Статья Развитие музыкальных способностей у детей со сложной структурой дефекта

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.

Специфика работы с детьми со сложной структурой дефекта на уроках музыки обусловлена анатомо-физиологическими особенностями детей:
- открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе, что затрудняет артикуляцию звуков;

- высокое, узкое аркообразное нёбо, увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, затрудняя певческое дыхание;

- гипотонус мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) приводит к тому, что ребенок постоянно говорит и поет «в нос» или гнусаво;
- дыхание в основном через рот, что затрудняет правильное формирование певческого дыхания;

- относительно большой язык и относительно малая челюсть - дети держат рот открытым, а язык - высунутым наружу, что затрудняет правильное формирование звуков при пении.

Кроме того, для детей характерно:

- медленный темп усвоения речи окружающих;

- слабое развитие фонематического слуха;

- небольшой словарный запас.

Вместе с тем эмоциональная сфера данной категории детей остается сохранной. Ученики могут быть доброжелательными, послушными, ласковыми. Они способны любить, обижаться, смущаться, но вместе с тем бывают упрямыми, злобными, раздражительными.

На начальном этапе проведения вокально-хоровой работы с детьми необхо­димо разобраться в структуре аномального развития личности ре­бенка, оценить уровень развития музыкальных, творческих способностей, характер эмоциональных нарушений.

Исходя из цели музыкального воспитания, выделяется ряд задач вокально-хоровой работы для учеников:
- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Вся вокально-хоровая работа с детьми делится на три этапа:

1. Диагностика. Обследование уровня музыкальных способностей учеников.

2. Установление контакта с учениками. Необходимо заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, как к личности учителя, так и к самим занятиям.

3. Работа на уроке.

Песенный репертуар для учеников подбирается следующим образом:

- в мелодии не должно быть скачков, глиссандо, длинных фраз, исполняемых на одном дыхании;

- содержание песен должно быть доступно для восприятия и понимания;

- диапазон мелодической линии в пределах октавы.

В репертуар для пения включаются произведения русской музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, современная. Внимание детей обращается на чистоту строя и ансамбля. Т.к. ученики в силу анатомо-физиологических особенностей не могут чисто интонировать, песни исполняются, с использованием приема мелодекламации (чтение текста в ритме мелодии). На уроках используется прием пения без сопровождения, что способствует выработке красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскры­тие образа песни является главной задачей и подчиняет себе вокально-тех­нические приемы исполнения (смена темпа, характера музыки и т.д. в рамках одной песни).

Во время одного урока обычно исполняется 2-3 песни. В течение учебного года учащиеся выучивают от 12 до 15 вокальных произведений.

Структура урока имеет свои особенности. Урок начинается с гимнастики: дыхательной, мимической, артикуляционной. Достаточно много времени отводится подготовке певческого аппарата к пению:

- нормализация движения артикуляционных органов;

- нормализация дыхания, т.к. упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное певческое дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями. В некоторые упражнения включен речевой материал, произносимый на выдохе:

-активизация вдоха и выдоха;

-музыкально-ритмические упражнения (включение упражнений психогимнастики);

-упражнения на развитие силы голоса;

-упражнения на активизацию звукопроизношения (использование упражнений логоритмики).

Для расширения диапазона певческого голоса проводятся речевые и музыкальные игры (например, подражание голосам животных и птиц, распевания и попевки с подражанием окружающим звукам в разных регистрах). Для развития фонематического слуха в урок включаются игры и упражнения на различение качества звука (силы, высоты, длительности).

Все упражнения проводятся с использованием наглядности (картинок и печатного текстового материала). По мере усвоения того или иного упражнения, оно усложняется или включается новое.

Затем проводится работа над разучиванием и творческим раскрытием образа песни. Ученики знакомятся с песней, обсуждают ее содержание, разучивают текст. На разучивание ритмического рисунка мелодии песни отводится немало времени, т.к. ученикам сложно артикулировать текст в определенном ритме, а также одновременно вступить и закончить фразу.

Интонационная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей учеников и зависит от того, освоили они этот диапазон звуков или нет. Далее работаем над эмоциональной стороной песни и вокально-техническими нюансами исполнения. Ученики со временем приобретают навыки постепенного ускорения и замедления мелодии, изменения динамики, овладевают приемами легато и стаккато.

В работе с детьми учитывается индивидуальный темп работы каждого. В зависимости от успешности развития его музыкальных способностей есть возможность с каждым ребенком выполнить упражнения, доступные ему по уровню сложности.

Оценка на уроке имеет стимулирующий характер, учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического, анатомо-физиологического и музыкального развития ученика, интенсивность формиро­вания музыкально-слуховых представлений, практических уме­ний и навыков.

Таким образом, специфика вокально-хоровой работы на уроках музыки обусловлена анатомо-физиологическими особенностями детей. Формирование вокально-хоровых навыков будет наиболее эффективно, если каждый урок будет планироваться с опорой на психофизические особенности, присущие детям. Разобравшись в структуре аномального развития личности ре­бенка, оценив уровень развития музыкальных, творческих способностей, характер эмоциональных нарушений учитель может разработать индивидуальный план вокально-хоровой работы данной категории детей с целью успешного овладения учениками программным материалом по музыке.

Литература:

1. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью. Дефектология. 1991.

2. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. 2000.

3. Статья Дж. Баркер Down Syndrome News & Update. Перевод с английского К.Я. Кравченко 2004.


© 2010-2022