Образовательная программа по дополнительному образованию

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан




Утверждена

Директор МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

______________ С.Ф.Исаев

Приказ № от


Образовательная программа

объединения «Удмуртский фольклор»

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района РТ

Дмитриевой Людмилы Петровны


Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 3 года

Место проведения: МБОУ «СОШ с. Нырья »




Программа обсуждена и принята с дополнениями и изменениями на педагогическом совете

Протокол № от г.

Кукмор

Принята

на педагогическом совете

Протокол №2 от г.

Согласована:

Зам.директора МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

___________ Л.Х. Бариева

Утверждена:

Директор МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

___________ С.Ф. Исаев

Приказ № от г



Рабочая программа

объединения «Удмуртский фольклор»

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района РТ

Дмитриевой Людмилы Петровны

на_________ учебный год


Возраст обучающихся: 12 -15 лет

Срок реализации: 1 год

Место проведения: МБОУ «СОШ с. Нырья»












Пояснительная записка

Удмуртский народ имеет богатое устно-поэтическое творчество. В сказках и легендах, песнях и загадках, пословицах и поговорках ярко отразились его взгляды на окружающую природу и жизнь, его отношение к различным историческим явлениям и событиям, его внутренний духовный облик. Фольклор - это богатая кладовая народной мудрости многих поколений.

Удмуртский фольклор достаточно богат своим оригинальным, национальным материалом. Богатство этого фольклора довольно разнообразно по видам и жанрам, так и в количественном отношении. Удмуртское народное творчество имеет в своем фонде почти все фольклорные жанры, имеющиеся у других народов. Так, в нем можно выделить предания, мифы, легенды, сказки, заговоры, песни, пословицы и поговорки, загадки, свадебные обрядовые песни, приметы, рекрутские песни. Особое распространение имеют сказки, песни, частушки. Фольклорные жанры, уже выходя из обихода, вытесняются новыми, современными жанрами. Меньшее распространение в удмуртской деревне сейчас имеют обрядовые песни (свадебные, рекрутские и другие). Поэтому сохранение традиционного фольклора, передача его новому поколению, воспитание этнической и национальной культуры в них является актуальным вопросом на современном этапе жизни.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Образовательная программа «Удмуртский фольклор» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Данная программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов по 2 часа (45 мин) с перерывом 10 мин. 2 раза в неделю.

Новизна программы - связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение трех лет изучать и воспроизводить обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Цели и задачи программы:

Цель данной программы - дать системные знания о фольклоре и традициях удмуртского народа, познакомить с их традиционными праздниками, обрядами, устным творчеством, расширение национального музыкального кругозора, приобретение необходимых в жизни певческих навыков,.

Задачи программы:
- воспитание у учащихся любви и уважения к традиционной культуре удмуртского народа на основе знакомства с фольклором;

- приучение к толерантности в межэтническом взаимодействии;

- дать возможность проявить свои творческие способности через исполнение народных песен и плясок.

- изучение обрядов и праздников удмуртского народа.

- углубление интереса к своему краю;

- воспитание патриотизма.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны иметь представления:

- о традиции и новаторстве в современном удмуртском музыкальном искусстве.

Учащиеся должны знать:

- особенности фольклорной и народной музыки в ее интонационно-жанровых закономерностях, праздниках, традициях и обрядах;

- понимание значения духовной музыки в развитии музыкальной культуры разных времен удмуртов.

Учащиеся должны уметь:

- исполнять несложные обрядовые и народные песни;

- уметь выполнять несложные танцевальные движения под удмуртские мелодии;

- исполнять удмуртские пляски.























Учебно- тематический план 1-го года обучения

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Образ жизни удмуртов

10

4

6

2.

Быт удмуртов

8

3

5

3.

Устный народный фольклор

14

4

10

4.

Музыкальный фольклор удмуртов

20

8

12

5.

Музыкальные инструменты

6

3

3

6.

Обряды и обрядовые песни удмуртов

26

10

16

7.

Семейные праздники

26

10

16

8.

Детский фольклор

10

4

6

9.

Народные игры

14

4

10

10.

Декоративно-прикладное искусство удмуртов

10

4

6


ИТОГО:

144ч.

54

90



Содержание учебного материала 1-го года обучения

  1. Образ жизни удмуртов. (10 ч.)

Общие сведения об удмуртах. Истоки удмуртского энотогенеза. Древне-удмуртская языковая общность. Удмурты в составе России. Северные удмурты. Южные удмурты. Новый этап удмуртской истории. Приметы и поверья о погоде. Новый этап удмуртской истории. Приметы и поверья о погоде.

  1. Быт удмуртов. (8 ч.)

Формы хозяйственного быта. Охота. Бортничество. Рыболовство. Промыслы и ремесла. Преобразование в хозяйственном укладе. Поселение, жилище. Одежда. Пища. Обряды и поверья удмуртов, связанные с жильём.

  1. Устный народный фольклор (14 ч.)

Сказки о животных. Волшебные сказки. Образы помощников героя удмуртской волшебной сказки. Легенды. Сбор материала по фольклору своей местности. Пословицы и поговорки. Загадки. Звуковая организация удмуртских пословиц.

  1. Музыкальный фольклор удмуртов (20 ч.)

Южно-удмуртский песенный фольклор. Жанровая система песенного фольклора удмуртов Кукморского района. Фольклор удмуртов Кукморского района, их отличие. Фольклор удмуртов Кукморского района. Песенный фольклор нашего района. Южно-удмуртский песенный фольклор. Многоголосие обрядовых напевов северных удмуртов. Многоголосие северных удмуртов.

  1. Музыкальные инструменты (6 ч.)

Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты удмуртов. Многоголосие южных удмуртов.

  1. Обряды и обрядовые песни удмуртов (26 ч.)

Обрядовые песни. Гуждор. Пасхальный обряд. Акашка. Пасхальные напевы. Обряд «Троица». Семык. Рождество. Особенности обряда. Крещение (йо вылэ султон). Масленичный обряд. Обряд «Гербер». Как проводится Сабантуй (Тыран быдан). Разучивание обряда «Бусы сюан». Разучивание обряда «Бусы сюан». Свадьба поля «Бусы сюан». Обрядовые песни.

  1. Семейные праздники (26 ч.)

Проводы невесты. Обряд «Ныл келен». Удмуртская свадьба. Удмурт сюан. Салам воен. Свадебный обряд. Свадебный обряд. Обряд «Выль кудо». Разучивание обряда «Солдатэ келен». Проводы в армию. Обряд «Вой сиен». Знакомство с обрядом «Нуны сюан». Закрепление обряда «Сюан». Новоселье.

  1. Детский фольклор (10 ч.)

Роль детского фольклора в развитии детской литературы. Стихотворения- дразнилки. Удмуртские заклички. Потешки - прибаутки. Считалки на удмуртском языке.

  1. Народные игры (14 ч.)

Роль детского фольклора в развитии детской литературы. Игры-хороводы южных удмуртов. Круговой хоровод «Ой шаль кышет». Игра - хоровод «Лемлет сяська, чебер-сяська». Игра - пляска «Тямысэн шудон». Игра «Палтури». Игра пляска «Зазег уя, чож уя но».

  1. Декоративно-прикладное искусство удмуртов (10 ч.)

Декоративно-прикладное искусство удмуртов. Вышивка. Украшение одежды. Декоративные полотенца. Скатерти, ковры. Резьба по дереву. Наличники окон.













































Учебно- тематический план 2-го года обучения

Разделы

Количество часов

Теория

практика

1.

Зимний цикл календарной обрядности

16

8

8

2.

Масленичный обряд

20

6

14

3.

Пасхальный обряд

18

7

11

4.

Обряды весеннего пробуждения природы

18

9

9

5.

Обряд летних праздников

16

9

7

6.

Осенний цикл праздников

14

6

8

7.

Свадебный обряд

24

10

14

8.

Фольклорные игры Нырьинского поселения

18

5

13


ИТОГО:


144ч.

60

84



Содержание учебного материала 2 года обучения

1.Зимний цикл календарной обрядности. (16ч.)

Знакомство с праздником Новый год (Выль ар). Разучивание обряда «Катание с горы». Знакомство со Святками. Обряд «Ряжение» - портмаськон. Праздник «рождество». Знакомство с обрядом Крещение. Празднование Старого Нового года (Вуж выль ар). Итоговое занятие.

2. Масленичный обряд (20 ч.)

Знакомство с обрядом «Гостевание с родственниками». Разучивание масленичного напева. Исполнение Масленичных песен. Приготовление масленищного угощения. Игра «Масленица для детей». Итоговое занятие.

3. Пасхальный обряд (18 ч.)

Знакомство с обрядом «Великий четверг» (Кушуй). Особенности обряда «пасха» («Акашка»). Разучивание пасхального напева. Знакомство с особенностями пасхального угощения. Игры с пасхальными яйцами. Итоговое занятие.

4. Обряды весеннего пробуждения природы (18 ч.)

Особенности обряда «весенние поминки». Знакомство с обрядом «Начало сева (Горыны потон). Особенности обряда «Вербное воскресенье» Пучы ваён.

Разучивание обряда и песен «Проводы льда» (Йо келян). Разучивание песен и игр обряда Встреча весны» (Гуждор). Знакомство с обрядами благодарениями (Бусы вось). Разыгрывание обряда «Шорт миськон».Итоговое занятие.

5. Обряды летних праздников.(16 ч.)

Особенности праздника «Петров день» (Гербер). Знакомство с праздником «Герышыд». Игры на празднике «Герышыд». «Знакомство с обрядом « Гырон быдтон». Разучивание песен обряда «Свадьба поля (Бусы сюан). Исполнение хоровых песен, исполняемых во время обряда «Бусы сюан». Разучивание песен, исполняемых во время «Бусы сюан». «Особенности в напеве обряда «Бусы сюан». Итоговое занятие.

6. Осенний цикл праздников. (14 ч.)

Знакомство с праздником «Новая каша» (выль жук). Особенности празднования «Ильин день». Разучивание и исполнение песен обряда «Сизьыл юон». Праздник «Осенние поминки» (сизьыл кистьон). Обыгривание «Народдные гуляния с песнями, хороводами, плясками и играми». Итоговое занятие.

7. Свадебный обряд. (24ч.)

Знакомство с обрядом «Сватовство» (ныл куран, лушкан). Особенности обряда «Проводы невесты (ныл келян). Разучивание песен «Юон сям кырзанъёс». Отличительные стороны обряда «Свадебный пир в доме невесты». Знакомство с обрядом « Салам ваён». Обряд «Кубо сётон». Разучивание песен- причитаний невесты. Особенности исполнения гостевых песен. Разучивание и исполнение плясовой «Дюмшан».

8. Фольклорные игры Нырьинского поселения. (18 ч.)

Игра «Зайнабей». «Особенности игры «Круген шудон». Разучивание игры «лёг пыд шорам гинэ но учкы син шорам гинэ». Игра в кругу «Кубиста йыр». Рзучивание игры «Лёг пыд шорам гинэ но учкы син шорам гинэ». Игра в кругу «Кубиста йыр». Разучивание пляски «Келялоз, уз - а» (Эктон). Пляска «Луэ со, луэ со». Игра «Анинур, инна-инна». Итоговое занятие









Календарно - тематический план 2-го года обучения

№ п.п.

Тема

Кол-во занятий

Дата проведения занятия

календарная

фактическая

1.

Зимний цикл календарной обрядности.

16 ч.



1.1

1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7.

1.8.

Знакомство с праздником Новый год (Выль ар).

Разучивание обряда «Катание с горы». Знакомство со Святками.

Обряд «Ряжение» - портмаськон. Праздник «Рождество».

Знакомство с обрядом Крещение. Празднование Старого Нового года (Вуж выль ар).

Итоговое занятие.

2

2

2 2 2 2

2

2



2.

Масленичный обряд

20



2.1.

2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7.

Знакомство с обрядом «Гостевание с родственниками».

Разучивание масленичного напева. Исполнение Масленичных песен. Приготовление масленищного угощения.

Игра «Масленица для детей».

Итоговое занятие.

2

5 7

2

2 2



3.

Пасхальный обряд

18 ч.



3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Знакомство с обрядом «Великий четверг» (Кушуй).

Особенности обряда «пасха» («Акашка»).

Разучивание пасхального напева. Знакомство с особенностями пасхального угощения.

Игры с пасхальными яйцами.

Итоговое занятие.

2

2

8

2

2

2



4.

Обряды весеннего пробуждения природы

18 ч.



4.1.

4.2.

4.3

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

Особенности обряда «Весенние поминки».

Знакомство с обрядом «Начало сева (Горыны потон).

Особенности обряда «Вербное воскресенье» Пучы ваён.

Разучивание обряда и песен «Проводы льда» (Йо келян).

Разучивание песен и игр обряда «Встреча весны» (Гуждор).

Знакомство с обрядами благодарениями (Бусы вось).

Разыгрывание обряда «Шорт миськон».

Итоговое занятие.

2

2

2

2



4

2

2

2



5.

Обряды летних праздников.

16



5.1.

5.2. 5.3.

5.4.

5.5.

5.6.



5.7.

5.8.

5.9.

Особенности праздника «Петров день» (Гербер).

Знакомство с праздником «Герышыд». Игры на празднике «Герышыд». «Знакомство с обрядом «Гырон быдтон».

Разучивание песен обряда «Свадьба поля (Бусы сюан).

Исполнение хоровых песен, исполняемых во время обряда «Бусы сюан».

Разучивание песен, исполняемых во время «Бусы сюан».

«Особенности в напеве обряда «Бусы сюан».

Итоговое занятие.

2

1 2

2

2

2



2

1 2



6.

Осенний цикл праздников.

14 ч.



6.1.



6.2.

6.3.



6.4.

6.5.



6.6.

Знакомство с праздником «Новая каша» (выль жук).

Особенности празднования «Ильин день».

Разучивание и исполнение песен обряда «Сизьыл юон».

Праздник «Осенние поминки» (сизьыл кистьон).

Обыгривание «Народдные гуляния с песнями, хороводами, плясками и играми».

Итоговое занятие.

2



2

2



2



4

2



7.

7.1.

7.2.

7.3.



7.4.

7.5. 7.6. 7.7.

7.8.



7.9.

Свадебный обряд.

Знакомство с обрядом «Сватовство» (ныл куран, лушкан).

Особенности обряда «Проводы невесты (ныл келян).

Разучивание песен «Юон сям кырзанъёс».

Отличительные стороны обряда «Свадебный пир в доме невесты». Знакомство с обрядом «Салам ваён». Обряд «Кубо сётон».

Разучивание песен- причитаний невесты.

Особенности исполнения гостевых песен.

Разучивание и исполнение плясовой «Дюмшан».

24 ч.

3

2

4



2

1 3 2

3

4







8.

Фольклорные игры Нырьинского поселения. (18 ч.)

18 ч.



8.1. 8.2. 8.3.

8.4. 8.5.

8.6.

8.7.

8.8. 8.9. 8.10.

Игра «Зайнабей».

«Особенности игры «Круген шудон». Разучивание игры «Лёг пыд шорам гинэ но учкы син шорам гинэ».

Игра в кругу «Кубиста йыр». Рзучивание игры «Лёг пыд шорам гинэ но учкы син шорам гинэ».

Игра в кругу «Кубиста йыр».

Разучивание пляски «Келялоз, уз - а» (Эктон).

Пляска «Луэ со, луэ со».

Игра «Анинур, инна-инна».

Итоговое занятие.

2 2 2

3 2

2

2

3 2 2







Учебно- тематический план 3-го года обучения

Разделы

Количество часов

Теория

практика

1.

Гостеприимство, гостевой этикет удмуртов

14

7

7

2.

Застольные и народные песни удмуртов

22

8

14

3.

Творчество современных композиторов удмуртских песен

12

4

8

4.

Обряды удмуртского народа

54

20

34

5.

Удмуртские народные инструменты, трансляция удмуртского радио.

20

8

12

6.

Ансамбли и артисты Удмуртии.

22

10

12

ИТОГО:

144ч.

57

87

Содержание учебного материала 3 года обучения

  1. Гостеприимство, гостевой этикет удмуртов (14ч.)

Гостеприимство удмуртов. Гостевой этикет. Знакомство с семейными торжествами удмуртов.

Семейные торжества удмуртов. Обряд «Куно пумитан». Встреча гостей. Разучивание напева «Куно келян». Обряд «Куно келян».

  1. Застольные и народные песни удмуртов (22 ч.).

Знакомство с застольными песнями удмуртов. Разучивание песен «Жок сыор кырзамъес». Застольные песни удмуртов. Застольные песни удмуртов Татарстана. Застольные песни удмуртов Нырьинского поселения. Знакомство с удмуртскими народными песнями. Особенности исполнения удмуртских народных песен. Разучивание песни «Вало но возь вылын». Особенности исполнения удмуртских народных песен «Лымы тодыг». Разучивание народной песни «Поръялоз, поръ». «Кинъёс, кинъёс лыктйллям».

  1. Творчество современных композиторов удмуртских песен (12 ч.)

Знакомство с современными композиторами удмуртских песен. Знакомство с творчеством Геннадия Ганькова. Разучивание песен композитора-певца Александра Каткова. Знакомство с композитором Н. Уткиной. Особенности песен Николая Шкляева. Знакомство с молодым композитором А. Шутовым.

  1. Обряды удмуртского народа (54 ч.)

Особенности обряда катания с гор деревни Куркино. Разучивание мелодии «Катания с гор д. Шунь». Ночная Троицкая песня в деревне Иштуган, Балдыкня. Троицкая песня в деревне Ошь-Юмья. Особенности проведения Троицы в деревне Балдыкня. Особенности поминального обряда. Поминальный обряд в Нырьинском поселении. «Проводы в армию». Обряд деревни Верхняя Кузмесь. Особенности обряда «Проводы в армию деревни Старая Кня Юмья. Празднование «Покров дня». «Особенности обряда «Вой Юон». «Вой юон» Разучивание песен обряда. Масленичный напев деревни Старая Кня Юмья. Пасхальный обряд деревни Верхний Кузьмесь. Пасхальный обряд, особенности напева. Пасхальные игры. Особенности проведения обряда «Семык». Катание с гор (мискылян). Знакомство с обрядом «Сватовство». Свадебный ритуал удмуртов. Особенности обычая «умыкания». Ознакомление с обрядом «Ныя келен сем». Особенности проведения обряда «Выль кудо». Знакомство с обрядом «Солдат келян сем». Разучивание песни «Дюмшон». Разучивание пляски «Келялоз-а», «уз-а». «Разучивание танца «Луэ со, муэ со».

  1. Удмуртские народные инструменты, трансляция удмуртского радио (20 ч.)

Знакомство с удмуртскими народными инструментами. Музыкальные инструменты удмуртов. Знакомство с творчеством композитора «Корепонова - Камского. «Новинки удмуртского радио». Современные песни удмуртов.

  1. Ансамбли и артисты Удмуртии. (22ч.)

Знакомство с государственными ансамблями Удмуртии. Знаменитые современные артисты Удмуртии. Интенсификация межэтнических контактов. Знаменитые артисты Удмуртии. Влияние истории на этнокультурное развитие удмуртов. Разучивание удмуртских плясок.





Методическое обеспечение

1.Материально- техническое обеспечение:

  • специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;

  • музыкальные инструменты: фортепиано, гармонь, барабан, трещотка и.т.д.;

  • технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура, наборы СD- дисков, микрофоны и др.;

  • зал для проведения праздников;

  • народные костюмы.

2. Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;

  • пособия по народному творчеству;

  • комплект методической и теоретической литературы;

  • разработанные сценарии игр и праздников;

  • фотографии

Исторический материал

Создававшиеся удмуртским народом в течение веков предания, легенды, сказки, песни и другие жанры народного творчества не изучались очень долгое время. Планомерное собирание и изучение удмуртского фольклора началось в конце XIX столетия. Но интерес к условиям жизни, быта, обычаям удмуртского народа, как и других народов царской России, среди различных ученых путешественников появляется: значительно раньше. Он начинает наблюдаться со 2-й половины 18 века, продолжается в 19 веке и особенно усиливается после отмены крепостного права. В путевых записках и работах ученых путешественников а, также в трудах и художественных произведениях революционных демократов и прогрессивных писателей А. Н. Радищева, А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Короленко и других деятелей русской культуры содержится много этнографических, фольклорных и других сведений об удмуртском народе. Из крупных журналов в 19 веке одним из первых обратил внимание на изучение духовной культуры народов Поволжья и Прикамья, в том числе и удмуртского, журнал «Современник», напечатавший в 1836 году статью А. Емичева «Мифология вотяков и черемис» и в 1856 году работу С. Осокина «Народный быт в северо-восточной России».

Необходимо отметить, что в работу по собиранию и публикации произведений удмуртского фольклора активно включились члены Казанского и Вятского православных миссионерских обществ, работники просвещения, историки, этнографы, лингвисты.



Легенда

В лесу жила когда-то старая мудрая ель. Звали ее Мудор-Кыз - Мать Леса. Говорят, с неё начинался лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтоб потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Кыз. Говорят, однажды мачеха Солнца, Сумасшедшая Молния, страшным огнем опалила Мудор-Кыз. Ель умерла. Но пришёл Человек и оживил её: он сделал из неё Гусли - Крезь и вложил в них свою человечью душу. Так у удмуртов появились Быдӟым Крезь - Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели Инву Утчан Гур - Мелодию Небесной Росы, Небо плакало дождём. Говорят, давно это было. Но с той поры удмурты стали делать свои гусли из опалённой молнией ели. Теперь уже позабыли про это. И про гусли уже позабыли. Но напев Быдӟым Крезь живёт! Если вы хотите его услышать, идите в Великий Лес и прислушайтесь к нему и к себе.

Литературный обзор

Шестикнижная серия "Зарни крезь" = "Золотые гусли" объединяет сборники фольклорных текстов. В серии использованы публикации Г. Е. Верещагина, Ю. Вихманна, К. Герда, Б. Мункачи, Н. Г. Первухина, А. Н. Клабукова, Н. П. Кралиной, М. П. Петрова, П. К. Поздеева, Д. А. Яшина, а также материалы экспедиций разных лет, хранящиеся в рукописном отделе библиотеки Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, Удмуртского государственного университета, в фонотеке Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. В редакционной коллегии серии - видные учёные: В. Е. Владыкин, Т. Г. Перевозчикова, П. К. Поздеев, Э. А. Тамаркина, Д. А. Яшин. Книга "Айкай" - вторая книга серии. Здесь представлены произведения удмуртского фольклора о временах года, о смене природных явлений, о связи их с жизнью человека.









Литература

1.Удмуртские народные сказки/ Сост. А. Клабуков. Ижевск: Изд-во Удмуртгосиздат, 1948.

2. Яшин Д.А. Удмуртская народная сказка. Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1965.

3. Учебно-методический комплекс "История культуры Удмуртии" Р. В. Кириллова
4. Адямилы ӟеч лэсьтыса, ачид но ӟечгес луиськод: Удмурт пословицаос но поговоркаос / Люказ Кузнецова В. Т.; Художник Тагиров Р. К. - 2-тӴ издание, будэтэмын. - Ижевск: Удмуртия, 1994. - 19 с.: ил.

5. Айкай / Сост. Перевозчикова Т. Г.; Ил. Гарипова М.; Пер. поэт. текстов Емельянова В. - Ижевск: Удмуртия, 1989. - 142 с.: ил. - На рус. и удм. яз. - (Зарни крезь = Золотые гусли).

6. Бойкова Е. Б. Песни южных удмуртов. Вып. 1. / Бойкова Е. Б., Владыкина Т. Г.; Удм. ин-т истории, яз. и лит. - Ижевск, 1992. - 191с.: ноты. - (Удм. фольклор). - Загл. обл.: Удмуртский фольклор. Песни.

7. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. / Г. Е. Верещагин; Ред. Ванюшев В. М.; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние; Удм. ин-т истории, языка и литературы. - Ижевск. - Т. 4: Фольклор. Кн. 1 : Удмуртский фольклор. - 2001. - 220 с. - (Памятники культуры).

8. Г. Е. Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья : сб. ст. / сост.: В. М. Ванюшев, Т. С. Зыкина ; отв. ред. В. М. Ванюшев ; Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН - Ижевск, 2004. - 324, [3] с.

9. Визьлюко шыкыс : мадиськонъёсын бичет / авт.-сост. А. М. Комарова ; ред. Т. П. Четкарева ; худож. В. Г. Мустаев. - Ижевск : Удмуртия, 2005. - 143 с. : ил. - Пер. загл.: Сундучок со смекалками. - На удм. яз.

10. Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. . - Казань: Типогр. А. А. Коковиной, 1880. - 190 с. - CD-ROM 126. (Электронное издание данной книги подготовлено в 2000 г. и упрощает работу с текстом, сохраняя книжное издание.)

11. Н. М. Греховодов. Композитор. Фольклорист. Педагог / Р. А. Чуракова, И. М. Нуриева ; Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН. - Ижевск, 2006. - 190, [4] с. : ил.

12. Долганова Л. Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность / Долганова Л. Н., Морозов И. А., Минасенко Е. Н.; Отв. ред.: Симченко Ю. Б. и др.; Науч. ред. Владыкина Т. Г.; РАН. Ин-т этнологии и антропологии, Удм. респ. центр нар. творчества и науч.-метод. работы. - М., 1995. - 312 с.

13.Долганова Л. Н., Морозов И. А. Игры и развлечения удмуртов. 2-е изд., доп. / Нуч. Ред. и отв. за вып. Владыкина Т. Г. - Ижевск: Удм. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, 2002. - 381 с.: ил. - На удм. и рус. яз.

14. Инву утчан гур = Мелодия небесной росы: [Мифы, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки] / Редкол.: Владыкин В. Е. (гл. ред.) и др.; Худож. Гарипов М. Г. - Ижевск: Удмуртия, 1988. - 118 с.: ил. - на удм. и рус. яз. - (Зарни крезь = Золотые гусли).

15. Ингур : удмурт фольклоръя лыдӟет : шор ёзо школаослы / люказ, радъяз но валэктонъёссэ гожтӥз Т. Г. Владыкина. - Ижевск : Удмуртия, 2004. - 352 с. : ил.

16. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты / Кунгуров С. Н.; Центр нар. творчества М-ва культуры Удм. Респ. - Ижевск, 1994. - 29 с.: ил.

17. нуриева И.М.Песни завятских удмуртов.// - Ижевск.: УНИЯЛ УРО РАИ, 1995.

18. Беркутов В.М. Нырьинская старина в облике Кукморского региона.// - Казань.: Издательство «Дом печати», 2003.

19.Келльмаков Кукморский диалект удмуртского языка.// -Йошкар Ола.: Мар НИИ, 1961.

20. Газищзов Р.Р, Ваши любимые песни.// Казань.»Юлдаш»,1994.

21. Беркутов В.М. Удмуртские народные праздники, обряды и поверья. Трудовая слава (Кукморская районная газета) 2006, 14 июня.



Календарно - тематический план 1-го года обучения

№ п.п.

Тема

Кол-во занятий

Дата проведения занятия

календарная

фактическая

1.

Образ жизни удмуртов

10 ч.



1.1

Общие сведения об удмуртах. Истоки удмуртского энотогенеза.

2

03.09.

03.09.

1.2.

Древне-удмуртская языковая общность. Удмурты в составе России

2

05.09.

05.09.

1.3.

Северные удмурты

2

10.09.

10.09.

1.4.

Южные удмурты

2

12.09.

12.09.

1.5.

Новый этап удмуртской истории. Приметы и поверья о погоде

2

17.09.

17.09.

2.

Быт удмуртов

8



2.1.

Формы хозяйственного быта.

2

19.09.

19.09.

2.2.

Охота. Бортничество. Рыболовство. Промыслы и ремесла.

2

24.09.

24.09.

2.3.

Преобразование в хозяйственном укладе. Поселение, жилище. Одежда. Пища.

2

26.09.

26.09.

2.4..

Обряды и поверья удмуртов, связанные с жильём

2

01.10

01.10

3.

Устный народный фольклор

14 ч.



3.1.

Сказки о животных

2

03.10.

03.10.

3.2.

Волшебные сказки

2

08.10.

08.10.

3.3.

Образы помощников героя удмуртской волшебной сказки

2

10.10.

10.10.

3.4.

Легенды.

2

15.10.

15.10.

3.5.

Сбор материала по фольклору своей местности

2

17.10.

17.10.

3.6.

Пословицы и поговорки. Загадки.

2

22.10.

22.10.

3.7.

Звуковая организация удмуртских пословиц

2

24.10.

24.10.

4.

Музыкальный фольклор удмуртов

20 ч.



4.1.

Южно-удмуртский песенный фольклор

6

29.10.

01.11.

05.11.

29.10.

01.11.

05.11.

4.2.

Жанровая система песенного фольклора удмуртов Кукморского района

2

12.11.

12.11.

4.3

Фольклор удмуртов Кукморского района, их отличие

2

14.11.

14.11.

4.4.

Фольклор удмуртов Кукморского района

2

19.11

19.11

4.5.

Песенный фольклор нашего района

2

21.11

21.11

4.6.

Южно-удмуртский песенный фольклор

2

26.11.

26.11.

4.7.

Многоголосие обрядовых напевов северных удмуртов

2

28.11.

28.11.

4.8.

Многоголосие северных удмуртов

2

03.12.

03.12.

5.

Музыкальные инструменты

6



5.1.

Музыкальные инструменты

2

05.12

05.12

5.2.

Музыкальные инструменты удмуртов

2

10.12.

10.12.

5.3.

Многоголосие южных удмуртов

2

12.12.

12.12.

6.

Обряды и обрядовые песни удмуртов

26 ч.



6.1.

Обрядовые песни. Гуждор.

2

17.12.

17.12.

6.2.

Пасхальный обряд. Акошка.

2

19.12.

19.12.

6.3.

Пасхальные напевы

2

24.12.

24.12.

6.4.

Обряд «Троица». Семык

2

26.12.

26.12.

6.5.

Рождество. Особенности обряда

2

09.01.

09.01.

6.6.

Крещение (йо вылэ султон)

2

14.01.

14.01.

6.7.

Масленичный обряд

4

16.01.

26.01.

16.01.

26.01.

6.8.

Обряд «Гербер»

2

23.01.

23.01.

6.9.

Как проводится Сабантуй (Тыран быдан)

2

28.01.

28.01.

6.10.

Разучивание обряда «Бусы сюан»

2

30.01.

30.01.

6.11.

Свадьба поля «Бусы сюан»

2

04.02.

04.02.





6.12.

Обрядовые песни

2

08.02.

08.02.

7.

Семейные праздники

26 ч.









7.1

Проводы невесты

2

11.02.

11.02.

7.2.

Обряд «Ныл келен»

2

13.02.

13.02.

7.3.

Удмуртская свадьба

2

18.02.

18.02.

7.4.

Удмурт сюан

2

20.02.

20.02.

7.5.

Салам воен

2

25.02.

25.02.

7.6.

Свадебный обряд

2

27.02.

27.02

7.7.

Обряд «Выль кудо»

2

03.03.

03.03.

7.8.

Разучивание обряда «Солдатэ келен»

2

05.03.

05.03.

7.9.

Проводы в армию

2

10.03.

10.03.

7.10.

Обряд «Вой сиен»

2

12.03.

12.03.

7.11.

Знакомство с обрядом «Нуны сюен»

2

17.03.

17.03.

7.12.

Закрепление обряда «Сюен»

2

19.03.

19.03.

7.13.

Новоселье

2

24.03.

24.03.

8

Детский фольклор

10 ч.



8.1.

Роль детского фольклора в развитии детской литературы

2

26.03.

26.03.

8.2.

Стихотворения- дразнилки

2

31.03.

31.03.

8.3.

Удмуртские заклички

2

02.04.

02.04.

8.4.

Потешки - прибаутки

2

07.04.

07.04.

8.5

Считалки на удмуртском языке

2

09.04.

09.04.

9.

Народные Игры

14 ч.



9.1.

Народные игры

2

14.04.

14.04.

9.2.

Игры-хороводы южных удмуртов

2

16.04.

16.04.

9.3.

Круговой хоровод «Ой шаль кышит»

2

21.04.

21.04.

9.4

Игра -хоровод «Лемлет сеська, чебер-сеська»

2

23.04.

23.04.

9.5.

Игра - пляска «Тямысэн шудон»

2

28.04.

28.04.

9.6.

Игра «Палтури»

2

30.04.

30.04.

9.7.

Игра пляска «Зази уя, чож уя но»

2

05.05.

05.05.

10.

Декоративно-прикладное искусство удмуртов

10 ч.



101

Декоративно-прикладное искусство удмуртов

2

12.05.

12.05.

10.2.

Вышивка

2

19.05.

19.05.

10.3.

Украшение одежды

2

21.05.

21.05.

10.4.

Декоративные полотенца. Скатерти, ковры.

2

26.05.

26.05.

10.5.

Резьба по дереву. Наличники окон.

2

28.05.

28.05.


ИТОГО:

144 ч.



































Календарно- тематический план 3-го года обучения

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата проведения занятия

календарная

фактическая

1.

Гостеприимство, гостевой этикет удмуртов

14ч.

1.1.

Гостеприимство удмуртов. Гостевой этикет.

2

01.10

01.10

1.2.

Знакомство с семейными торжествами удмуртов.

2

05.10.

05.10.

1.3

Семейные торжества удмуртов.

2

09.10.

09.10.

1.4.

Обряд «Куно пумитан».

2

12.10.

12.10.

1.5.

Встреча гостей.

2

16.10.

16.10.

1.6.

Разучивание напева «Куно келян».

2

19.10.

19.10.

1.7.

Обряд «Куно келян».

2

22.10.

22.10.

2

Застольные и народные песни удмуртов.

22ч.



2.1.

Знакомство с застольными песнями удмуртов

2

26.10.

26.10.

2.2.

Разучивание песен «Жок сыор кырзамъес»

2

29.10.

29.10.

2.3.

Застольные песни удмуртов

2

02.11.

02.11.

2.4.

Застольные песни удмуртов Татарстана

2

05.11.

05.11.

2.5.

Застольные песни удмуртов Нырьинского поселения

2

09.11.

09.11.

2.6.

Знакомство с удмуртскими народными песнями.

2

12.11.

12.11.

2.7.

Особенности исполнения удмуртских народных песен.

2

16.11.

16.11.

2.8.

Разучивание песни «Вало но возь вылын».

2

19.11.

19.11.

2.9

Особенности исполнения удмуртских народных песен «Лымы тодыг».

2

23.11.

23.11.

2.10.

Разучивание народной песни «Поръялоз, поръ».

2

26.11.

26.11.

2.11.

«Кинъёс, кинъёс лыктйллям»

2

30.11.

30.11.

3.

Творчество современных композиторов удмуртских песен

12 ч.



3.1.

Знакомство с современными композиторами удмуртских песен.

2

03.12.

03.12.

3.2.

Знакомство с творчеством Геннадия Гонькова.

2

07.12.

07.12.

3.3.

Разучивание песен композитора-певца Александра Кеткова.

2

10.12

10.12

3.4.

Знакомство с композитором Н. Уткиной.

2

14.12.

14.12.

3.5.

Особенности песен Николая Шклеева.

2

17.12.

17.12.

3.6.

Знакомство с молодым композитором А. Шутовым.

2

21.12.

21.12.

4.

Обряды удмуртского народа

54 ч.



4.1

Особенности обряда катания с гор деревни Куркино.

2

24.12.

24.12.

4.2.

Разучивание мелодии «Катания с гор д. Шунь».

2

28.12.

28.12.

4.3.

Ночная Троицкая песня в деревне Иштуган, Балдыкня.

2

30.12.

30.12.

4.4.

Троицкая песня в деревне Ошь-Юмья.

2

06.01.

06.01.

4.5.

Особенности проведения Троицы в деревне Балдыкня.

2

11.01.

11.01.

4.6.

Особенности поминального обряда.

2

14.01.

14.01.

4.7.

Поминальный обряд в Нырьинском поселении.

2

17.01.

17.01.

4.8.

«Проводы в армию». Обряд деревни Верхняя Кузмесь.

2

18.01.

18.01.

4.9

Особенности обряда «Проводы в армию деревни Старая Кня Юмья.

2

21.01.

21.01.

4.10

Празднование «Покров дня».

2

24.01.

24.01.

4.11.

«Особенности обряда «Вой Юон».

2

28.01.

28.01.

4.12

«Вой юон» Разучивание песен обряда.

2

01.02.

01.02.

4.13.

Масленичный напев деревни Старая Кня Юмья.

2

04.02.

04.02.

4.14.

Пасхальный обряд деревни Верхний Кузьмесь.

2

08.02.

08.02.

4.15.

Пасхальный обряд, особенности напева.

2

11.02.

11.02.

4.16.

Пасхальные игры

2

15.02.

15.02.

4.17.

Особенности проведения обряда «Семык».

2

18.02.

18.02.

4.18.

Катание с гор (мискылян)

2

22.02.

22.02.

4.19.

Знакомство с обрядом «Сватовство»

2

25.02.

25.02.

4.20.

Свадебный ритуал удмуртов

2

28.02.

28.02.

4.21.

Особенности обычая «умыкания»

2

01.03.

01.03.

4.22.

Ознакомление с обрядом «Ныя келен сем»

2

04.03.

04.03.

4.23.

Особенности проведения обряда «Выль кудо»

2

2

11.03.

15.03.

11.03.

15.03.

4.24.

Знакомство с обрядом «Солдат келян сем»

2

18.03.

18.03.

4.25.

Разучивание песни «Дюмшон»

2

22.03.

22.03.

4.26.

Разучивание пляски «Келялоз-а», «уз-а»

2

25.03.

25.03.

4.27.

«Разучивание танца «Луэ со, муэ со»

2

01.04.

01.04.

5.

Удмуртские народные инструменты, трансляция удмуртского радио

12ч.



5.1.

Знакомство с удмуртскими народными инструментами

2

05.04.

05.04.

5.2.

Музыкальные инструменты удмуртов

2

08.04.

08.04.

5.3.

Знакомство с творчеством композитора «Корепонова-Камского

2

12.04.

12.04.

5.4.

«Новинки удмуртского радио

2

4

15.04

19.04.,26.04.

15.04

19.04.,26.04.

5.5.

Современные песни удмуртов

2

22.04.

22.04.

6.

Ансамбли и артисты Удмуртии

14ч.



6.1.

Знакомство с государственными ансамблями Удмуртии

4

03.05.

06.05.

03.05.

06.05.

6.2.

Знаменитые современные артисты Удмуртии

2

10.05.

10.05.

6.3.

Интенсификация межэтнических контактов

2

13.05.

13.05.

6.4.

Знаменитые артисты Удмуртии

2

17.05.

17.05.

6.5.

Влияние истории на этнокультурное развитие удмуртов

2

20.05

20.05

6.6.

Разучивание удмуртских плясок

2

24.05.

24.05.

ИТОГО

128ч.





© 2010-2022