Дж. Баркер Down Syndrome News & Update. Перевод с английского К.Я. Кравченко 2004.