Тема весны в музыке

ЦЕЛЬ УРОКА:                               помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту                               природы в художественных образах (музыке, поэзии,                               живописи).   ЗАДАЧИ УРОКА:                               -формировать нравственно-эстетические переживания                                учащихся от поэтического слова музыки, живописи;                                 -направить внимание школьников на восприятие                                неповторимости красоты родной природы и её связи с                                музыкой;                                 -развивать умение учащихся анализировать средства                                художественной выразительности и художественный                                образ.              ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ УРОКА.                Природа щедро дарит чудеса,           И ждёт взамен труда и удивленья.                                            К. Васильев                                                художник     ОБОРУДОВАНИЕ: портрет П.И. Чайковского;                                    репродукция картины  Саврасова «Грачи прилетели»;                                          иллюстрация к стихотворению А. Барто «В лесу»;                                    таблицы; музыкальные инструменты: колокольчики,                                     треугольники;                   ГРАМЗАПИСЬ:     А. Вивальди «Весна»;                                    Чайковский «Подснежник».
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3.

Тема весны в музыке.

Тема весны в музыке.

Тема весны в музыке.

Тема весны в музыке.



ЦЕЛЬ УРОКА:

помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту

природы в художественных образах (музыке, поэзии,

живописи).

ЗАДАЧИ УРОКА:

-формировать нравственно-эстетические переживания

учащихся от поэтического слова музыки, живописи;

-направить внимание школьников на восприятие

неповторимости красоты родной природы и её связи с

музыкой;

-развивать умение учащихся анализировать средства

художественной выразительности и художественный

образ.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ УРОКА.

Природа щедро дарит чудеса,

И ждёт взамен труда и удивленья.

К. Васильев

художник

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет П.И. Чайковского;

репродукция картины Саврасова "Грачи прилетели";

иллюстрация к стихотворению А. Барто "В лесу";

таблицы; музыкальные инструменты: колокольчики,

треугольники;

ГРАМЗАПИСЬ: А. Вивальди "Весна";

Чайковский "Подснежник".



ХОД УРОКА.

Музыкальный вход.

А. Вивальди "Весна".

Музыкальное приветствие на мелодию "Весенней" песни Моцарта.

"Рада видеть вас, ребята,

Добрый день, мои друзья.

К нам музыка с весною

Спешит навстречу дня!"

Учитель: Наш урок, ребята, я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите своё отношение.

"Настоящий зритель, слушатель - это такой же творец, как и композитор, художник, поэт".

(Высказывание детей).

Учитель: Настоящий зритель, слушатель, художник - чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение.

Я хочу, чтобы каждый из вас, выбрал именно этот путь работы на уроке; работа сердца, души, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить свою душу красотой и богатством.

Сообщение темы урока.

Чтобы узнать тему урока, давайте попробуем отгадать музыкальную загадку. Я вам прочитаю текст, а вы должны будете импровизировать, то есть сочинить мелодию на вопрос текста и ответ на слова "Это бывает..."

(Слова положить на парты).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

(Импровизации детей).

Учитель: Верно узнали, что это бывает весной.

И так, тема нашего урока сегодня, конечно, же, связана с весной.

"Образ весны в музыке, поэзии и живописи".

Исполнение песни "Солнечная капель" муз. Соснина.

Послушайте мелодию и определите название песни и её автора.

(Сыграть 1 куплет и припев).

(Учащиеся называют песню).

Учитель: Какое настроение в ней?

Дети: Музыка весёлая, радостная, бодрая, звонкая.

Учитель: Музыка звучала одинаково по характеру или нет?

Дети: В куплете плавно, в припеве отрывисто.

Учитель: Где песенный, а где танцевальный характер?

Дети: В запеве песенный, в припеве танцевальный.

Учитель: Что изображает припев?

Дети: Как падают капли.

Учитель: Какие выразительные краски использует композитор для передачи весеннего настроения?

Дети: Ритм придаёт песни танцевальность.

Учитель: Какие динамические оттенки в песни?

Дети: Сила звука разная: В запеве тихо, а в припеве чуть громче и звонко.

Учитель: Как исполняется песня легко или тяжело?

Дети: Легко.

Учитель: Почему композитор для песни взял такой характер?

Дети: Чтобы передать образ весны. Все люди радуются, когда после долгой зимы приходит весна.

Учитель: Верно поняли и почувствовали замысел композитора. В этом году мы особенно ждём весну. Столько снега выпало, такие сугробы везде, заносы были, что люди немного устали и ждут обновления в природе.

Давайте, исполним песню в характере и покажем графически движение мелодии рукой в припеве. А те, у кого на парте колокольчики, будут ритм в припеве исполнять на них, украшая наше исполнение.

(Пение песни).

Учитель: И так, ребята, композитор Соснин какой образ весны показал нам, и мы его передали?

Дети: Солнечный, весёлый, озорной, радостный. Капают сосульки, радостно на душе и приятно.

Учитель: Поэт И. Никитин точно передал такое настроение в своих стихах.

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам звенят.

Беседа по картине Саврасова "Грачи прилетели"

Учитель: А сейчас вы увидите картину - весенний пейзаж, который привёл в восторг и зрителей и художников, и до сих пор очаровывает всех, кто её видит.

Что такое мог написать художник, что удивило и обрадовало всех?

Алексей Кондратьевич Саврасов написал картину "Грачи прилетели" (Показ).

Есть ли в ней что-нибудь необыкновенное?

Дети: Нет, окраина села.

Учитель: Берёзы ровные и стройные?

Дети: Нет, кривые, корявые.

Учитель: Что ещё видите на картине?

Дети: Тает снег, появились лужи, забор через всю картину, деревянные дома и сарай.

Учитель: День яркий и солнечный?

Дети: Пасмурный, серый.

Учитель: Разный или один образ весны в песни и в картине?

Дети: Разный, т.к. весна бывает ранняя и поздняя. Но общего то - что это время года весна.

Учитель: Как украшает жизнь умение увидеть, почувствовать, как это увидел и почувствовал художник дыхание весны. Что делают птицы?

Дети: Хлопочут вокруг своих гнёзд.

Учитель: Какого цвета птицы?

Дети: Чёрного почти.

Учитель: Чёрный цвет позволяет ощутить воздушность облаков? Какие облака?

Дети: Нежно, бледно-голубые.

Учитель: Какой месяц весны?

Дети: Март.

Учитель: Слова "март" пришло из Византии. Мартиус, март назван по имени бога войны Марса.

17 марта прилёт грачей. В давние времена новый год начинался с весны. Грачи - первые вестники весны.

Прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года".

Лес большой, был полон звуков

Кто-то выл, а кто мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто пищал, кто молчал,

Ну, а кто весенний аромат цветов вдыхал.

Какие весенние цветы вы знаете? Что за первый весенний цветок растёт прямо из-под снега?

Дети: Подснежник.

Учитель: Композитор П.И. Чайковский написал пьесу, которую так и назвал "Апрель. Подснежник".

Послушайте произведение, насладитесь музыкой, ощутите краски весны, почувствуйте их у себя в душе. Во время звучания музыки можно взять карандаши, фломастеры и нарисовать всё, что вам навеяла музыка.

(Слушание).

Учитель: Эпиграфом к пьесе "Подснежник" является стихотворение русского поэта А. Майкова:


Учитель: Сколько частей в пьесе?

Выберите нужные фигуры.

Тема весны в музыке.

Определите характер пьесы по таблице.

(Ответы детей).

Учитель: Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение А. Барто "В лесу".

1.Дятел, дятел, строгий дятел 3. На ветвях, в зелёных креслах,

Лезет кверху по стволу Целый выводок галчат,

И стучит, как председатель, А галчата, как известно,

По столу. Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова, 4. Улетай от сюда ворон,

Засвистят на свой мотив, Чёрный ворон,

Засвистят и смолкнут снова Без тебя тут полный кворум,

Песню словно проглотив. Полный кворум.

Учитель: Назовите, о каких птицах здесь говорится? Найдите их на рисунке.

(Ответы детей).

Учитель: Попробуйте сочинить зов каждому персонажу.

Д/з. Дать придумать весеннюю сказку об этих птицах.

Подведение итога урока.

Учитель: Мы с вами говорили сегодня о весне русской. Какие произведения музыки поэзии и живописи помогли нам проникнуться сердцем к природе, почувствовать образ весны, образ Родины?

С какими чувствами мы прожили сегодняшний урок?

Дети: Добротой, любовью к русской природе, Родине, России.

Учитель: Как вы понимаете такие слова:

Природа щедро дарит чудеса,

И ждёт взамен труда и удивленья.

Константин Васильев (Художник)

Дети: Природа дарит чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять.

Учитель: Но, чтобы увидеть эти чудеса, надо трудиться. А как трудиться? Переносить тяжести, заниматься физическим трудом?

Дети: Нужно трудиться душой, сердцем, чувствами.

Учитель: Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим творцом. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть произведения.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам

Приглядывайтесь к родникам

Ничто не повторится.

За мигом - миг, за шагом - шаг -

Впадайте в изумленье.

Всё будет так, и всё не так

Через одно мгновенье.

Учитель: Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на ожившую природу своими глазами.

На этом наш урок закончен, спасибо вам за доброе участие в уроке. До новых встреч с музыкой.

Музыкальный выход. "Весна" Вивальди.

Тема весны в музыке.




"В лесу" А. Барто.

1.Дятел, дятел, строгий дятел 3. На ветвях, в зелёных креслах,

Лезет кверху по стволу Целый выводок галчат,

И стучит, как председатель, А галчата, как известно,

По столу. Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова, 4. Улетай от сюда ворон,

Засвистят на свой мотив, Чёрный ворон,

Засвистят и смолкнут снова Без тебя тут полный кворум,

Песню словно проглотив. Полный кворум.

"В лесу" А. Барто.

1.Дятел, дятел, строгий дятел 3. На ветвях, в зелёных креслах,

Лезет кверху по стволу Целый выводок галчат,

И стучит, как председатель, А галчата, как известно,

По столу. Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова, 4. Улетай от сюда ворон,

Засвистят на свой мотив, Чёрный ворон,

Засвистят и смолкнут снова Без тебя тут полный кворум,

Песню словно проглотив. Полный кворум.

"В лесу" А. Барто.

1.Дятел, дятел, строгий дятел 3. На ветвях, в зелёных креслах,

Лезет кверху по стволу Целый выводок галчат,

И стучит, как председатель, А галчата, как известно,

По столу. Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова, 4. Улетай от сюда ворон,

Засвистят на свой мотив, Чёрный ворон,

Засвистят и смолкнут снова Без тебя тут полный кворум,

Песню словно проглотив. Полный кворум.

"В лесу" А. Барто.

1.Дятел, дятел, строгий дятел 3. На ветвях, в зелёных креслах,

Лезет кверху по стволу Целый выводок галчат,

И стучит, как председатель, А галчата, как известно,

По столу. Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова, 4. Улетай от сюда ворон,

Засвистят на свой мотив, Чёрный ворон,

Засвистят и смолкнут снова Без тебя тут полный кворум,

Песню словно проглотив. Полный кворум.


© 2010-2022